Рабочая программа по дисциплине Менеджмент для специальности 44.02.01 Дошкольное образование (углубленная подготовка)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Рабочая программа учебной дисциплины
МЕНЕДЖМЕНТ
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
специальность 44.02.01 Дошкольное образование (углубленная подготовка)

г.Югорск, 2016
ОДОБРЕНА
цикловой комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Председатель _____________________
Протокол №___ от « ___» ________ 2016г. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (углубленная подготовка) и результатов опроса работодателей
Заместитель директора по учебной работе
______________________ И.А.Крицына
Разработчик: БУ ПО ХМАО-Югры «Югорский политехнический колледж», преподаватель высшей квалификационной категории Е.Ю.Костоусова
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (углубленная подготовка)
Программа дисциплины «Менеджмент» обеспечивает подготовку студентов к решению ряда профессиональных задач. В результате освоения дисциплины у студента формируются такие компетенции, как подготовленность к организационно-управленческой; информационно-аналитической и предпринимательской деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту. Навыки, которые формирует дисциплина «Менеджмент», могут стать основой развития студенческого самоуправления, участия в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, так как позволят планировать, управлять и реализовывать проекты в этих сферах.
Основными задачами преподавания данной дисциплины является:
развитие у обучаемых самостоятельного логического мышления о сущности и содержании процессов в организациях, функционирующих в жестких условиях конкурентной среды;
ознакомление обучаемых с фундаментальными основами управления организационными системами;
формирование знаний и умений управления операциями производственной, инновационной, финансовой, социальной и других сфер деятельности организации;
обучение студентов применению полученных практических и теоретических знаний
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………..5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….....9
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..…..12
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (углубленная подготовка), входящей в состав укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при организации профессиональной подготовки и повышения квалификации.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Менеджмент» принадлежит к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;
планировать и организовывать работу подразделения;
формировать организационные структуры управления;
учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента;
внешнюю и внутреннюю среду организации;
цикл менеджмента;
процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
систему методов управления;
стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
методику принятия решений;
стили управления, коммуникации, принципы делового общения
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Менеджмент»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объём часов
1 семестр: Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
Практические занятия 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
виды самостоятельной работы: углубленное изучение отдельных вопросов, выполнение рефератов, презентаций, составление докладов, сообщений, тестирование Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов Уровень освоения
Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента Содержание учебного материала 1.Понятие «Менеджмент». Сущность менеджмента. Механизм менеджмента. Характерные черты и содержание менеджмента. Принципы и методы менеджмента. 2 1,2
Практическое занятие №1 Обсуждение докладов по теме «Эволюция менеджмента» 2 3
Самостоятельная работа обучающихся №1 Подготовить доклады по темам: Классическая теория и методология менеджмента. Научный менеджмент. Административная школа управления. Доктрина человеческих отношений. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. 2 3
Тема 2 Организация и ее среда Содержание учебного материала 2.Факторы внутренней и внешней среды организации. Основные внутренние переменные. Цели, структура, задачи, технология и люди. Воздействие внешней среды на организацию 2 1,2
Практическое занятие №2 Тестирование по теме «Внутренняя и внешняя среда организации» 2 3
Самостоятельная работа обучающихся №2
Для выполнения задания необходимо предварительно внимательно изучить теоретический материал учебников, пособий лекций.
Подбор и оформление материала по 1- 3 вопросу «Итоговой работы по менеджменту» 4 3
Тема 3 Организационные структуры управления Содержание учебного материала 3.Типы организационных структур их достоинства и недостатки. Построение организационных структур. 2 1,2
Самостоятельная работа обучающихся №3
Для выпол нения задания необходимо предварительно внимательно изучить теоретический материал учебников, пособий лекций.
