Тема по самообразованию:«Использование коррекционно – развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения»

Муниципальное специальное ( коррекционное) казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 8 VIII вида Павлово - Посадского муниципального района Московской области









САМОАНАЛИЗ

2013 – 2014 учебный год















Учитель начальных классов: Курдина Е.Б



ПЛАН:


1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ФОРМЫ И МЕТОДЫ

4. ВЫВОД ПО САМОАНАЛИЗУ

5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



















« Только то обучение хорошо

которое стимулирует развитие,

«ведёт его за собой», а не служит

просто обогащению ребёнка

новыми сведениями, легко

входящими в его сознание».


Л.С. Выготский






1. ВВЕДЕНИЕ



Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.
Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы в школе 8 вида, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.


2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ
Моя тема по самообразованию звучит так: «Использование коррекционно – развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения».
Данную тему я выбрала не случайно. Когда я начала преподавать в школе у меня возникали определённые трудности, обусловленные рядом причин:
-значительный рост детей со сложными комплексными типами отклонений; разными формами задержек психического развития, нарушениями опорно–двигательного аппарата;
- изменение в социальной жизни общества, что привело к увеличению числа детей с разными проблемами в поведении, в общении;
- большой процент асоциальных учащихся, не обладающих какой-либо толерантностью и коммуникабельностью и др.
Отсюда я делаю вывод, что в первую очередь, начиная работать с
1 классом, следует заняться развитием системы психодиагностики. Поэтому с первого дня поступления ребёнка в школу я очень внимательно изучаю и анализирую личное дело. Просматривая характеристики, отмечаю, прежде всего, их типичную черту: они носят ярко выраженный негативный характер. Отмечается, что того-то ребёнок не знает, этого не умеет, выучить его не удалось. Но для меня эта характеристика не отражает личность ребёнка и отправным пунктом в работе служить не может. Я уверена, что развивать ребёнка, правильно строить процесс коррекционной работы можно только от чего-то известного, от того, что есть, а не от того чего нет. Первое, что я делаю, начиная учебный процесс, выявляю то, чем обладает ребёнок, какими знаниями, как глубока его недостаточность. Учитель один не может сделать полную психолого-педагогическую диагностику, поэтому я работаю в тесном контакте с психологом, логопедом и соцпедагогом. Отправным пунктом в данной работе, является совместная работа по оформлению медико – социального психолого – педагогического сопровождения учащихся. Сопоставляя данные обследования учащихся, определяю области наиболее нарушенных психических процессов. Вот теперь то и можно заняться разработкой и построением специальных педагогических приёмов, благодаря которым у учащихся формируются высшие психические функции , происходит развитие познавательных процессов, формирование толерантного поведения. Именно отсюда мой интерес к данной теме.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса, способствующего формированию толерантного поведения, стало нормой моей профессиональной деятельности.
Под коррекционно - развивающей и игровой формой обучения понимается исправление или ослабление недостатков и содействие как можно большему приближению развития детей, имеющих недостатки в развитии к уровню развития нормальных школьников. Эффективность исправления недостатков развития, присущих умственно отсталым школьникам, зависит от правильной постановки педагогом учебного процесса и от применения специфических приёмов обучения.
Процесс обуче6ния, в котором в качестве основных применяются коррекционно-развивающие и игровые формы, влияющие на исправление свойственных учащимся школ VIII вида недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, становлению личности, называют коррекционно направленным.
Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащихся путём использования системы коррекционно-развивающих и игровых форм, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей имеющих недостатки в развитии. Не существует отдельной программы коррекционно-развивающей работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.
Педагогические приёмы коррекционной работы, отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционно-развивающей и игровой работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, формируются навыки толерантного поведения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий.
Используя коррекционно-развивающие и игровые формы на начальных этапах обучения, я применяю такие приёмы работы, как дидактическая игра, психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по А.Стрельниковой, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика и другие приёмы. В младших классах школы VIII вида одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, развивает все средства языка. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место. У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:
1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности умственно отсталых детей.
3.Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока , содействовать их реализации.
4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.
5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
Эффективность дидактической игры, во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому я в процессе игровой деятельности, помогаю детям. Стараюсь, чтобы эта помощь, по возможности, была скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия. Для того, чтобы при неоднократном использовании игры, интерес к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую за счёт замены оборудования. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому она не может быть только развлекательным элементом урока. Дидактическую игру я использую на различных этапах урока.
Очень важным приёмом работы по коррекционно-развивающему обучению, являются упражнения на релаксацию. Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами, я учу детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3 – 5 минут. Приведу пример ряд таких упражнений:
«Роняем руки», «Стряхиваем воду с пальцев», «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Деревянные и тряпичные куклы», «Трясём кистями», правостороннее, левостороннее, перекрёстное расслабление и напряжение и т. д. Сами названия упражнений не требуют особого разъяснения по проведению, следует только применить фантазию.
Физкультминутка является одним из приёмов коррекционно-развивающего обучения. Она должна быть тесно связана с темой урока, и являться как бы переходным мостиком к следующей части урока. Основные задачи физкультминутки:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный разряд;
совершенствовать общую моторику;
выбрать чёткие координированные действия по взаимосвязи с речью, способствующие толерантности.
При планировании физкультминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Физкультминутки провожу в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных ( зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчёлы). Стараюсь, чтобы выполнение было эмоциональным, с участием стихотворных текстов в ритме движений. Выполняются упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки Особое внимание уделяю выполнению специальных упражнений для глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения я провожу вместе с общеразвивающими.
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Задачи пальчиковой гимнастики:
*стимуляция развития речи у детей раннего школьного возраста;
*подготовка руки к письму;
*тренировка внимания;
*координация движений.
Организм ребёнка младшего школьного возраста, обучающегося в школе VIII вида, отличается незавершённостью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В этой связи использование коррекционно-развивающих и игровых форм обучения способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками, но и формированию толерантного поведения, благоприятному росту и развитию ребёнка, укреплению его здоровья,
4. ВЫВОД ПО САМОАНАЛИЗУ

Проведя самоанализ по данной теме, делаю вывод:
Нужно верить, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремиться пробудить в своих учащихся творческое начало. Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.
Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

5. Результативность
Результативность работы я наблюдаю в повышении уровня развития эмоционально – волевой сферы детей, уровня развития познавательных процессов, практически всех видов мышления. У детей моего класса заметно вырос словарный запас, первоклассникам ещё трудно, но они учатся общаться. Дети постепенно переходят от фразовой к связной речи. Несомненно, радует заметное развитие творческих способностей всех детей моего класса. Успешно в этом учебном году прошла работа по социализации учащихся. Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в первый класс. Первоклассникам трудно переносить разлуку, они могут отказываться от контактов со взрослыми и детьми. Для своих учеников я составилаа программу адаптации. Индивидуальную программу «Развития эмоциональной волевой сферы средствами арттерапии».









6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Системное применение коррекционно – развивающих упражнений и дидактических игр на уроке, правильная психолого – педагогическая диагностика позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать толерантное поведение, обеспечить успешность обучения. Сделав материал доступным, интересным, коррекционно – развивающая система обучения создаёт богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся уважения и понимания, влияет на отношение ученика и учителя, делая их более доброжелательными. Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне. Моя главная задача- непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса.





















15