Развитие критического мышления: приемы и методы стадии Вызов


Девяшина Е.В.
учитель английского языка,
высшая квалификационная категория,
МАОУ СОШ № 25
с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Верхняя Пышма, Свердловская область
Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.
Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология «Критического мышления», целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.  
Технология критического мышления позволяет ученику:
повысить эффективность восприятия информации;
повысить интерес к изучаемому материалу и к самому процессу обучения;
критически мыслить;
ответственно относиться к собственному образованию;
работать в сотрудничестве с другими;
овладеть навыками самостоятельной работы;
самореализоваться;
повысить качество образования.
Технология критического мышления позволяет учителю:
создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
изменить свою роль, он: мотивирует, организует, консультирует, контролирует.
Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика, происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Урок по технологии развития критического мышления строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление». Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Идет корректировка учеником поставленных целей обучения.
Третья стадия – «рефлексия» - размышление, постановка учеником новых целей обучения. На этом этапе происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Хочу подробней остановится на первой стадии – «Вызов».
Задачи данной стадии:
Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.
Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
Побуждение ученика к активной деятельности.
Функции стадии “Вызова”:
мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.
На стадии “Вызова” учитель может использовать следующие приемы:
“Кластер” или “Ассоциации”
Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
“Дерево предсказаний”.
“Ромашка Блума”.
“Верные и неверные утверждения”.
“Верите ли вы?”.
“Корзина идей”.
Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
“Синквейн”.
Более подробней хочу описать прием работы “Кластер”:
Учитель произносит слово или фразу на английском языке.
Учащимся дается примерно 5 минут, чтобы вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
Ключевое слово или фраза пишутся в центре доски.
Учащиеся озвучивают идеи, пока не закончится установленное время.  Разные учащиеся вспоминают разное количество слов.
Ассоциации - очень гибкая стратегия. Ее можно выполнять индивидуально или в группах.
Индивидуально: ученики составляют свои ассоциации. Данными ассоциациями можно поделиться с группой или обменяться идеями в парах.
В парной работе, таким образом, происходит взаимообучение учащихся.
Стратегию «Ассоциации» можно использовать как способ знакомства с новой лексикой, как способ проверки изучения материала, прочтения текста, как способ обобщения ранее изученного материала. Этот прием очень важен, так как позволяет учащимся расширить лексический словарь по теме, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные умения, совершенствовать навыки аудирования и говорения.
Для применения стратегии ассоциаций на уроке можно использовать ментальные карты, которые очень любят учащиеся начальных классов.
«Ментальная или интеллект-карта» -  графическая техника визуализации мыслительной деятельности. Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей и оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на "языке мозга".
Особенности построения метальных карт.
Необходимо записывать только ключевые слова (яркие, запоминаемые, «говорящие»). Связи (ветки) должны быть ассоциативными. Согласно Тони Бьюзену, необходимо придерживаться следующих правил:
Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3, которые располагаются горизонтально. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
При создании карты используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.
Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Важно помещать слова на ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах на этих ветках висящих.
Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
Длина линии должна равняться длине слова.
Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.
Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
Широко используйте рисунки и символы для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений. В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.

Ошибки построения метальных карт
1.Использование листа бумаги в вертикальном положении. Это ограничивает пространство;
2.Написание одним и тем же шрифтом;
3.Не использование картинок. Это большая ошибка, оставлять ментальную карту только в виде линий и текста, конечный результат – выглядит монотонно и соответственно, плохо запоминается;
4.Использование ярких цветов только в центре.
На уроках английского языка мы с обучающимися создаем интеллект-карты в зависимости от темы, целей и задач. Это могут быть:
мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. Их можно быстро нарисовать на уроке. В центре пишется глагол, от него лучиками отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел глагол. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.

карты по определенной лексической теме. Перед учащимися стоит задача – собрать всю лексику по одной теме вместе, распределить ее по группам (если возможно), показать эти связи графически. Рекомендуется выписывать не только слова, а также словосочетания по темам.



карты для систематизации грамматического материала. Полнота изложения изучаемого материала и принцип наглядности - основное преимущество использования ментальных карт в процессе изучения грамматического материала. Благодаря картам, обучающиеся могут не только закрепить пройденный материал, но и достаточно просто восстановить ранее изученный.


Результат использования ментальных карт на уроках
Ментальная карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке).
Информация запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.
Ментальная карта выступает опорой для быстрой актуализации необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва. Интеллект-карта позволяет быстро перевести пассивную форму в активную, т.е. при необходимости вызвать из памяти и подтолкнуть к употреблению лексических единиц.
Ментальная карта позволяет увидеть информацию внутренним мысленным взором. Она как бы раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет удерживать большой объем информации в поле зрения.
Ментальные карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.
Ментальная карта дает обучающемуся полную картину, которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для школьника она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа.
В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Список литературы
Бьюзен Т. Супермышление [Текст] / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск: ООО «Попурри», 2003.
Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.
Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2001.- № 5.- С. 55.
Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. - 2002. - № 2. - С. 31.
Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С. 32.