«РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ EXCEL»

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Нижнетагильский железнодорожный техникум»













«РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ EXCEL»








Автор: Мызникова Ирина Викторовна







Нижний Тагил 2016
Аннотация

В данной методической разработке рассматривается поэтапное внедрение элементов технологии интегрированного обучения в ходе повторения учебного материала, при этом интегративный характер занятия реализуется в рамках требований примерной программы учебной дисциплины ЕН.02 Информатика «Учебно - методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») 2012, Москва.
Занятия по дисциплине «Информатика»  это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все дисциплины. Поэтому в основе данной методической разработки лежит личный опыт организации и проведения интегрированных занятий.
Занятие разработано для студентов II курса, осваивающих дисциплины по программе подготовки специалистов среднего звена 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (автомобильный транспорт).
Данную методическую разработку можно использовать для проведения учебных занятий по дисциплинам «ЕН.02 Информатика» и «ЕНв.03 Экология автомобиля», а также в качестве мастер-класса для демонстрации технологии интегрированного обучения.

Пояснительная записка

Новые требования, выдвинутые  в рамках Федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения, ставят для всей системы профессионального образования основную  задачу – подготовку компетентного специалиста, способного самостоятельно и критически мыслить, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса [7].
В инновационном образовательном процессе студент должен иметь высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональную мобильность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, то есть обладать определенными профессиональными и общими компетенциями.
Реализовать все вышеназванное помогает внедрение технологии интегрированного обучения.
Интеграция предметов – это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Главное в интегрированном занятии - вычленить проблему. Проблема должна быть комплексной, жизненной, социально значимой [10].
Интегрированные занятия предполагают возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого обучающегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания [5].
В данной методической разработке интегрированного занятия по теме «Решение транспортных задач в электронных таблицах Excel» приводится и технологическая карта учебного занятия и общая структура.
Одним из условий проведения интегрированного занятия является правильное вычленение междисциплинарного объекта изучения, который должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную взаимосвязь. Таким объектом была выбрана «транспортная задача», для решения которой использовались межпредметные связи дисциплин «ЕН.02 Информатика» и «ЕНв.03 Экология автомобиля».
Основной целью учебного занятия является инициирование творческой активности, развитие признаков общих и профессиональных компетенций обучающихся. Стратегическая задача занятия - попытка достижения современного качества образования и высокая мотивация студентов к выполнению заданий.
Ориентированная основа деятельности на таком занятии является одним из условий формирования компетенций. Для выполнения практических работ обучающимся предлагаются ориентиры, при опоре на которые они могут безошибочно действовать в практическом плане (см. Приложение).
В процессе решения транспортной задачи студентами проводится анализ эффективности использования того или иного вида топлива, а также его влияние на окружающую среду. Включение заданий и вопросов экологического характера в содержательную часть занятия способствует формированию у студентов навыков экологически оправданного поведения в природе, уверенность в своих силах, позитивное отношение к себе и окружающему миру. На основе синтеза и сопоставления знаний  двух дисциплин, делаются обобщающие выводы и вносятся предложения.
При интеграции нескольких дисциплин, связанных единой темой, непроизвольно идет усовершенствование отдельных сторон педагогического опыта, т.к. материалы различных дисциплин взаимопроникают друг в друга (см. Интегративная карта), сокращается общее время преподавания дисциплин, увеличивается время для других сторон учебного занятия: средств обучения, применения различных видов деятельности, самостоятельной работы обучающихся, в их комбинаторике и применении современных технологий [3].
Используемая технология обучения позволяет не только умело овладеть информацией обучающимися, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
Ожидаемые результаты реализации интегрированного занятия:
1. расширение тематики изучаемого материала, необходимость более глубокой  и детальной проработки содержания учебных дисциплин;
2. активизация познавательной деятельности обучающихся, возрастание роли самостоятельной работы, инициативы в проведении исследовательской деятельности, и как следствие формирование и развитие общих и профессиональных компетенций.
Разработка интегрированного учебного занятия достаточно трудоемка, но всегда сопровождается позитивной мотивацией и интересом обучающихся к учебно - познавательной деятельности.
Содержание

Технологическая карта учебного занятия

Тема занятия: «Решение транспортных задач в электронных таблицах Excel».

