Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий в основной школе



Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8
Программа
развития регулятивных универсальных учебных
действий на этапе основного общего образования
Автор: Кладова Ирина Сергеевна
Учитель английского языка
Высшей квалификационной категории
Член методического совета учреждения
Березники 2014
Пояснительная записка
Инновационные процессы, которые происходят в педагогической образовательной системе, необходимость развивающего потенциала общего среднего образования вызывает необходимость целенаправленного развития регулятивных учебных действий, которые являются первостепенным звеном в развитии умения учиться. Умение учиться это главный вектор федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в школе.
Программа развития регулятивных универсальных учебных действий (далее программа РУУД) направлена на :Реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам, освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;
Повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний учебных действий; расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;.
Представление навигации проектирования регулятивных универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Теоретико-методологической основой разработки Программы РУУД стали:
культурно-исторический, системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;
учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин).
Цель программы – формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности.
Задачи программы
Обеспечить развитие умения организовывать свою учебную познавательную деятельность в образовательном учреждении и за его пределами, включая:
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено школьником, и того, что еще неизвестно;
- умение выбирать адекватные средства для организации своего поведения;
- умение запоминать правило (инструкцию) и придерживаться его (ее) при решении конкретной задачи, ситуации выбора;
- умение контролировать и выполнять действия по заданному образцу, в соответствии с правилом, нормой;
- умение планировать, то есть составлять план и определять последовательность промежуточных целей и действий с учетом конечного результата;
- умение прогнозировать результаты своей деятельности;
- умение корректировать свои действия, вносить изменения в план и способ действия;
- умение реалистично оценивать свои образовательные достижения.
Номенклатура РУУД
- целеполагание как определение цели, задач;
- планирование как определение последовательности промежуточных целей и действий;
- прогнозирование как предвосхищение результата;
- контроль как соотнесение способа действия и его результатов;
- коррекцию исходного плана, способа действия;
- оценку достигнутого и определение того, что предстоит сделать, выполнить,осознание качества и уровня усвоения учебного материала;
- волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, способность к преодолению препятствия.
Инновационный методический инструментарий развития РУУД
В основе развития РУУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаѐтся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности в урочной и внеурочной деятельности.
В процессе обучения широко применяются:
Проблемно-диалогическая технология, которая даѐт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала прорабатываются три звена:
постановка учебной проблемы (выделяются противоречия, ставятся цели и задачи для решения)
поиск еѐ решения (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция) и
подведения итога деятельности(оценка результата) .
Как видно этапы технологии соответствуют определенному критерию РУУД, а следовательно, способствуют развитию этого умения.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Технология направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счѐт изменения традиционной системы оценивания. Совместно с педагогом учащиеся вырабатывают критерии оценивания своих продуктов деятельности (или учитель предлагает свои). Учитель разрабатывает Техническое задание для учащихся, в котором описывается алгоритм действий и представляются критерии оценки работы. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; формируется мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путѐм создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Данная технология обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счѐт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Технология оценивания апробирована и реализуется через систему метапредметных курсов, а также некоторыми педагогами при оценке определенных предметных результатов ( Смысловое чтение - русский язык, литература, ШибановаМ.С.), технология развитие навыков связности и логичности в эссе-мнение, технология развития РУУД в процессе письменного высказывания (английский язык, Кладова И.С.).
Тьюторская технология «Проектный офис»
Технология применяется в урочной и внеурочной деятельности. Заключается в обеспечении тьюторской поддержки инициативы ученика, в центре инициативы - интерес учащегося (социальный или учебный). В основе технологии лежит вопросно-ответная техника. Тьюторское сопровождение обеспечивается на всех этапах реализации инициативы, включая мотивацию, замысел, планирование, реализацию, анализ и рефлексию. Данная технология применяется наиболее активными и инициативными педагогами-новаторами, особенно при подготовке детей к олимпиадам, конкурсам, конференциям разного уровня и т.п. Проектный офис (ПО) – постояннодействующая структура, обеспечивающая тьюторское и информационное сопровождение детских инициатив. В состав ПО могут входить педагоги и старшеклассники, прошедшие тренинги и семинары по обучению техникам тьюторского сопровождения.
