Конспект урока по теме Встроенные функции. логические функции в Excel


Класс __________ Дата___________
Класс __________ Дата___________
Урок 23 .Тема. Встроенные функции. Логические функции в Excel.
Цель урока: сформировать понятие о встроенных и логических функциях в Excel. Отработать умения использования функции при решении задач практического характера.
Задачи:
Образовательная:
Повторение знаний по теме “Табличный процессор”.
Изучение правил записи встроенных и логических функций в Excel.
Развивающая:
Развитие логическое мышление учащихся.
Развитие навыка анализа, синтеза.
Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.
Воспитательная:
Стимулирование познавательного интереса учащихся.
Воспитание самостоятельности в работе;
Привитие навыков вычислительной работы.
Воспитание аккуратности и точности при записи формул.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-практикум, продолжительность – 45 минут.
Возраст учащихся: 9 класс.
Оборудование урока: персональные компьютеры, проектор, карточки с заданиями.
План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Проверка д/з - 5 мин.
Актуализация знаний (тест, практическая работа) - 7 мин.
Создание проблемной ситуации - 5 мин.
Ознакомление с новым материалом – 10 мин.
Этап закрепления знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами) -12 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Домашнее задание- 1 мин.
Итог урока. – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2. Проверка Д/З с.119 №12, 15.
3. Актуализация знаний (тест, практическая работа).
Несколько учащихся выполняют тест по вариантам. Заранее выданы карточки для записи вариантов ответов. Учащиеся при выполнении заданий записывают варианты ответов на карточки и отмечают свои ответы на карточке теста.
Карточки с ответами учащиеся сдают учителю для проверки. Учитель проверяет и выставляет баллы.
Несколько сильных учащихся выполняют практическое задание на компьютере.
4. Создание проблемной ситуации.
Тест – очередное зачетное задание, предусматривает систему оценивания «зачет» и «незачет». Зачет ставится, если вы верно ответили на 4 вопроса, в противном случае – незачет. Давайте автоматизируем процесс выставления зачета.
На экране появляется таблица следующего вида, которую заполняем все вместе:
А В С D E F G H I
1 Фамилия 1 2 3 4 5 6 Общая сумма Зачет/незачет
2 3 На экране появляется таблица следующего вида, которую заполняем все вместе:
В ячейках А2:А14 заранее внесены фамилии учащихся, в ячейки В2:G14 заносим данные (1 – верный ответ, 0 – неверный ответ). В ячейке Н2 будет формула =СУММ(В2:G2). Эту формулу надо скопировать в другие ячейки столбца H (по количеству учеников).
Какую формулу надо задать в ячейку I2?
Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Слайд 1.
5. Ознакомление с новым материалом.
Каждая стандартная встроенная функция имеет свое имя.
Для удобства выбора и обращения к ним, все функции объединены в группы, называемые категориями: математические, статистические, финансовые, функции даты и времени, логические, текстовые и т.д.
Использование всех функций в формулах происходит по одинаковым правилам.
Правила записи встроенных функций в табличном процессоре Excel.
Каждая функция имеет свое неповторимое (уникальное) имя;
При обращении к функции после ее имени в круглых скобках указывается список аргументов, разделенных точкой с запятой;
Ввод функции в ячейку надо начинать со знака «=», а затем указать ее имя.
Примеры записи функций
Математическая
Сумма - сумм
=СУММ(А1;В9) - Сложение двух чисел, содержащихся в ячейках А1 и В9
Статистическая
Среднее значение - срзнач
=СРЗНАЧ(А1:В5) - Находит среднее арифметическое значение среди чисел, содержащихся в диапазоне ячеек от А1 до В5
Для сопоставления, сравнения и выбора величин в MS Excel используют встроенную логическую функцию ЕСЛИ.
Функция проверяет, выполняется ли условие, и возвращает одно значение, если оно выполняется, и другое значение, если нет.
Вид условной функции:
=ЕСЛИ(<условие>;<выражение1>;<выражение 2>)
Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки определяется значением <выражение 1>, в противном случае <выражение 2>.
Логические выражения строятся с помощью операций отношения (<,>,<=,>=,=,<>) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ). Результатом вычисления логического выражения являются логические величины ИСТИНА и ЛОЖЬ.
Вернемся к решению нашей проблемы: в ячейку I2 надо занести формулу:
=ЕСЛИ(H2>=4;"зачет";"незачет")
Давайте усложним задачу. Вы получите зачет автоматически, если за предыдущее зачетное задание у вас положительная отметка.
На экране появляется таблица, в которую добавляется еще один столбец с оценками за предыдущее зачетное задание:
А В С D E F G H I J
1 Фамилия 1 2 3 4 5 6 Общая сумма Предыдущее задание Зачет/незачет
2 3 Какую теперь формулу необходимо занести в ячейку I2, сколько теперь условий необходимо выполнить?
Формула в ячейке J2 примет вид:
=ЕСЛИ((И(H2>=4;I2>2));"зачет";"незачет")
6. Этап закрепления знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами).
Задача 1. В таблице содержатся данные об учениках школы: фамилия, имя, рост. Выясните, кто из учеников может заниматься в волейбольной секции, если туда принимают детей с ростом более 160 см?
Фамилия Имя Рост Может ли заниматься
Иванов Павел 158 Семенов Валентин 161 ДрунинаЕкатерина 165 Бабанов Иван 163 СмоквинВалентин 166 Неверова Ольга 168 НужинАлексей 171 ПолнухинаЕлизавета 162 7. Рефлексия.
8. Домашнее задание. Параграф 3.2 с.113-117, с.119 №18
9. Итог урока