Цель занятия: создание условий для решения задач по определению затрат на перевозки грузов в электронных таблиц Excel, и определение степени влияния разных видов топлива на окружающую среду.

Задачи занятия:
закрепить знания правил записи арифметических выражений и формул в электронных таблицах;
проверить умения строить диаграммы с помощью электронных таблиц Excel;
закрепить умения и навыки редактирования содержимого ячеек таблицы;
обеспечить осмысление влияния разных видов топлива на окружающую среду;
показать взаимосвязь двух дисциплин – ЕН.02 Информатика и ЕНв.03 Экология автомобиля;
продемонстрировать применение диаграмм в профессиональной деятельности.
развивать познавательный интерес обучающихся;
развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
развивать умения работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
развивать самооценку самостоятельной деятельности на учебном занятии, развивать умения анализировать свои ошибки и исправлять их в процессе решения задач;
развивать коммуникативные навыки.
воспитывать умения слушать друг друга;
воспитывать добросовестное отношение к дисциплинам, ответственность, честность, сопереживание успехам и неудачам одногруппников.

Педагогические технологии: технология системно - деятельностного подхода, проблемное обучение, элементы технологии взаимного обучения, технологии критического мышления.
Вид занятия: интегрированный.
Тип занятия: повторительно - обобщительный.
Форма организации учебного занятия: фронтальная работа, работа в парах.
Методы обучения:
информационно-практический;
проблемно-поисковый;
вопросно-ответный;
наглядный.
Методические приемы:
осуществление взаимосвязи дисциплин: ЕН.02 Информатика, ЕНв.03Экология автомобиля,
мультимедийное представления в формате программ Microsoft Power Point, Excel, Word;
индивидуальная работа;
тьюторство;
создание атмосферы комфорта и взаимопонимания.
Информационное обеспечение: раздаточный материал (алгоритмы выполнения задания), информационные буклеты.
Техническое и программное обеспечение: мультимедийная установка, приложения MS Power Point, MS Excel, MS Word.
Формируемые компетенции:
Блок самоорганизации и самообучения:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.2 Планировать и организовывать производственные работы.
ПК 2.3 Выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях.
Информационный блок:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
Коммуникационный блок
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Учебный продукт: практическая работа «Решение транспортных задач в среде MS Excel, исследовательская работа «влияние разных видов топлива на окружающую среду».
Интегративная карта
Тема занятия:
Информатика
Экология автомобиля


«Решение транспортных задач в электронных таблицах Excel»
Тема программы:
«Электронные таблицы Excel». Выполнение вычислительных операций. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Построение диаграмм.
Тема программы:
-Воздействие автомобильного транспорта на экологические системы. Загрязнение окружающей среды отходами автомобильного транспорта


Дидактическая структура занятия

Этапы занятия, время
Цель
Деятельность преподавателя, его функции
Деятельность студента, форма организации деятельности обучающегося
Методы, приемы
Методы контроля
Формируемые компетенции

Организационный момент
(3 мин)
Сообщение темы, постановка цели, задач занятия.
Проверка готовности к занятию, сообщение темы, постановка целей учебного занятия, рекомендации по организации работы на занятии.
Осмысление целей и задач занятия.
Словесный
Фронтальная работа
Наблюдение
ОК 2

Актуализация знаний (Планерка 12 мин)
·
Подготовка к восприятию нового учебного материала.
Обеспечение контроля выполнения задания
Контроль и корректировка своих знаний. Работа в среде MS Power Point. Представление организации, по сфере деятельности и структуре.

