Методическая разработка практической работы Расчет основных технико — эксплуатационных показателей работы подвижного состава на маршруте


Тема урока: « Расчет основных технико – эксплуатационных показателей работы подвижного состава на маршруте».
Цели урока:
научить рассчитывать основные технико - эксплуатационные показатели работы подвижного состава на маршруте, используя предоставленные материалы; сделать вывод об улучшении работы предприятия, исходя из полученных результатов;
развивать навыки самостоятельной работы и принятия решений;
воспитывать интерес к избранной профессии на решении конкретных производственных задач.
Тип урока: практическая работа.
Метод урока: кейс – метод (CASE METHOD).
Оборудование: подготовленный преподавателем комплект документов (кейс) для проведения расчетов и проведения анализа (на каждого обучающегося).
Ход урока.
Организационный момент (проверка отсутствующих обучающихся, готовности группы к уроку) (3 мин.).
Повторение пройденного материала (тест - 15 мин).
Тест по теме: «Основные технико – эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта».
1. Технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта характеризуют…
А. техническую готовность подвижного состава
Б. выпуск на линию и использование на перевозках
В. продолжительность работы
2. Найти соответствие.
Показатель
Определяется
1. Коэффициент технической готовности  А. отношением автомобиле - дней АДэ нахождения автомобилей в эксплуатации (в работе) к автомобиле -дням АДп пребывания автомобилей на автотранспортном предприятии.
2.Коэффициент выпуска подвижного состава на линию Б. делением пробега автомобиля в километрах за данный период на время движения в часах.
3.Техническая скорость  В. отношение автомобиле-дней АД'э эксплуатации в рабочие дни к автомобиле-дням АД'п пребывания автомобилей на автотранспортном предприятии в те же дни.
3. От чего зависит техническая скорость автомобиля:
А. состояния дорожного покрытия
Б. продолжительности остановок в пути
В. приемов вождения водителя
Г. конструкции и технического состояния тормозной системы
Д. рулевого управления
4. Производительностью автомобиля называется…
5. Месячное количество автомобиле - дней пребывания автомобилей на транспортном предприятии АДп = 6200, в том числе автомобиле - дней пребывания в рабочие дни АДп = 4200. Количество автомобиле - дней в эксплуатации (по табелю) в том же месяце АДэ = 3650, в том числе в рабочие дни АД'э = 3550.
Определите коэффициент выпуска автомобилей на линию в рабочие дни.
Ответ:
Практическая работа.
План урока.
а). Определение варианта задания (по номеру зачетной книжки) и объяснение выполнения практической работы (10 мин).
б). Практическая работа «Расчет основных технико – эксплуатационных показателей работы подвижного состава на маршруте» (180 мин).
Обучающимся предлагается сделать расчет основных технико – эксплуатационных работы подвижного состава на маршруте по своему варианту задания и провести анализ на основании полученных результатов.
в). Провести анализ деятельности АПТ и ответить на вопрос: «Что необходимо предпринять для того, чтобы улучшить работу предприятия?» (20 мин)


Содержание кейса.
152403175
Слово Кейс (англ. Case) в русском языке означает две вещи: Во-первых, кейс это небольшой деловой чемоданчик для документов и книг, который любят носить с собой студенты, врачи, бизнесмены и прочие люди деловых профессий. Во-вторых, в более современном значении «кейс» это случай из практики, который наглядно демонстрирует какую-либо теорию. Рассмотрение и изучение случаев из практики (кейсов) входит в программу обучения практически по всем современным академическим дисциплинам. Особенно важным изучение кейсов является в медицине, юриспруденции и маркетинге.
Приложение 1. Выбор номера индивидуального задания.
Приложение 2. Макет «Расчет основные технико-эксплутационные показатели работы подвижного состава на маршруте».
Приложение 3,4. «Показатели производительности подвижного состава».
Приложение 5. Выбор автомобилей по индивидуальному варианту
Приложение 6. Нормы рабочего времени на 2015 год.


