Методическая разработка Встроенные функции Ms. Excel

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Уфимский лесхоз-техникум»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине: Информатика
на тему: «Встроенные функции в MS Excel»
для групп 1 курса 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».



















Уфа-2016 г.

Одобрена
Цикловой комиссией № 3
протокол № ____
от «___» __________ 20___ г.

Председатель комиссии
______________Р.М. Латыпова
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
Зам. директора по учебной работе
______________И.Г. Марковникова











Автор: Г.С. Пономарева - преподаватель ГБПОУ
«Уфимский лесотехнический техникум»


Рецензенты Э.Х. Аюпова - преподаватель ГБПОУ
«Уфимский лесотехнический техникум»





















Оглавление

Пояснительная записка

Технологическая карта урока

Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Практическая работа
Закрепление полученных знаний
Оценка деятельности
Итог урока

Заключение

Литература

Приложения


























Пояснительная записка

Даная методическая разработка разработана для студентов 1 курса специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».
В процессе изучения предмета «Информатика» студенты усваивают информационную культуру (культура грамотного общения с компьютером, оформления документа, электронного общения).
Достижению указанных целей должно содействовать настоящее методическое указание.
Данная методическая разработка посвящена теме «Встроенные функции в MS Excel».
В целом, знания, которые обучающиеся получат при изучении данной темы, станут естественным дополнением к изучению общего комплекса дисциплины «Информатика».

































Технологическая карта урока
Предмет: «Информатика»
Курс 1 специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Фамилия имя отчество преподавателя: Пономарева Галина Сергеевна
Тема: «Встроенные функции в MS Excel»
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Вид урока: комбинированный
Задачи:
Образовательная :
помочь учащимся усвоить назначение электронных таблиц, научить основам работы в программе электронные таблицы Excel.
Воспитательная:
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
преодолении в сознании учеников неизбежно возникающего представления о формальном характере предмета, оторванности от жизни и практики;
формирование отношений взаимной ответственности и зависимости в группах.
Развивающая:
развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами;
развитие умений сравнивать, обобщать, выявлять закономерность.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование: рабочие «Листы изучения новой темы» на печатной основе,
доска, компьютер, мультимедийный проектор и экран.
Средства обучения: презентация MS PowerPoint «Встроенные функции», тест в MS Excel «Встроенные функции», шаблоны для учащихся к уроку в MS Excel «Практическая работа».
Компьютерное программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office 2007
Место проведения: Учебная аудитория «Уфимский лесотехнический техникум»
Время занятия 90 минут.


Ход урока

Организационный момент – 2 минуты.
Отметка в журнале отсутствующих.
Повторение темы предыдущего занятия – 5 минут.
Решение кроссворда
Изложение нового материала – 25 минут.
Лекционный материал сопровождается демонстрацией слайд-шоу. В развернутой и последовательной форме раскрывается сущность, содержание темы.
Практическая работа 45 минут
Закрепление нового материала – 10 минут.
Проводится с целью закрепления основных моментов.
Преподаватель предлагает студентам ответить на тест:
Домашнее задание – 2 минуты.
Включает в себя:
Повторение пройденного материала
Подведение итогов – 1 минута.








Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
(Проверка присутствующих)
Мы продолжаем изучение электронных таблиц и научимся упрощать расчеты с помощью встроенных функций. Для того чтобы наш урок стал интересным и запоминающимся приглашаю вас к сотрудничеству.
Актуализация опорных знаний
На экране выведен кроссворд по ранее изученной теме. (Слайд 2-9)
Изучение нового материала
На прошлом уроке вы познакомились с электронными таблицами и уже владеете основными навыками работы с ними. Предлагаю вам рассмотреть некоторые задания. (Слайд 10).
Необходимо подсчитать общее количество осадков, выпавших за месяц. Вы уже знаете один способ – это сложение. Но это очень долго (Слайд 11).
Давайте рассмотрим еще одну задачу: подсчитать среднее арифметическое всех оценок (Слайд 12).
Мы действительно можем вы полнить это задание, но наши действия нерациональны (Слайд 13).
Следующее задание: найти максимальное и минимальное количество единиц проданного товара (Слайд 14).
Можно выбирать вручную, но для достаточно большого массива данных выполнить данное действие будет сложно. Рассмотрим четвертую задачу: найти значения тригонометрических функций для заданных углов (Слайд 15).
Мы столкнулись с проблемой! И наша задача найти пути ее решения.
Excel располагает множеством специальных функций, которые можно использовать в вычислениях. Наличие большого количества стандартных функций позволяет не только автоматизировать процесс вычислений, но и сэкономить время. С их помощью выполняются как простые, так и довольно сложные операции. Рассмотрим некоторые из них (Слайд 16).
Функция это программа, которая выполняет определенные операции или вычисляет некоторую величину, например итоговое значение, среднее значение, величину ежемесячных процентных отчислений или среднее геометрическое группы чисел. Каждая функция имеет собственный синтаксис, которому необходимо следовать, чтобы получить правильные результаты. Если функция не является частью формулы, перед ее вызовом необходимо ввести знак равенства. После этого указывается имя функции, а затем один или несколько ее аргументов, заключенных в скобки. Все функции объединены в несколько категорий. Как же ввести такую функцию?
Вызываем мастер функций (Слайд 17), выбираем категорию функций, к которой относится нужная нам формула (слайд 18).
Возникает вопрос: как определить категорию? Все функции объединены в несколько категорий. Это финансовые, математические, статистические, текстовые, логические и другие. Очевидно, что СУММА относится к математической категории функций. Среди предложенных функций находим нужную (Слайд 19).
Далее вводим диапазон значений, который нам необходимо подсчитать (Слайд 20), после чего нажимаем ОК. У нас получилось вычислить искомую сумму (Слайд 21). Как вам данный способ?
Аналогично во второй задаче, при вычислении среднего значения используется функция СРЗНАЧ из категории статистические( Слайд 22), в третьем задании функции МИН и МАКС (Слайд 23), категория статистические и в четвертом задании (Слайд 24) используем тригонометрические функции из категории математических функций. Обращаю ваше внимание, что тригонометрические функции Excel пересчитывает в радианах, поэтому здесь мы используем сложную формулу: =SIN(РАДИАНЫ(ЧИСЛО)).
Самые популярные функции Excel (Слайд 25).
CУММ (Отображает сумму аргументов)
=СУММ(число1,число2,)
СРЗНАЧ (Отображает среднее значение аргументов) =СРЗНАЧ(число1,число2,)
МАКС (Определяет среди аргументов наибольший) =МАКС(число1,число2,)
МИН (Определяет среди аргументов наименьший)
=МИН(число1,число2,)
КОРЕНЬ (Вычисляет корень числа)
=КОРЕНЬ(число)
Всего функций в Excel более 320 (Слайд 26).
Практическая работа
(Слайд 27-30).
Перед тем как перейти к выполнению практической работы давайте вспомним о правилах техники безопасности:
Если ты хороший мальчик, то не суй в розетку пальчик, проводами не играй: не известно есть ли рай?
В куртках шубах и пальто, не приходит к нам никто. В грязной обуви, друзья, В кабинете быть нельзя.
Если вводишь ты "ответ", а компьютер скажет "нет", по дисплею не стучи, лучше правила учи!
Начинать работу строго с разрешения педагога, И учтите: Вы в ответе, за порядок в кабинете.
Мышка может другом стать, коль ее не обижать. Дрессируй ее умело, не крути в руках без дела
Остальное всем известно: Чтоб не вскакивали с места Не кричали, не толкались, За компьютеры не дрались.
Ребята, сейчас мы самостоятельно попробуем выполнить рассмотренные задания в среде MS Excel. Для этого откройте на рабочем столе документ «Практикум», перейдите на первый лист. (Студенты выполняют практическую работу опираясь на методические рекомендации).

Закрепление полученных знаний
Вопросы: Какие задачи нам удалось решить в процессе практической работы?
Чем нам помогли встроенные функции?
Где еще в повседневной жизни мы можем использовать новые знания?
Оценка деятельности
Для того, чтобы понять, как мы усвоили новую тему пройдем тестирование, которое также выполнено с помощью программы Excel. (Студенты занимают места за компьютерами и выполняют тест)
Итог урока
Сегодня мы с вами прошли тему «Встроенные функции в MS EXCEL». Теперь мы знаем, что наличие большого количества стандартных функций позволяет не только автоматизировать процесс вычислений, но и сэкономить время. Спасибо за внимание До скорых встреч

























Заключение

Проведение занятия требует от преподавателя активизации всех его творческих способностей. Чтобы реализовать поставленные цели урока ему необходимо заранее подумать все элементы урока: изучить литературу, подготовить лекционный материал, создать слайд-шоу, разработать тест. Все это способствует активизации учебного процесса и делает студента не пассивным наблюдателем, а его активным участником.
При проведении занятия преподаватель должен помнить о том, чтобы формировать у студента постоянный интерес к изучаемой дисциплине, формировать научное мировоззрение


