Словесно-наглядный, практический

Работа в парах, фронтальная работа
Практический, словесно-наглядный
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.3


Операционно-исполнительный.
Практическая работа с элементами исследования
(50 мин)
Понимание значимости информационных технологий для решения производственных задач.
Создание условий для решения проблемного вопроса восприятия с помощью информационного обеспечения (программа Excel), раздаточного материала, обеспечение контроля выполнения задания
Восприятие проблемного вопроса, его анализ.
Решение задач, построение диаграмм с помощью MS Excel [3].
Проводят исследование по оценке экономичного вида топлива. Показывают результаты работы через проектор. Проводят анализ последствия деятельности фирм.
Учатся договариваться, взаимодействовать друг с другом. Принимать общее решение.
Проблемно-поисковый, наглядный. Практический.
Взаимоконтроль. Оценка практической работы по дисциплине «Информатика», оценка исследовательской работы по дисциплине «Экология автомобиля»
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК9
ПК 1.3
ПК 2.2
ПК 2.3



Рефлексивно-оценочный.
Подведение итогов занятия, рефлексия, самооценка.
(15 мин)
Рефлексия: осмысление студентами своих действий, развитие способности к самооценке.
Характеристика работы студентов на занятии
Подготовка документа, отражающий эмоциональное настроение на занятии. Заполнение листа самооценки.
Соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, показ конечного результата своей работы на занятии.
Индивидуальная и фронтальная работа
Наблюдение, самопроверка, устный опрос.
ОК 2
ОК 6


Характеристика структурных компонентов

Актуализация знаний
Планерка
Каждой паре предлагается вытянуть конверт с названием организации
1. Фирма «Лесоруб»
2. Фирма «Мастер»
3. ИП «Маша»
4. Компания «Дачник»
5. Мебельная фабрика
6. Мебельный комбинат

Разработка презентации в среде Power Point, содержащей название, деятельность и структуру компании.

Операционно-исполнительный
Рабочий день
Каждой группе предлагается решить транспортную задачу по перевозке грузов с использованием электронных таблиц EXCEL, а именно:
решить задачу (в электронных таблицах EXCEL);
построить диаграмму;
оценить затраты на использование разных видов топлива
анализ деятельности последствия работы организации, формулировка выводов.
(см. Приложение 1)

Каждая команда выводит отчет по работе организации на экран через проектор. Даёт анализ своей работы.
Одним из отрицательных последствий работы фирм является вырубка леса и влияние каждого вида топлива на окружающую среду.
Студенты выступают с сообщениями о том, как влияет определенный вид топлива на окружающую среду.
Далее демонстрируется фильм «Вырубка леса и его последствия на окружающую среду», после просмотра которого, студенты предлагают пути выхода из сложившейся ситуации и делают следующие выводы:
1. необходимо находить и использовать новые альтернативные виды топлива;
2. вырубка лесов приводит к негативным последствиям на нашей планете: разрушению озонового слоя, возникновению « парникового эффекта», исчезновению многих видов растений и животных, опустыниванию и др;
3.каждый человек должен задуматься о своем влиянии на окружающую среду и об экологических последствиях.

Рефлексивно-оценочный.
Подведение итогов рабочего дня.
Создание документа в текстовом редакторе Word, отражающего эмоциональное настроение на конец занятия, с использованием объекта WordArt и панели рисования; заполнение листа самооценки (см. Приложение 2)
.
Список литературы

Барвенов С. А. Компьютерные технологии в организации самостоятельной работы студентов-гуманитариев / Высшая школа. – 2004. – № 4. – С. 35–37.
Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.
Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 24-28.
Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-47
Екжанова Е. Основы интегрированного обучения. Издательство: Дрофа, Москва. - 2008.
Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева.- М.: Наука, 2008.
Ливанский В. М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118
Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. 10-11 кл. СПб.: Питер, 2006. - 224с.
Пузанкова Е.Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики/// Образование и общество. - 2009. - N 1. - С. 9-13.
Приложение 1.

Фирма «Лесоруб» организует поставку леса в разные населенные пункты на бортовом автомобиле «Фермер». В качестве горючего используются дизельное топливо и бензин. Определите затраты на горючее до каждого населенного пункта.

Постойте гистограмму, отражающую значения столбцов затраты на горючее с подписями данных и круговую диаграмму по ячейкам общей денежной суммы.
Оцените, использование какого горючего экономичнее?

Фирма «Мастер» в Нижнем Тагиле закупила у фирмы «Лесоруб» лес. 10000 рублей было потрачено на подвоз леса к пилораме. Далее, обработанный лес оправился по разным пунктам назначения на бортовом автомобиле «Фермер». В качестве горючего используются дизельное топливо и бензин.