Приложение 1.
Выбор номера индивидуального задания
Предпоследняя цифра номера зачетной книжки Последняя цифра номера зачетной книжки
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0 1 13 6 1 13 6 1 5 10 1
1 2 12 7 2 12 7 2 14 9 2
2 3 11 8 3 11 8 3 13 8 3
3 4 10 9 4 10 9 4 12 7 4
4 5 9 10 5 9 10 5 11 6 5
5 6 1 11 6 1 11 6 1 11 6
6 7 2 12 7 2 12 7 2 12 7
7 8 3 13 8 3 13 8 3 13 10
8 1 4 14 3 4 14 9 4 14 11
9 14 5 2 14 5 4 10 5 6 12
-575310828675 Приложение 2.
Макет «Расчет основные технико-эксплутационные показатели работы подвижного состава на маршруте».
По индивидуальному варианту рассчитываются следующие технико-эксплуатационные показатели (ТЭП) работы автотранспортного предприятия (АТП). Технико-эксплуатационные показатели, которые необходимо принять для расчета, представлены в документах 3,4 .
Среднесписочное количество автомобилей в парке:
Для оценки провозных возможностей предприятия в течение определенного периода (квартал, год) используется показатель средней численности списочного парка:
Асп=Анг-АвыбДк+Апост*Дпост+рАвыб*ДвыбрДк, (1)
где Асп – среднесписочное количество автомобилей, ед.;
Анг – среднесписочное количество автомобилей на начало года, ед.;
Авыб – количество выбывших автомобилей, ед.;
Апост – количество поступивших автомобилей, ед.;
Дрпост, выб – дни работы поступивших (выбывших) автомобилей;
Дк – дни календарные.
Асп=Анг-АвыбДк+Апост*Дпост+рАвыб*ДвыбрДк=
Автомобиле - дни в хозяйстве
АДх=Асп*Дк, (2)
где АДх – автомобиле - дни в хозяйстве.
АДх=Асп*Дк=
Автомобиле - дни работы:
АДр=АДх*αв, (3)
где АДр – автомобиле - дни работы;
αв – коэффициент выпуска автомобилей на линию.
АДр=АДх*αв=
Автомобиле – тонно - дни работы:
АмДр=АДр*q, (4)
где АтДр – автомобиле – тонно - дни работы;
q – грузоподъемность автотранспортного средства, т.
АтДр=АДр*q=Автомобиле - часы работы:
АЧр=АДр*Тн, (5)
где АЧр – автомобиле - часы работы;
Тн– время в наряде,ч.
АЧр=АДр*Тн=Общая грузоподъемность парка:
qобщ=Асп*qi. (6)
qобщ=Асп*qi=
7. Среднеходовое количество автомобилей – это технически исправные автотранспортные средства, находящиеся в распоряжении АТП:
Ах=АДх*авДр=АДх*αвДр =, (7)
где Ах– среднеходовое количество автомобилей;
Др – дни работы, дн.
Ах=АДХ*αвДр=АДХ*αвДр=8. Среднесуточный пробег автомобиля:
lсут=Тн*Vт*IгеIге+tпр*Vм*β, (8)
где lсут – среднесуточный пробег автомобиля, км;
Vт – средняя техническая скорость, км/ч;
lге – длина груженой ездки, км;
β– коэффициент использования пробега.
lсут=Тн*Vт*IгеIге+tпр*Vм*β=Общий пробег:
Lобщ=АДР*Iсут(9)
где Lобщ– общий пробег, км.
Lобщ=АДР*Iсут=Общий пробег с грузом
Lг=Lобщ*β, (10)
где β – коээфициент использования пробега, β =0,5.
Lг=Lобщ*β=Суточное число ездок:
Zсут=Тнtоб (11)
где  zсут – суточное число ездок;
tоб – время оборота, ч.
Zсут=Тнtоб=10. Время оборота
tоб=LмVм+tпр, (12)
где Lм – длина маршрута, км.;
tпр – время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч.
tоб=LмVм+tпр=LмVм+tпр=11. Общее количество ездок с грузом:
zобщ=АДр*zсут, (13)
где zобщ – общее количество ездок с грузом.
zобщ=АДр*zсут=12. Суточный объем перевозок:
Qсут=Тн*Vn*β*q*γIге+tпр*Vm*β, (14)
где Qсут – суточный объем перевозок, т.;
γ – коэффициент использования грузоподъемности.
Qсут=Тн*Vn*β*q*γIге+tпр*Vm*β=13.Общий объем перевозок грузов
Qобщ=zсут*q*γ*АДр, (15)
где Qобщ – общий объем перевозок грузов, т.
Qобщ=zсут*q*γ*АДр=14.Общий грузооборот:
Робщ=Qобщ*lге, (16)
где Робщ – общий объем перевозок грузов, т-км.
Робщ=Qобщ*
Показатели производительности подвижного состава
В тоннах на 1 автомобиле - день работы:
QАДрт=QобщАД р. (25)
QАДрт=QобщАД р =
В т - км на 1 автомобиле - день работы:
QАДрт- км =РобщАД р. (26)
QАДрт- км =РобщАД р =
В т - км на 1 списочный автомобиль:
PAcn= PобщAcn (27)
PAcn= PобщAcn =
В тоннах на 1 списочную автомобиле - тонну:
QAcn∙qт=QобщAcn∙q (28)
QAcn∙qт=QобщAcn∙q =
В т-км на 1 списочную автомобиле - тонну:
PAcn∙qт= PобщAcn∙q (29)
PAcn∙qт= PобщAcn∙q =
В т-км на 1 км пробега:
Pкм= PобщLобщ (30)
Pкм= PобщLобщВ тоннах на 1 автомобиле - час работы:
QАЧр= QобщАЧр (31)
QАЧр= QобщАЧр-255270796925

Приложение 3.
Показатели производительности подвижного состава.

