Рабоча программа внеурочной деятельности Занимательная информатика 3 класс.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Криворожская средняя общеобразовательная школа

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом школы Приказ от 25.08.2014 г. №163
Протокол от 25.08.2014 г № 1. Директор школы
Председатель педагогического совета ____________ Л. В. Зоренко
____________ Л. В. Зоренко







Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу
«Занимательная информатика»
в 3 классе
на 2014-2015 учебный год

(ФГОС начального общего образования)









Составитель: Безручко Татьяна Васильевна,
учитель I квалификационной категории




с. Криворожье
2014 г
Пояснительная записка
Основная цель курса информатики в начальной школе - это как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента универсальных учебных действий.
Цели изучения информатики в начальной школе:
освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни
воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Программа внеурочной деятельности в 3 классе “Занимательная информатика” представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
системность;
гуманизация;
междисциплинарная интеграция;
дифференциация;
дополнительная мотивация через игру.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 15–17 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
На изучение курса отведено 35 часов (1 час в неделю). Программа составлена на 35 часов.


Примерная структура занятия
Организационный момент (1-2 мин)
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (4-6 мин)
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (8-10 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Работа за компьютером (10-12 мин)
Релаксация (2 мин)
Подведение итогов (2 мин)

По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.


Основные цели и задачи курса 2 года обучения

Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
Пропедевтика таких понятий, как множества;
Формирование навыков работы с различными исполнителями;
Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.

Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с
обучением:
развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
познакомить школьников с основными свойствами информации
научить их приемам организации информации
формирование универсальных учебных действий
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией
формирование умения применять теоретические знания на практике
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
2) развитием:
памяти, внимания, наблюдательности
абстрактного и логического мышления
творческого и рационального подхода к решению задач;
3) воспитанием
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
умения работать в минигруппе,  культуры общения, ведения диалога
бережного отношения к школьному имуществу,
навыков здорового образа жизни.





















Содержание курса

II год обучения (35 ч)

Правила поведения на уроке информатики (1ч).

Теория: Введение в курс. Правила поведения в компьютерном классе.
Практика: Организация рабочего места. Передвижение в классе.


Компьютер и его основные устройства (1ч).

Теория: Виды компьютеров. Их назначение. Суперкомпьютеры. Игровые компьютеры. Микрокомпьютеры. Настольные персональные компьютеры. Процессор. Оперативная память. Жесткий магнитный диск. Видеоплата, звуковая плата, дисководы. Оперативная и долговременная память.
Практика: Основные части компьютера. Работа с дисками, дискетами. Принтер.

Системный блок (1ч).

Теория: Процессор. Дисковод. Дискеты. Компакт-диски. Модели. Видеокарта. Сканер.
Практика: Включение компьютера. Вставление и изъятие дискеты. Работа с компакт-диском.

Работа с мышью (1 ч).

Теория: Щелчок мышью. Курсор. Указатель мыши. Движение мыши по коврику.
Практика: Работа на тренажёре. Игры «Мишень», «Яблоки», «Баскетбол».

Работа на клавиатуре (3ч).

Теория: Правила работы с клавиатурой.
Практика: Работа на тренажёре. Ввод текста. Набор текстов.

6. Хранение информации на компьютере (1 ч).

Теория: Диски и дисководы. Файлы. Папки. Правила использования и хранения дискеты. Винчестер.
Практика: Работа с дисками.

7. Файлы и папки (2 ч).

Теория: Файл. Имя файла. Расширение файла. Папка. Пиктограмма.
Практика: Составление файлов, папок. Удаление. Копирование. Перемещение. Переименование.

8. Пиктограмма (1ч).

Теория: Рабочий стол. Пояснительные надписи для пиктограмм.
Практика: Игры «Перетащи пиктограмму в нужные места».

9. Компьютерные программы (1 ч).

Теория: Запуск программ, открытие файлов с помощью пиктограммы на Рабочем столе. Выход из программы.
Практика: Запуск программ, выход из них (Word, Excel, Paint).

10. Обучающие и игровые программы (1 ч).

Теория: Виды компьютерных игр.
Практика: Обучающие игры.

11. Информация и органы чувств (1 ч).

Теория: Виды информации. Каналы получения информации. Взаимосвязь между каналами получения информации, видами информации и органами чувств.
Практика: Составление и обработка информации.

12. Виды информации (1 ч).

Теория: Процесс получения текстовой информации, графической, числовой.
Практика: Составление текстовой, графической и числовой информации.

13. Общение как информационный процесс (1 ч).

Теория: Устное общение. Диалог. Монолог. Мимика. Жесты. Письменное общение.
Практика: Составление диалогов, монологов. Постановка сценок. Письма, поздравления, приглашения.

14. Слова – кванторы (2 ч).

