Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кемеровский областной медицинский колледж»
Прокопьевский филиал














Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
для студентов 1 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело»








Разработчик: Ажмегов А.О.








Прокопьевск, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначены для студентов первого курса по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. В процессе становления такой личности предполагается создание ею самостоятельных, оригинальных решений задач, имеющих ответ. Творческие способности в той или иной степени свойственны каждому человеку так же, как способность мыслить, говорить и чувствовать.  Недаром основным требованием федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения является усиление роли самостоятельной   деятельности студентов. Студент должен не только потреблять знания, но и стать их творцом, быть способным к формулировке и анализу проблемы, нахождению решений, приводящих к оптимальному результату.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 39 часов. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс, способствующий формированию общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных).
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают следующие:
- умения:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

- знания:

основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
состав функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
Виды заданий для самостоятельной работы

Для овладения знаниями: поиск информации в сети «Интернет», подготовка рефератов, докладов, сообщений.
Для закрепления и систематизации знаний: выполнение заданий в текстовом процессоре MS Word, работа с электронными таблицами MS Excel, создание презентации в MS Power Point, создание рабочей базы данных в СУБД MS Access.
Для формирования умений: обработка информации различными прикладными программами.
В ходе выполнения самостоятельной работы формируются элементы компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Формы самостоятельной работы
выполнение индивидуальных проектов;
подготовка реферата, подготовка доклада;
составление таблиц;
создание презентаций;
создание базы данных;
составление рекомендаций;
выполнение поиска и пересылки данных.

Критерии оценки результатов внеаудиторной
самостоятельной работы студентов:

уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально на практических и теоретических занятиях и конференциях внутри колледжа:
Контроль составления таблиц и рекомендаций осуществляется на занятиях.
Контроль выполнения рефератов, докладов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей их защитой.
Проверка выполнения индивидуальных проектов проверяется индивидуально.
Защита созданных презентаций и баз данных осуществляется на занятиях и конференциях внутри колледжа.
Контроль выполнение поиска и пересылки данных осуществляется на занятиях.

Правила оформления списка литературы

Основная литература:
Омельченко, В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине [Текст] : учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 588 с.

Источник, взятый из Интернета:
Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 10.01.2017. – доступ свободный. – Заглавие с экрана.


















ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Перечень самостоятельных работ
№ п/п
Тема работы и краткое содержание
Количество часов

1.
Подготовка доклада по теме «История развития вычислительной техники».
2

2.
Составление таблицы соответствия между конкретными прикладными программами и их назначением.
2

3.
Подготовка реферата по теме «Использование компьютерных комму
·,°никаций в МО».
2

4.
Составление рекомендаций по безопасной работе за компьютером.
2и конференциях внутри колледжаныхптимальному результату.творцом, быть способным к формулировке проблемы,

5.
Выполнение индивидуальных проектов на тему «Здоровый образ жизни» средствами текстового процессора.
10

6.
Выполнение индивидуальных проектов на тему «Обработка и графическое представление медицинских статистических данных» средствами электронных таблиц.
10

7.
Создание базы данных по лекарственным препаратам
4

8.
Создание презентации0 ws xczaaawsqaw2dcdcdfdrfedffffffffffffffffffffffdf на тему «Моя будущая профессия».
2

9.
Подготовка реферата по теме «Использование компьютерных коммуникаций в МО».
4

10.
Выполнение поиска и пересылки данных с помощью Интернет-технологий.
1

Самостоятельная работа № 1
Тема: Информация и информатика. Вычислительная техника.
Задание: изучите историю развития вычислительной техники.
Форма выполнения задания: доклад.

Самостоятельная работа № 2
Тема: Классификация прикладных программных средств
Задание: изучите программные средства и их основные характеристики.
Форма выполнения задания: таблица соответствия

Самостоятельная работа № 3
Тема: Представление об информационно-коммуникационных технологиях
Задание: изучите тему «использование сетевых технологий в здравоохранении».
Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 4
Тема: Безопасная работа за компьютером
Задание: изучите технику безопасности при работе с персональным компьютером и комплекс профилактических упражнений, направленный на сохранение здоровья при работе с ЭВМ.
Форма выполнения задания: Составление рекомендаций.

Самостоятельная работа № 5
Тема: Технология обработки текстовой информации
Задание: изучите темы «Редактирование и форматирование текстового документа», «Представление информации в структурированной форме».
Форма выполнения задания: Индивидуальный проект.

Самостоятельная работа № 6
Тема: Технология обработки числовой информации
Задание: изучите редактор электронных таблиц
Форма выполнения задания: Индивидуальный проект.

Самостоятельная работа № 7
Тема: Технология обработки информационных массивов
Задание: изучите порядок работы с СУБД MS Access.
Создайте базу данных, которая собирает и структурирует в себе информацию о поступлении и расходе медикаментов отделения. Заполните БД произвольными данными.
Форма выполнения задания: Создание базы данных.

Самостоятельная работа № 8
Тема: Информационная технология представления информации в виде презентаций
Задание: разработайте презентацию в среде MS PowerPoint, описывающую ваш выбор профессии.
Требования к презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов

Стиль
необходимо соблюдать единый стиль оформления;
нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон
для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование цвета
на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используются контрастные цвета;
особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты
нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации
следует использовать короткие слова и предложения;
время глаголов должно быть везде одинаковым;
следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице
предпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты
для заголовков не менее 24;
для остальной информации не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации
Следует использовать:
рамки, границы, заливку
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации
не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.


Форма выполнения задания: презентация.
Самостоятельная работа № 9
Тема: Всемирная сеть
Задание: используя различные поисковые системы сети Интернет, произведите поиск и структурирование информации об использовании компьютерных коммуникаций в МО.
Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 10
Тема: Всемирная сеть
Задание: используя различные почтовые сервера, создайте себе электронный адрес и отправьте преподавателю письмо, на адрес infant@inbox.ru, с ответами на следующие вопросы (ответы должны содержать гиперссылки на содержащие их интернет-ресурсы):
Узнать настоящее имя писателя Кира Булычёва.
Узнать, когда была открыта Периодическая система Менделеева.
Телефон приемной директора ГБПОУ «КОМК» г. Кемерово.
Годы царствования Петра I.
Узнать, что гласит пункт 2 в статье 13 Конституции РФ.
Найдите цитату: сии вещи не входят в круг наших понятий.

Письмо в теме должно содержать Имя и Фамилию студента.

Форма выполнения задания: выполнение поиска и пересылки данных.





Список литературы
Основные источники:
Омельченко, В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине [Текст] : учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 588 с.

Дополнительные источники:
1. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум. [Текст] : учебное пособие – СПб. : Питер, 2001. – 432 с.
2. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] // http://www.edu.ru/ - 10.01.2017. – доступ свободный. – Заглавие с экрана.
3. Единое окно допуска к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] // http://window.edu.ru/window - 10.01.2017. – доступ свободный. – Заглавие с экрана.
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] // http://eor.edu.ru/ - 10.01.2017. – доступ свободный. – Заглавие с экрана.

15