Подбор и оформление материала по 4 вопросу «Итоговой работы по менеджменту»
2 3
Тема 4 Цикл менеджмента Содержание учебного материала 4. Характеристика функций цикла, их взаимосвязь и взаимообусловленность.  Основные функции менеджмента: Планирование, организация, мотивация и контроль 2 1,2
5.Мотивация. Сущность, формы и виды мотивации 2 6.Контроль. Сущность, виды и роль контроля в организации 2 Практическое занятие № 3 Тестирование и обсуждение вопросов по теме: Планирование в организации 2 3
Практическое занятие № 4 Тестирование и обсуждение вопросов по теме: Мотивация и контроль. 2 3
Самостоятельная работа № 4 Для выполнения задания необходимо предварительно внимательно изучить теоретический материал учебников, пособий лекций.
Подбор и оформление материала по 5-7 вопросу «Итоговой работы по менеджменту» 4 3
Тема 5 Методы, средства и приемы управления Содержание учебного материала 7.Система методов управления. Стили управления. 2 1,2
8. Процесс и методика принятия и реализации управленческих решений. 2 9.Коммуникации, деловое и управленческое общение 2 10. Управленческие конфликты. Процесс развития и разрешения конфликта. Работа с контрольными вопросами и логическими упражнениями. 2 3
11. Презентация итоговой работы 2 3
Практическое занятие № 5 Итоговое тестирование. Дифференцированный зачет 2 3
Самостоятельная работа № 5 Подбор и оформление материала по 8-10 вопросу «Итоговой работы по менеджменту. Оформление работы. Подготовка презентации 4 3
Итого по дисциплине 48 3. условия реализации программы дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Менеджмента;
Оборудование учебного кабинета:
нормативные документы (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы по дисциплине.
учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы
учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой
комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта
стендовый материал, который носит обучающий характер: - рекомендаций по выполнению домашних работ; - рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен) - правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
Технические средства обучения:
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц
Комплект инструментов для работы у доски
Технические средства
Экспозиционный экран (на штативе или навесной)
Проектор
Компьютер с возможностью подключения к Internet.
Принтер лазерный
Слайды по тематике курса «Менеджмент»
Информационное обеспечение обученияОсновная литература
Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ Е.Л.Драчева, Л.И. Юликов.- 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288
Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие/ Л.А Дробышева. – 3-е издание – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014 г. - 150 сРайченко А.В. Менеджмент [Текст] : учебное пособие / А. В. Райченко, И. В. Хохлова. - М. : Форум ; М. : ИНФРА-М, 2013. - 368 с. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 342-364.
Семенов А.К . Теория менеджмента: Учебник / А.К.Семенов, В.И.Набоков – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.- 492с
Дополнительные источники:
Дробина Н.А. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие/Н.А.Дробина, Ю.В.Щербакова.- М.: Альфа-М: ИНФРА –М, 2009. – 288с.: ил.- (ПРОФИль)
Кислякова Н.А., Веснин В.Р., Вачугов Д.Д. - Практикум по менеджменту: Деловые игры: Учебное пособие для вузов (под ред. Вачугова Д.Д.) Изд. 3-е, испр., доп.,– М: Высшая школа, 2007г, - 192c. Практикум по курсу "Менеджмент" (Виханский О.С.,Наумов А.И.), М: Экономистъ, 2004г. - 288c.Что такое менеджмент. Как управляют бизнесом и почему это надо знать каждому (Магретта Дж.,Стоун Н.) , 2005г. - М: Вильямс, 272c.
Краснова В., Кондратьев В., Бочкарев А. - 7 нот менеджмента: Настольная книга руководителя (под ред. Кондратьева В.В.) Изд. 6-е, перераб., доп., М: - Эксмо, 2007, 832c.Коппин А., Бэрратт Дж. - Менеджмент на все времена: Примеры успешного менеджмента из истории Великобритании: От Кромвеля до наших дней (пер. с англ. Шагояна В.О.) - Баланс Бизнес Букс, 2005, 288c.Суетенков.Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М 2009- 240с.