Теория: Суждения и высказывания. Ложные и истинные суждения. Слова – кванторы.
Практика: Логические игры « Помоги ёжику добраться до гриба», « Все или не все», «Задачки».

15. Отношения между множествами. Объединение множеств (2 ч).

Теория: Общие свойства и признаки предметов. Определение множества. Бесконечные множества. Подмножество. Пересечение множеств. Практика: Составление множеств из соответствующих элементов. Графические задачи на составление множеств.

16. Модель и её виды (3 ч).

Теория: Модель. Материальная и информационная модель объекта. Виды информационной модели.
Практика: Создание материальных, графических, словесных моделей. Работа в Paint.

17. Алгоритм. Свойства алгоритмов. (3 ч).

Теория: Алгоритм в информатике. Линейный алгоритм. Команда – шаг линейного алгоритма. Результативность алгоритма. Пошаговость алгоритма. Определённость алгоритма. Понятность алгоритма. Массовость алгоритма.
Практика: Составление алгоритмов (приказ, план, рецепт, инструкция).

18. Способы представления алгоритмов (6 ч).

Теория: Словесное. Графическое. Команды алгоритма. Блок алгоритма. Программа. Отличия линейного и разветвлённого алгоритмов. Запись блок – схем. Составление линейного и разветвленного алгоритма.
Практика: Составление словесного, графического алгоритмов. Игра «Транспортёр».

19. Координаты (1 ч).

Теория: Географические, астрономические, математические координаты.
Практика: Игры « Собери фигуры, используя заданные координаты».

20. Повторение. (1ч)








В результате обучения учащиеся должны:

знать правила поведения в компьютерном классе и уметь рассказывать их по картинкам;
знать основные устройства компьютера;
уметь управлять компьютерной мышью;
уметь складывать мозаики, головоломки;
уметь пользоваться палитрой при раскрашивании компьютерных рисунков;
уметь конструировать фигуры по образцу;
знать различные виды информации и ориентироваться в них;
уметь решать логические задачи;
уметь выделять признак, обобщать и систематизировать предметы по признакам;
уметь определять отношения между множествами;
знать виды моделей;
знать, что такое алгоритм и способы представления алгоритмов.

Формирование
универсальных учебных действий

На конец 2 года обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Занимательная информатика». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.

Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Календарно-тематическое планирование материала



Наименование тем
Общее количество часов
Сроки изучения




по
плану
факти-чески

1.
Правила поведения на уроке информатики. Повторение.
1
04.09.2014


2.
Что умеет делать компьютер? Компьютер – помощник человека.
1
11.09


3.
Компьютер и его основные устройства.
1
18.09


4.
Системный блок.

1
25.09


5.
Работа с мышью.

1
02.10


6-8
Работа на клавиатуре.
Упражнения из серии «Ловкие ручки».

3
9.10
16.10
23.10


9.
Хранение информации на компьютере.

1
30.10


10.
Файлы и папки.

2
12.11


11.
Пиктограмма.

1
19.11


12.
Компьютерные программы.

1
26.11


13.
Обучающие и игровые программы.

1
03.12


14.
Информация и органы чувств.

1
10.12


15.
Виды информации.
1
17.12



16.
Общение как информационный процесс.

1
24.12



17-18.
Элементы логики. Слова-кванторы.

2
14.01
21.01


19-20.
Отношения между множествами. Объединение множеств.

2
28.01
04.02



21.
Модель и её виды.

1
11.02



22-23.
Моделирование.

2
18.02
25.02



24-25.
Алгоритм.

2
04.03
11.03



26-27.
Способы представления алгоритмов.

2
18.03
01.04


28.
Свойства алгоритмов.

1
08.04


29-30.
Координаты.

2
15.04
22.04


31-32.
Линейный и разветвленный алгоритм.

2
29.04
06.05


33-34.
Составление разветвленных алгоритмов.

2
13.05
20.05


35.
Повторение изученного материала по теме «Компьютер и его основные устройства».

1
27.05





























Перечень учебно-методического обеспечения

Информатика и ИКТ. Н. В. Макарова. Начальный уровень.

Информатика в начальной школе (приложение к журналу «Информатика и образование» №8-2005, №8-2006, №8- 2010)

Компакт-диск «Мир информатики. 2 год обучения».

Технические средства обучения


Наименование ТСО

Количество

1
Р/м ученика: компьютер в сборе
15

2
Р/м учителя: компьютер в сборе
1

3
Лазерное МФУ Canon
1

4
Доска интерактивная SMARTBoard 680
1

5
Мультимедиа-проектор в комплекте с потолочным креплением BenQ 612
1

6
ИБП
8

7
Модем
1


Имеется локальная сеть, выход в глобальную сеть Интернет.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715