Задачи ПО:
Способствовать возникновению и поддержанию детских инициатив
Сопровождать инициативы с момента замысла
Проводить рефлексивные мероприятия по реализации проектов
Учитывать инициативы во всех проявлениях
Принципы ПО:
Индивидуализации проектов – каждый проект основан на индивидуальном или индивидуально-групповом интересе;
Реалистичности и безопасности – проект может быть реализован и разработан с учетом рисков для здоровья и безопасности;
Эффективной коммуникации – совместное проектирование с участием тьютора (тьюторов);
Вариативности форм представления проекта;
Принцип улучшения проекта (дети могут вносить коррективы и изменения );
Публичной открытости инициативы;
Оценивания инициатив;
Соревновательности.
Технология рефлексивных сессий.
Технология помогает учащимся научиться планировать индивидуальную образовательный маршрут. Рефлексивные сессии являются одним из элементов модели предпрофильного образования в 8 – 11 классах школы. Модель включает в себя:
·  установочный семинар для учащихся и родителей;
·  тьюторский практикум по конструированию индивидуального образовательного маршрута;
·  групповые и индивидуальные консультации психологов;
·  заполнение ИОМ учащимися совместно с педагогом
Целью таких сессий является развитие у подростков рефлексивных способностей; осмысление учащимися ценности образования и самоопределение относительно учения; подготовка к ситуации самоопределения, фиксация учащимися своих «точек» достижений и проблем; - коррекция учащимися своего индивидуального образовательного маршрута.
Технология применяется педагогами во внеурочной деятельности. По своему характеру является технологией тьюторского сопровождения.
Технология проектирования
Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это:
– направленность на достижение конкретных целей;
– координированное выполнение взаимосвязанных действий;
– ограниченная протяжѐнность во времени с определѐнным началом и концом;
– в определѐнной степени неповторимость и уникальность.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Оценивание осуществляется по разработанным критериям к проекту, работе, докладу и т.дВыездной палаточный лагерь.
Технология используется с 2013-2014 учебного года во внеурочной деятельности и включаются в планы работы классных руководителей. Учащиеся выезжают за пределы школы в сопровождении педагогов и старшеклассников. Педагоги и учащиеся -равноправные участники лагеря. Учащиеся самостоятельно планируют и организуют свой быт, проектируют и организуют свой досуг, создают инициативные группы для реализации собственных проектов- инициатив. Совместно с педагогами вырабатываются критерии оценивания инициатив. В жизнь лагеря заводится рейтинг, по результатам которого осуществляется поощрение за участие в жизни лагеря. В течение всей жизни в лагере функционирует «Проектный офис», целью которого является сопровождение детских инициатив на всех этапах.
Значение данной технологии неоценимо для развития РУУД и применения полученных навыков целеполагания, планирования, контроля, коррекции, рефлексии своих действий для достижения результата в жизни.
Исследовательская деятельности в учебном процессе также является мощным инструментом формирования РУУД.
Учащиеся и педагоги школы являются постоянными участниками, призерами и победителями учебно-исследовательских, научно-исследовательских конференций городского, краевого и российского уровня. Оценивание результата осуществляется по разработанным критериям исследовательской работы.
Технология языковой портфель - средство развития умений оценки и самооценки знаний при подготовке к олимпиадам и конкурсам по английскому языку. Также элементы этой технологии представлены в УМК по английскому языку, по которым работают учащиеся школы. Ученик определяет свой уровень владения изучаемым языком по таблице самооценки«Self-assessment», расположенной в конце каждого раздела Он внимательно осваивает описание коммуникативных умений в листах самооценки, затем отмечает те коммуникативные умения, которыми, по их мнению, уже овладели, и те, которыми предстоит овладеть. Наиболее мотивированным учащимся, предлагается сравнить свои достижения с дескрипторами общеевропейских уровней владения ИЯ. Учитель помогает учащемуся увидеть свои достижения и недостатки и наметить путь устранения последних.