Фатхутдинов Р.А. - Управленческие решения: Учебник для вузов Изд. 6-е, перераб., доп. , 2007г. - Инфра-М, 344c.Программное обеспечение и Internet-ресурсы:
http://www.knigafund.ru/tags/194 - электронные книги и учебники на тему «Менеджмент»
http://www.al24.ru/category/biznes-ekonomika-finansy/menedzhment - бесплатные электронные книги по Менеджменту
Электронный журнал "Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом и оплата труда"[Интернет-ресурс]
3.3. Спецификация учебно-методического комплекса
№ Наименование Количество Тип носителя
1 Тесты, ситуационные задачи 8 бумага
2 Комплект для промежуточной аттестации 1 бумага
4 Учебная программа 1 бумага, электронный вариант
5 Список литературы (основной, дополнительной, факультативной) 1 бумага
6 Методические указания по изучению курса 1 бумага
7 Комплект установочных или обзорных лекций 2 Бумага, диск, электронный вариант
8 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1 бумага, электронный вариант
9 Видео уроки 2 Диск, электронный вариант
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные компетенции, умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знать сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
Знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
Уметь учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; Промежуточный контроль: Письменная работа
Дифференцированный зачет
Знать внешнюю и внутреннюю среду организации; Промежуточный контроль: Выполнение тестовых заданий для выявления знаний теоретических положений темы. Работа с контрольными вопросами
Дифференцированный зачет
Уметь использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
Знать методы планирования и организации работы подразделения; Промежуточный контроль: Выполнение тестовых заданий для выявления знаний теоретических положений темы. Проведение SWOT- анализа, разработка элементов стратегического плана.
Дифференцированный зачет
Знать принципы построения организационной структуры управления;
Уметь анализировать организационные структуры управления; Промежуточный контроль: Работа с контрольными вопросами. Тестирование.
Дифференцированный зачет
Знать основы формирования мотивационной политики организации;
Уметь проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; Промежуточный контроль: Работа с контрольными вопросами. Тестирование.
Дифференцированный зачет
Знать процесс принятия и реализации управленческих решений;
методику принятия решений;
Уметь принимать эффективные решения, используя систему методов управления; Промежуточный контроль: Работа с контрольными вопросами. Тестирование.
Дифференцированный зачет
- уметь применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-Знать стили управления, коммуникации, принципы делового общения Промежуточный контроль: Выступление студентов с эссе
Презентация самостоятельной работы
Дифференцированный зачет
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.
Общие компетенции
(возможна частичная сформированность) Показатели оценки результата Форма контроля
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- проявление интереса к будущей профессии, активности и инициативности в получении профессионального опыта, умений и знаний;
- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии; - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики;
- экспертная оценка портфолио работ обучающегося.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - демонстрация умений планировать свою собственную деятельность и прогнозировать ее результаты;
- обоснованность выбора методов и способов действий;
- проявление способности коррекции собственной деятельности;
- адекватность оценки качества и эффективности собственных действий. экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. - решение стандартных и нестандартных профессиональных ситуаций по видам профессиональной деятельности. экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. -демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий;
экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. -демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий;
-адекватность оценки полученной информации с позиции ее своевременности достаточности для эффективного выполнения задач профессионального и личностного развития. -экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;
- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. - демонстрация способности эффективно общаться с преподавателями, студентами, представителями работодателя. -экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики;
- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач.
Оценка эффективности и качества выполнения. -экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;
- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегосяОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. демонстрация стремления к постоянному профессионализму и личностному росту;
- проявление способности осознанно планировать и самостоятельно проводить повышение своей квалификации -наблюдение в процессе учебной (производственной) деятельности;
- личные беседы
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Демонстрация умения осуществления проф деятельности при постоянно меняющихся внешних и внутренних факторах -экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики;
- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегосяОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. отсутствие вредных привычек; занятия спортом; пропаганда здорового образа жизни экспертная оценка защиты докладов, курсовых работ, отчетов по практике
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм Проведение мероприятий по осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативно правовой базой Экспертная оценка решения ситуационных задач