Методическая разработка практического занятия по дисциплине Статистика на тему Расчет средних величин и показателей вариации (2 курс)















Методическая разработка практического занятия
по дисциплине «Статистика» на тему
«Расчет средних величин и показателей вариации»
для студентов СПО специальностей: 120714 «Земельно-имущественные отношения», 030912 «Право и организация социального обеспечения» и 080214 «Операционная деятельность в логистике»












Автор: преподаватель специальных
экономических дисциплин О.В. Антонова









Тема: Расчет средних величин и показателей вариации

Цель: научить находить различные средние величины и показатели вариации: среднюю арифметическую простую, среднюю арифметическую взвешенную, среднюю гармоническую взвешенную и т.д.
Продолжительность занятия: 4 часа
Средства обучения: Рабочая тетрадь для практических занятий, калькулятор
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:
Студент должен
уметь:
Рассчитывать средние величины и показатели вариации;
знать:
Понятие о средних величинах и их видах;
Сущность показателей вариации и методику их расчета.
Критерии оценки:
Оценка «5» выставляется, если обучающийся выполнил задание в полной объеме и без ошибок.
Оценка «4» выставляется, если обучающийся выполнил задание в полном объеме, но допустил незначительные ошибки или недочеты.
Оценка «3» выставляется, если имеются ошибки в ходе решения или в результатах решения.
Оценка «2» выставляется, если обучающийся не выполнил предложенные задания.
Предварительная подготовка. Теоретическая справка
Сущность средних величин, виды средних величин, показатели вариации, методика расчета средних величин и показателей
Содержание работы
Задание 1.
Коммерческий банк выдал в течение года нескольким фирмам пять кредитов:
№ ссуды
1
2
3
4
5

Размер ссуды, тыс. руб.
50
40
100
120
90


Определить средний размер кредита для фирм.
Задание 2.
Имеются данные по результатам группировки предприятий по величине капитальных затрат:
Группы предприятий по размеру капитальных затрат, тыс. руб.
Число предприятий в группе

До 10
6

10-12
8

12-14
12

14-16
15

16-18
10

Свыше 18
6

Определите моду.
Задание 3.
Качество продукции предприятия характеризуется следующими данными (за месяц):

Вид продукции
Процент брака
Стоимость бракованной продукции

А
1,3
2135

В
0,9
3560

С
2,4
980


Определить средний процент брака в целом по предприятию.
Задание 4.
По данным выборочного обследования произведена группировка вкладчиков по размеру вклада в Сбербанке города:

Размер вклада, руб.
Число вкладчиков

До 400
32

400-600
56

600-800
120

800-1000
104

Свыше 1000
88

Определите моду.
Задание 5.
Фирма торгует телевизорами трех классов. В течение дня продано:
Класс телевизора
Цена телевизора, в долл.
Количество

1
230
7

2
310
10

3
500
3


Какова средняя цена телевизоров, проданных фирмой в течение дня?
Задание 6.
По следующим данным о распределении 100 рабочих цеха по дневной выработке однотипных изделий определите моду.
Дневная выработка, шт.
Число рабочих, чел

50-54
10

54-58
20

58-62
40

62-66
15

66-70
15


Тест
1.Выберите условия, необходимые для расчета средней величины:
А) неоднородность совокупности;
Б) однородность совокупности;
В) достаточный объем совокупности;
Г) большая колеблемость значений показателя.
2. Средняя величина – это:
А) показатель, характеризующий однородность совокупности;
Б) показатель, характеризующий типичный уровень варьирующего признака;
В) показатель, характеризующий частоту вариант.
3. Средняя арифметическая взвешенная применяется в том случае, если:
А) имеется значение признака и неодинаковое значение частоты, с которой встречаются значения признака;
Б) необходимо рассчитать среднее значение темпа роста;
В) значения признака повторяются одинаковое число раз.
4. Модой в ряду распределения является:
А) наибольшая варианта;
Б) варианта, которая чаще всех других встречается;
В) наибольшая частота.
5. Показатели вариации используются для:
А) характеристики динамики явления;
Б) характеристики колеблемости признака и однородности совокупности.
6. Среднее квадратическое отклонение характеризует:
А) среднюю меру отклонений признака от средней величины;
Б) тесноту связи между признаками;
В) однородность совокупности.
7. Среднее значение признака в двух совокупностях одинаково. Может ли быть различной вариация признака в этих совокупностях?
А) да;
Б) нет;
В) нельзя сделать вывод о вариации.
8. Среднее значение признака в двух совокупностях неодинаковы. Может ли быть одинаковой вариация признака в этих совокупностях?
А) да;
Б) нет;
В) вывод сделать нельзя.
Выводы (студент формулирует выводы по всему занятию)
Контрольные вопросы:
Каковы основные требования к расчету средних величин?
Какие существуют виды средних величин?
Какие существуют показатели вариации?


15