Литература

Алексеева И.В. Сборник задач и упражнений по курсу «Информатика». – Обнинск: Обнинский институт атомной энергетики, 2012.
Власов В.К., Королев Л.Н. Элементы  информатики./ Под. Ред. Л.Н. Королева.- М.: Наука, 2010 г.
Информатика.- / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 768 с.
Информатика: Учебник для вузов.- / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2013.
Кураков Л.П., Лебедев Е.К. Информатика. – М.: Вуз и школа, 2010. – 636с.
Могилев и др. Информатика: Учебное пособие для вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Изд. центр "Академия", 2008
Острейковский В.А. Информатика. – м.: Высшая школа, 2010.- 512с.
Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – 2-е изд. Доп. – М.: Финансы и статистика, 2012.
Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователей. – М.: 2010.
Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга.- М.: Финансы и статистика, 2012

























Приложение 1

Кроссворд

По горизонтали:
Чем именуется строка?
Пересечение столбца и строки.
Именуется буквами латинского алфавита.
По вертикали:
Главная задача MS Excel – это вычислений.
В MS Excel обрабатывается электронная .
Выражение, начинающееся со знака равенства и состоящее из числовых величин, адресов ячеек, функций, имен, которые соединены знаками арифметических операций.












3









1




 









 




 









 




 





1
 
 
 
 




 









 

3
2
 
 
 
 
 




2
 
 
 
 
 

 









 


 











 


 











 


 














 














 

















Приложение 2

Задание № 1 для выполнения практической работы

Число месяца
Количество осадков, мм


















































































Общее количество осадков:





Приложение 3


Задание № 2 для выполнения практической работы
Предмет
Оценки
Средняя














 














 














 














 














 














 














 














 














 














 














 


























Приложение 4

Задание №3 для выполнения практической работы

Агент
Количество




















































Максимальное количество:


Минимальное количество:


















Приложение 5

Задание №4 для выполнения практической работы


 
Значения углов

Функция
0
30
45
60
90
100
107

sin(x)
0
 
 
 
 
 
 

cos(x)
 
 
 
 
 
 
 

tg(x)
 
 
 
 
 
 
 




































Приложение 6

Задание №1
Заполните пустые графы таблицы
Ставим курсор в ячейку В32
Вызываем Мастер функций f(x)
Категория «Математические»
Функция «СУММ»
Выбираем диапазон В2:В31
Нажимаем «ОК»

Задание №2
Заполните пустые графы таблицы
Ставим курсор в ячейку N2
Вызываем Мастер функций f(x)
Категория «Статистические»
Функция «СРЗНАЧ»
Выбираем диапазон В2:М2
Нажимаем «ОК»
Ставим курсор в ячейку N2
Наводим указатель мыши на правый нижний угол ячейки до появления черного крестика
Нажимаем левую кнопку мыши, копируем формулу в оставшиеся ячейки

Задание №3
Заполните пустые графы таблицы
Ставим курсор в ячейку В19
Вызываем Мастер функций f(x)
Категория «Статистические»
Функция «МАКС»
Выбираем диапазон В2:В18
Нажимаем «ОК»
Минимальное значение находится аналогично. Используется функция «МИН»

Задание №4
Ставим курсор в ячейку В3
Вызываем Мастер функций f(x)
Категория «Математические»
Функция «SIN»
Вручную в скобках прописываем РАДИАНЫ()
в скобках ставим адрес ячейки В2
Копируем функцию аналогично заданию №2
Нажимаем «ОК»
Косинус и тангенс находятся аналогично. Используются функции COS(), TAN()
Рецензия
на методическую разработку
по дисциплине: Информатика
на тему: «Встроенные функции MS Excel»
составленную преподавателем
ГБОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум»
Пономаревой Г.С.

. Работа, представленная на рецензию содержит пояснительную записку, содержание работы и список литературы.
В «Пояснительной записке» автор знакомит с целями изучения дисциплины «Информатика».
В разделе «Содержание работы» кратко перечислены решаемые задачи.
Для лучшей увязки практики с теоретическими знаниями рекомендуется литература, с которой обучаемый может ознакомиться в нерабочее время.
В целом методическое указание обеспечивает получение обучаемыми знаний по дисциплине «Информатика» что позволит студентам разобраться в сущности изучаемой дисциплины и получить достаточный уровень умений и навыков.





Рецензент: Э.Х. Аюпова
Преподаватель ГБПОУ
«Уфимский лесотехнический
техникум»