План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун».


Урок литературного чтения в 3-м классе
Тема урока Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун».
Цель урока Познакомить учащихся с баснями Л.Н.Толстого,
научить выделять мораль в басне, стимулировать индивидуальное творчество и групповую организационную работу.
Планируемый результат обучения Знать:
насколько басен Л.Н.Толстого
отличие басен от сказок,
Уметь:
сравнивать басни со сказками,
составлять алгоритм изучения басни,
под руководством учителя анализировать басни
работать в парах и группе  
находить мораль басни.
Основные понятия Басня, мораль басни, смысл басни.
Межпредметные связи Литературное чтение, окружающий мир, русский язык.
Ресурсы Учебник :Э.Э.Кац «Литературное чтение. 3 класс» (Образовательная система « Планета знаний»), поэтапные таблицы, карточки для работы в группах.
Ресурсы Интернета: фрагменты фильма о Эзопе
Фрагменты фильма о творчестве Л.Н.Толстого
Этапы урока Формируемые
УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Целеполагание и мотивация Личностные УУД
(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку) 1.Просмотр фрагмента фильма – притча Эзопа о языке. Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.
Актуализация знаний и фиксирование затруднения
Познавательные УУД
(Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий)
Познавательные УУД
(Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний) 2. Разминка для языка
- разговорочка - фразеологические обороты
Бегать ,высунув язык.
Держать язык за зубами.
Язык без костей.
Держать язык за зубами
Острый язык.
3. Проверка домашнего задания
Басня Эзопа «Кошка и мышки»
4.Работа с карточками.
Чтение басен, нахождение заголовка.
Учащиеся поясняют значение оборотов
Пересказ басни
Работа в группах
Обоснование детьми своего выбора.
Выявление места и причины затруднения
Познавательные УУД
(Активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)
Регулятивные УУД
(Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя) 5. Определение темы урока
- Что общего у этих басен?
(Басни Л.Н.Толстого)
- Чему будем учиться?
Оцените свое умение работать с басней по шкале.

Предположения детей.
Самооценка
Построение проекта выхода из затруднения
Познавательные УУД
(получение информации))
Регулятивные УУД
(Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)
6. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого
7.Размещение этапов урока в правильном порядке
А. Прочитать басню
Б.Понять содержание.
В. Найти мораль.
Г. Определить смысл басни.
8. Работа с басней Л.Н.Толстого«Отец и сыновья» Просмотр фильма
Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.
Выясняют в чем мораль басни какие высмеивают пороки, выделяют крылатые слова, определяют смысл басни.
Физкультминутка Личностные УУД
(Умение применять правила охраны своего здоровья) 9. Как на горке… Выполняют физические упражнения.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Регулятивные УУД
(Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности) 10. Выяснение понимания задания.
Работа с басней Л.Н.Толстого «Лгун»
Выясняют в чем мораль басни какие высмеивают пороки, выделяют крылатые слова, определяют смысл басни.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Познавательные УУД Коммуникативные УУД
(Участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом)
(Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации)
Коммуникативные УУД
(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) 11. Проверка усвоения материала по уровням.
Работа по карточкам.
- Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?
Возвращаются к заданию, которое вызвало затруднение
После выполнения проверяют работу по эталону.
Включение в систему знаний и повторений
Личностные УУД
(Формирование личного (эмоционального) отношения к содержанию пословицы)
Познавательные УУД
(Использование простейших приемов анализа различных видов текстов, умение устанавливать аналогии) 12.Подбор пословиц для басни «Лгун»
Кто не работает, тот не ест.
Волк свинье не товарищ.
Мал золотник да дорог. Солжешь сегодня, не поверят и завтра.
Работа в группах.
Высказывание и обоснование собственного мнения.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Личностные УУД
(Оценивание разного вида деятельности на уроке)
Регулятивные УУД
(Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) 13.Шкала самооценки
– Закончите предложения:А я и не знал……
14 . Домашнее задание. Пересказ басни на карточке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
1.Просмотр фрагмента фильма – притча Эзопа о языке.
2. Разминка для языка
- разговорочка - фразеологические обороты
Бегать ,высунув язык.
Держать язык за зубами.
Язык без костей.
Держать язык за зубами
Острый язык.
3. Проверка домашнего задания
Басня Эзопа «Кошка и мышки»
4.Работа с карточками.
Чтение басен, нахождение заголовка.
5. Определение темы урока
- Что общего у этих басен?
(Басни Л.Н.Толстого)
7.Размещение этапов урока в правильном порядке
1 Прочитать басню
2.Понять содержание.
3 Найти мораль.
4 Определить смысл басни.
- Чему будем учиться?
Оцените свое умение работать с басней по шкале.
6. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого
9. Как на горке…
8. Работа с басней Л.Н.Толстого«Отец и сыновья»
10. Выяснение понимания задания.
Работа с басней Л.Н.Толстого «Лгун»
12.Подбор пословиц для басни «Лгун»
Кто не работает, тот не ест.
Волк свинье не товарищ.
Мал золотник да дорог.
Солжешь сегодня, не поверят и завтра.
11. Проверка усвоения материала по уровням.
Работа по карточкам.
- Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?
13.Шкала самооценки
– Закончите предложения:А я и не знал……
14 . Домашнее задание. Пересказ басни на карточке.
МБОУ Сосновская СОШ №1.
Конспект урока
по литературному
чтению
в 3 классе
Учитель: Фролова Г.Е.
2013г.