факультатив по физике Решение задач по физике для учащихся 7,9 классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования Иркутской области



Рассмотрена на заседании МО _____________________
Протокол № ____
«____»____________2011 г.



УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГООУ «Санаторная школа-интернат № 4»
______________________
Приказ №___ от____________ г.





Программа
факультативного курса
по физике
для обучающихся 7, 9 классов
«Решение задач по физике»

2015-2016учебный год








Составитель:
Сюскал В.П., учитель физики
ОГООУ «Санаторная школа-интернат № 4»







Усолье-Сибирское
2015


Пояснительная записка
Программа « Решения задач по физике» для 7, 9классов разработана на основе :
Программы элективного курса по физике « Методы решения физических задач». Автор программы: Н.И.Зорин. Москва «ВАКО» 2007г. и
Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы. Авторская программа Е.М. Гутник, А. В. Перышкин. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 711 классы»/ составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов издательство - М.: Дрофа, 2009.
На изучение физики в 7, 9 классов по программе отводится 68 часов в каждом классе, т.е. 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.
Программа ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений
Актуальность программы: большое внимание уделяется развитию креативных способностей и логического мышления через решение качественных, расчётных, графических, комбинированных экспериментальных задач, что способствует осуществлению дидактического принципа единства теории и практики в процессе обучения физики, интеграции наук ( биологии. математики, физики), формированию профориентационной направленности, интеграции учебных занятий с жизненной практикой.
Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ факультативных занятий.
Новизна: предусматривает изучение в тесной связи науки и повседневной жизни. Дополняя и углубляя базовый курс средней школы. Позволяет понять и выбрать необходимые оптимальные методы для решения той или иной физической задачи, успешнее ориентироваться в применении обширного теоретического материала на практике.
Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Задачи:
1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.
2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.
3. Выработать исследовательские умения.
4. Познакомить обучающихся с исходными физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом.
5. Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.
6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.
Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.
Программа содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Обучающиеся при работе по данному факультативному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.
Технологии, используемые в организации занятий:
проблемное обучение,
проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в
условиях динамично меняющегося общества.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Для организации занятий используются следующие формы:
лекционное изложение материала;
эвристические беседы;
практикумы по решению задач;
уроки-исследования;
работа в малых группах;
домашние эксперименты.
Формами контроля являются:
Самостоятельная работа по решению задач;
Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;
Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий;
Данная программа предполагает следующие результаты:
Овладение школьниками новыми методами и приемами решения
нестандартных физических задач.
Предпрофильная подготовка обучающихся, позволяющая сделать
осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического
цикла.
Программа рассчитана на обучающихся 7, 9 классов.
Количество часов по 17 в каждом классе
Количество часов в неделю 0,5
Ожидаемый образовательный результат
-успешная самореализация школьников в учебной деятельности;
-место и значимость физики в жизни
-умение ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступныит средствами;
-представлять полученные результаты;
-работа в коллективе;
-умение искать, отбирать и оценивать информацию( под руководством учителя);
-систематизировать знания;
-возможность обоснованного выбора профессиональной ориентации;
Описание разделов программы
7 класс (17 часов)
Раздел1. Физическая задача. Классификация задач. (2часа)
Качественные и экспериментальные задачи. Алгоритм решения качественных задач.
Раздел2. Первоначальные сведения о строении вещества (3часа)
Молекулы, их взаимодействие. Три состояния вещества. Диффузия
Раздел3. Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах. ( 8часов)
Давление твёрдых тел. Давление газов. Давление жидкостей. Атмосферное давление. Архимедова сила. Плавание тел. Комбинаторные задачи. Воздухоплавание.
Раздел4. Работа и мощность. (3часа)
Простые механизмы. «Золотое» правило механики. КПД.
Обобщающее занятие – защита презентаций. (1час)
9 класс (17 часов)
Раздел1. Физическая задача. Классификация задач. (2часа)
Качественные и экспериментальные задачи. Алгоритм решения качественных задач.
Раздел2. Законы взаимодействия и движения тел. (8часов)
Системы отсчёта. Относительность движения. Открытие планет Плутон и Нептун. Виды движений. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Решение комбинированных задач.
Раздел3. Механические колебания ( 4часа)
Характеристики волн. Характеристика звука. Виды волн. Ультразвук и инфразвук.
Раздел4. Атомная и ядерная физика (2часа)
Дефект масс. Комбинированные задачи.
Обобщающее занятие – защита презентаций. (1час)


Материально – технические средства, используемые для данного курса:
«Открытая физика» Полный мультимедиа курс физики / ФИЗИКОН
Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория./1С: образовательная коллекция.
Физика. 8 класс /1С: образовательная коллекция.
Физика. Интерактивные творческие задания 7-9 /ЗАО «Новый диск»
Типовое оборудование кабинета физики, самодельные приборы для
проведения практических работ.
Компьютер и проектор для презентаций учеников.
Используемая литература:
1. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. 7 -9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11 классы»/ составители: В.А. Коровин, В.А. Орлов – М.: Дрофа, 2009.
2. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Физика – 8. / Кирик Л.А. – М.: Илекса, 2004
3. «Физическая олимпиада» В.И. Лукашик.
4. Сборник задач по физике. 7-9 класс / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.В. Филонович. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
5. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Дидактический материал /О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. М.: Просвещение, 2009
6. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
7. Научно-методический журнал «Физика в школе», издательство «Школа – Пресс».
8. Занимательные опыты по физике в 7 – 8 классах. Книга для учителя./Горев Л.А. – М.: Просвещение, 1985.
9. Увлекательная физика: сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов/ Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. – М.: АРКТИ, 2001
10. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 2005

Календарно- тематическое планирование


Дата проведения

Тема занятия
Количество часов


план
факт



7 класс

Раздел1. Физическая задача. Классификация задач. (2часа)

1


Качественные и экспериментальные задачи.

1

2


Алгоритм решения качественных задач.
1

Раздел2. Первоначальные сведения о строении вещества (3часа)

3


Молекулы, их взаимодействие.
1

4


Диффузия
1

5


Три состояния вещества.
1

Раздел3. Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах. ( 8часов)

6


Давление твёрдых тел.
1

7


Давление газов.
1

8


Давление жидкостей.
1

9


Атмосферное давление.
1

10


Архимедова сила.
1

11


Плавание тел.
1

12


Комбинаторные задачи.
1

13


Воздухоплавание.
1

Раздел4. Работа и мощность. (3часа)

14


Простые механизмы.
1

15


«Золотое» правило механики.
1

16


КПД.
1


17


Обобщающее занятие – защита презентаций.

1


9 класс

Раздел1. Физическая задача. Классификация задач. (2часа)


1


Качественные и экспериментальные задачи.

1

2


Алгоритм решения качественных задач
1

Раздел2. Законы взаимодействия и движения тел. (8часов)

3


Системы отсчёта.
1

4


Относительность движения.
1

5


Открытие планет Плутон и Нептун.
1

6


Виды движений.
1

7


Импульс тела.
1

8


Закон сохранения импульса.
1

9


Комбинаторные задачи.
1

10


Комбинаторные задачи.
1

Раздел3. Механические колебания ( 4часа)1

11


Характеристики волн.
1

12


Характеристика звука.
1

13


Виды волн.
1

14


Ультразвук и инфразвук.
1

Раздел4. Атомная и ядерная физика (2часа)

15


Дефект масс.
1

16


Комбинированные задачи.
1


17


Обобщающее занятие – защита презентаций.

1












15