Разработка урока изо для 3 класаа «Линия, штрих, пятно и художественный образ. Граттаж»

«Jостанай Kаласы ‰кімдігініS білім б™лімініS № 3 орта мектебі» ММ
ГУ «Средняя школа № 3 отдела образования акимата города Костанай»






Линия, штрих, пятно
и художественный образ






















Учитель изо и черчения:
Гирш К. В.








Костанай, 2013 год.
План-конспект открытого урока по изобразительному искусству в 3 «В» классе.

Дата: 07. 12. 2013 год.
Тема урока: «Линия, штрих, пятно и художественный образ».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: декоративное рисование.
Форма урока: творческая мастерская.

Цели урока:
Образовательная: вспомнить с учащимися понятия «графика», «штрих», «линия», «пятно», познакомить учащихся с понятием «граттаж», с основными правилами выполнения граттажа, изобразить на практике необычное животное, необычные деревья, необычные цветы в технике граттаж.
Развивающая: развивать творческое воображение, фантазию, наблюдательность учащихся, умение в обычном рисунке видеть законченный образ.
Воспитывающая: содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Учащиеся должны знать:
Понятия «графика», «штрих», «линия», «пятно», «граттаж»;
Технологию выполнения техники;
Учащиеся должны уметь:
Применять правила рисования данной техники на практике.

Понятия: графика, штрих, граттаж.
Используемые методы: объяснительно-демонстративный.

Оборудование:
а) для учителя: флипчарт «Линия, штрих, пятно и художественный образ», интерактивная доска, иллюстрации, грунтованные листы А-4 для учащихся, листы формата А-3 для педагогического рисунка, свечка, чёрная гуашь, стеки (зубочистки) для выцарапывания.
б) для учащихся: грунтованные листы, свечка, чёрная гуашь, стеки (зубочистки) для выцарапывания.
Учащиеся работают в 3-х группах (по рядам), согласно заданию.
План урока.
Орг. момент – 1 мин.
Актуализация знаний «Виды изобразительного искусства» - 3 мин.
Сообщение новых знаний, пед. рисунок – 13 мин.
Практическая работа – 25 мин.
Итог урока – 3 мин.
Ход урока.
Орг. момент:
- Встали все красиво, подравнялись. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Проверти, всё ли у вас готово к уроку: грунтованный лист бумаги, стек или ручка, дневник.
- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Линия, штрих, пятно и художественный образ». И сегодня на уроке мы вспомним понятия «графика», «штрих», «линия», «пятно», познакомимся с понятием «граттаж», а также с основными правилами выполнения граттажа, изобразим на практике необычное животное, необычные деревья, необычные цветы в технике граттаж.

2. Актуализация знаний «Виды изобразительного искусства».
- Ребята, а давайте с вами сначала вспомним, какие виды изобразительного искусства существуют. И заодно проверим, как хорошо вы их знаете. А для этого нужно будет выполнить следующее задание на соотношение (на флипчарте расположены 4 картины разного вида и надписи к ним: живопись, графика, архитектура, скульптура).
- Вам нужно правильно расположить картину и название вида, и дать ему понятие.
3. Сообщение новых знаний.
- Молодцы, справились с заданием.
- Давайте ещё раз повторим понятие «графика».
- Графика – это вид изобразительного искусства, чёрно-белый рисунок, который выполняется простым карандашом, ручкой, фломастером, углём или восковыми мелками.
-Ребята, скажите, как можно изобразить графический рисунок?
- Графический рисунок можно изобразить с помощью линии, пятна, штриха.
Линия - как одно из средств передачи изображения появилась в самом начале зарождения искусства. Ею пользуются и по сей день при исполнении рисунка.
- Пятно – это небольшая часть рисунка, полностью заштрихованная.
- Штрих – это короткая отрывистая линия.
- Ребята, сегодня мы будем выполнять работу в технике граттаж.
- Граттаж – это вид графики, (франц. grattage, от gratter скрести, царапать), выполняемый методом процарапывания поверхности листа, обработанного воском и краской. Он может быть чёрно-белым или цветным.
Педагогический рисунок.
Правила подготовки бумаги к работе.
Грунтовка бумаги: 1 способ
- Лист бумаги полностью покрыть воском (свечкой), не оставляя пробелов;
- Загрунтовать чёрной гуашью в 2 слоя.
Грунтовка бумаги: 2 способ
- Лист бумаги покрыть акварельными красками;
- Поверх красок пройтись свечкой, не оставляя пробелов;
- Загрунтовать чёрной гуашью в 2 слоя.
2. Процарапывание (штрихование) рисунка стеком или острой палочкой.

ТБ при работе с острыми, колющими и режущими предметами:
- резких движений не совершать;
- предметы не передавать друг другу;
- низко не наклонятся;
- друг друга не толкать.

Физминутка.
Прежде, чем вы начнёте работать самостоятельно, нам нужно немножко отдохнуть (внимание на доску).
4.Практическая работа учащихся.
- Сейчас, ребята, внимательно послушайте, что вы будете рисовать. У каждого ряда будет своё задание.
Сказка.
Очень необычное животное (что значит необычное), которое живёт у ребят 1 ряда, в один прекрасный солнечный день отправилось на прогулку. Идёт необычное животное, мечтает. На пути встречает необычное животное весьма удивительный и необычный лес 2 ряда. А там необыкновенные деревья, которые раньше не встречались необычному животному. Они здороваются, улыбаются, приглашают в гости.
Вдруг увидело необычное животное красивый цветок 3 ряда. Такого раньше он никогда не видел. - Необычный цветок, - подумало необычное животное, и решило с ним познакомиться
- Какие у вас будут необычные животное, деревья и цветы, вы придумаете сами.
Фоном играет музыка.
Задание: выполнить рисунок в технике граттаж.
5. Итог урока. Выставка работ учащихся.
- Что такое графика?
-Что такое граттаж?
Рефлексия.
На розданных грунтованных листочках выцарапайте свое настроение после урока, изобразив его в виде смайлика.
- Оценки за работу вы получите на следующем уроке, когда выполните её до конца.
- Урок закончен. Спасибо за урок. До свидания!



















Рисунок 215