Показатель Вариант
1 2 3 4 5 6 7
Марка автомобиля I II I II I II I II I II I II I II
Списочное количество, ед. 350 250 200 230 150 200 240 190 180 250 160 190 200 175
Поступило, ед.: - дата 15/01 13/09 16/02 23/01 19/02 26/09 25/05 20/04 28/09 1/06 30/03 20/04 20/01 21/07
- количество 10 8 9 12 5 10 7 10 6 1 8 3 8 10
Выбыло, ед.: - дата 17/10 10/11 15/03 15/04 31/10 25/08 1/11 - 20/04 9/12 24/08 - - 17/10
-количество 4 3 2 5 1 1 1 - 2 5 1 - - 2
Время внаряде, ч 8,9 9,0 8,8 8,6 8,6 9,2 8,3 8,9 8,0 9,2 8,6 9,0 8,2 9,0
Среднее расстояние перевозки, км15 19 30 40 26 28 25 14 24 52 30 52 35 19
Коэффициент выпуска автомобилей на линию 0,74 0,82 0,82 0,80 0,80 0,81 0,78 0,71 0,8 0,87 0,85 0,87 0,85 0,78
Коэффициент использования грузоподъемности 0,97 0,95 0,85 0,83 0,79 0,91 0,79 0,93 0,83 0,95 0,89 0,95 0,82 0,91
Средняя техническая скорость, км/ч 25,0 35,0 24,8 35,6 39,5 28,0 26,4 25,5 26,4 30,0 27,0 30,0 26,8 27,0
1


Приложение 4.
Показатели производительности подвижного состава.
Показатель Вариант
8 9 10 11 12 13 14
Марка автомобиля I II I II I II I II I II I II I II
Списочное количество, ед. 200 145 185 120 250 140 350 250 200 185 250 200 200 180
Поступило, ед.: - дата 20/05 17/04 - 21/12 - 26/01 15/01 13/09 19/02 26/09 28/09 1/06 20/05 17/04
- количество 6 10 - 5 - 12 10 8 5 10 6 1 6 7
Выбыло, ед.: - дата - 15/09 15/04 - 12/05 26/08 17/10 10/11 31/10 25/08 20/04 9/12 16/03 15/09
- количество - 1 5 - 7 2 4 3 1 1 2 5 10 2
Время внаряде, ч 9,0 8,7 9,0 8,0 8,2 9,6 8,9 9,0 8,6 9,2 8,0 8,6 9,0 8,7
Среднее расстояние перевозки, км47 36 40 33 26 40 15 19 26 42 24 52 47 36
Коэффициент выпуска автомобилей на линию 0,78 0,81 0,77 0,80 0,80 0,85 0,74 0,82 0,80 0,81 0,85 0,87 0,78 0,81
Коэффициент использования грузоподъемности 0,77 0,81 0,88 0,90 0,87 0,83 0,97 0,95 0,79 0,91 0,83 0,95 0,77 0,81
Средняя техническая скорость ,км/ч 25,0 35,0 24,8 35,6 39,5 28,0 26,4 30,0 27,0 30, 34,8 27,0 26,4 26,8
Приложение 5.
Выбор автомобилей по индивидуальному варианту
Вариант Марка автомобиля
I II
1 ЗИЛ-ММЗ-555 МАЗ-5549
2 ГАЗ-53-03 МАЗ-504В
3 ГАЗ-52-06 КамАЗ-5511
4 ГАЗ-52-04 ЗИЛ-ММЗ-4502
5 ГАЗ-53А КамАЗ-55102
6 ЗИЛ-130 КамАЗ-55102
7 УРАЛ-375Н ЗИЛ-ММЗ-554
8 КамАЗ-5320 ЗИЛ-131В1
9 МАЗ-5335 КАЗ-608В
10 УРАЛ-377Н КамАЗ-5410
11 КамАЗ-53212 УРАЛ-375СН
12 МАЗ-53352 ЗИЛ-131В
13 ЗИЛ-133 Г2МАЗ-6422
14 КрАЗ-260в ГАЗ-САЗ-53Б
-4076707877175 Приложение 6.
-2552707548245
-2552707548245

Закрепление:
- фронтальный устный опрос (на знание ТЭП и их расчет)(20 мин.)
- обсуждение вопроса «Что необходимо предпринять для того, чтобы улучшить работу предприятия?» и выработка коллективного ответа на поставленный в начале урока вопрос (10 мин).
5. Рефлексия. Заполнить анкету (5 мин.)
Анкета.
Вопросы Ответы (выбрать из данных или написать свой)
На уроке я работал активно/пассивно
Материал урока мне был интересен/ скучен
Своей работой я доволен/не доволен
Используемый метод урока мне понравился/не понравился
Домашнее задание мне кажется легким /трудным
Домашнее задание: повторить тему: «ТЭП» и знать расчеты основных
технико – эксплуатационных показателей работы АТП (2 мин).
Подведение итогов урока (выставление оценок)(5 мин.)