Критерии и процедура оценивания развития РУУД
Для расшифровки и понимания критериев развития РУУД достаточно изучить параметры структурно-функционального анализа любой деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную часть любых учебных действий (П.Я.Гальперин).
Ориентировочная часть действия
Уровни Показатели сформированностиПоведенческие индикаторы сформированности1. Отсутствие цели Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования) Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стоны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал
2. Принятие практической задачи Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
3.Переопределение познавательной задачи в практическуюПринимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
4. Принятие познавательной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи Охотно осуществляет решение познаватель-ной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
5.Переопределение практической задачи в теоретическую Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа.
6. Самостоятельная постановка учебных целей Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия
Контрольная часть действия
Уровни Показатели сформированностиДополнительный диагностический признак
1. Отсутствие контроля Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок. Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
2. Контроль на уровне непроизвольного внимания Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых
3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает
4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям
5. Потенциальный рефлексивный контроль Решая новую задачу ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям
6. Актуальный рефлексивный контроль Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения
Исполнительная часть действия
Уровни Показатели Поведенческие индикаторы
1. Отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи
2. Адекватная ретроспективная оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников
3. Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом
5. Актуально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия. Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения
Все виды РУУД, так или иначе, представлены в уровнях, показателях и/или поведенческих индикаторах действий. Ясно прослеживается связь между уровнем развития действия и степенью его самостоятельности. Поэтому главным индикатором степени развития РУУД можно считать самостоятельность действий целеполагания и планирования, контроля и коррекции, оценки и саморегуляции.
Процедура оценивания осуществляется методом педагогического наблюдения под любую заданную задачу с предъявлением критериев оценивания работы или продукта (критерии проекта, доклада, реферата, исследовательской работы и т.д). Уровни развития выделены в соответствии с принятой традицией в педагогической практике диагностирования развития различных умений и навыков.
Количество набранных баллов соответствует проценту и соотносится с уровнем развития РУУД следующим образом:
•100-95% - высокий
•выше среднего; (94-80%)
•средний уровень; (79 – 59%)
• ниже среднего (58-38%)
•низкий уровень (менее 38%)
Таблица «Критерии оценивания уровня развития РУУД»
Наименование РУУД Уровень самостоятельности баллы
Целеполагание планирование и прогнозирование Ставит цели и планирует дейтвия и прогнозирует результат самостоятельно
Ставит цели и планирует действия с помощью учителя
Ставит цель с помощью учителя, но не планирует действия или частично планирует действия, но не прогнозирует результат
Не ставит целей, не планирует действие 25
15
5
0
Контроль и Коррекция Самостоятельно корректирует ошибки в процессе самопроверки работы
Корректирует ошибки в процессе самопроверки с помощью учителя
Частично корректирует ошибки в процессе самопроверки с помощью учителя
Не корректирует ошибки в процессе самопроверки 25
15
5
0
Оценка Самостоятельно и правильно оценивает работу по заданным критериям
Правильно оценивает работу по критериям с помощью учителя
Неверно оценивает работу, выражает желание уйти от критериев
Отказывается оценивать работу 25
15
10
0
СаморегуляцияСамостоятельно анализирует и исправляет все ошибки после оценивания работы (продукта) учителем
Самостоятельно исправляет большую часть ошибок (недостатков) после оценивания с учителем
корректирует меньшую часть ошибок(недостатков)
Не корректирует работу после оценивания 25
15
5
0
Ожидаемые результаты программы развития РУУД
Развитие у обучающихся способности к самостоятельным действиям целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции и саморегуляции ;Формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок;
Формирования опыта переноса и применения РУУД в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития;
Повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий обучающимися,
Развитие компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Список использованной литературы
Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа
формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. Н. Аксенова. СПб.:Реноме, 2012. С. 140-142.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли, Москва, Просвещение 2010
Кладова И.С. Развитие регулятивных универсальных действий на уроках английского языка в процессе письменного высказывания, журнал Иностранные языки в школе, апрель2014
Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.
Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
[Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8421
(дата обращения: 15.11.2013).