Определите затраты на горючее в литрах до каждого пункта назначения и общую денежную сумму потраченную на доставку.
Постойте гистограмму, отражающую значения столбцов затраты на топливо и бензин с подписями данных и круговую диаграмму по ячейкам затраты на горючее в рублях.
Оцените, использование какого вида горючего экономичнее?

ИП «Маша» по перевозке грузов закупила в фирме «Мастер» обрезную доску на сумму 225 000 рублей. Для получения прибыли ее продают в разные города. Нанимаются водители с окладом в 45000 рублей каждый, осуществляющих перевозку на бортовом автомобиле «Фермер». В качестве горючего используются дизельное топливо и бензин.
В Челябинске выручка от продажи составила 300000 рублей, в Перми - 470000 рублей, в Первоуральске -120000 рублей. Определите: а) сумму затрат перевозки с учетом расхода на горючее; б) прибыль предпринимателя.

Постойте гистограмму, отражающую значения столбцов затраты на горючее с подписями данных и круговую диаграмму затраты на горючее в рублях.
Оцените, использование какого горючего экономичнее?
Оцените, использование какого вида горючего экономичнее?


Фирма «Дачник» закупила оптом доску обрезную для строительства дач в Свердловской области. Пункты доставки следующие: Красноуральск, Новоуральск, Качканар. Доставка осуществляется автомобилем Белаз.

Постойте гистограмму, отражающую значения столбцов затраты на топливо и газ с подписями данных, а также круговую диаграмму затраты на горючее в рублях.
Оцените, использование какого вида горючего экономичнее?

Мебельная фабрика занимается закупкой леса у фирмы «Лесоруб», изготовлением мебели и её поставкой в разные районы города. Доставка осуществляется автомобилем Зил, работающем на разном виде топлива.

Постойте гистограмму, отражающую значения столбцов затраты на горючее с подписями данных, а также круговую диаграмму затраты на горючее в рублях.
Оцените, использование какого вида горючего экономичнее?

Мебельный комбинат занимается изготовлением мягкой и корпусной мебели, доставкой её по всей России. Доставка осуществляется автомобилем Зил, работающем на разном виде топлива.

Постойте гистограмму, отражающую значения столбцов затраты на горючее с подписями данных и круговую диаграмму по ячейкам общей денежной суммы.
Оцените, использование какого вида горючего экономичнее?
Приложение 2.

Лист самооценки проявления компетенций

ФИ студента_______________
Группа ___________________

Признаки проявления компетенций
Баллы

общие
ОК 1. Понимаю сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляю к ней устойчивый интерес.



ОК 2. Организовываю собственную деятельность, выбираю типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оцениваю их эффективность и качество:
оцениваю влияние различных видов топлива на окружающую среду.



ОК 3. Принимаю решение в стандартных и нестандартных ситуациях и несу за них ответственность:
умею решать поставленную проблему.



ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.



ОК 5. Использую информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности:



оформляю документы с применением современных информационных технологий управления перевозками;



владею приемами работы с презентацией Power Point;



умею устанавливать нужный формат ячейки;



умею производить расчеты в электронных таблицах Excel;



использую абсолютную адресацию ячеек при вводе формул;



строю диаграммы и графики в соответствии с предложенным заданием;



умею воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в электронном виде, пользоваться современными компьютерными технологиями;



владею навыками работы в текстовом редакторе Word;




использую панель рисования в текстовом редакторе Word.



ОК 6. Работаю в коллективе и команде, эффективно общаюсь с одногруппниками, преподавателями.



ОК 7. Беру на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий:
умею обобщить результаты работы группы и презентовать их.



ОК 8. Самостоятельно определяю задачи профессионального и личностного развития, занимаюсь самообразованием:
планирую свою деятельность по самостоятельному изучению материала и подготовке к занятию.



ОК 9. Ориентируюсь в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности:
владею навыками работы MS Excel.


профессиональные
ПК 1.3. Оформляю документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.



ПК 2.2 Планирую и организую производственные работы.



ПК 2.3 Выбираю оптимальные решения в нестандартных ситуациях



Суммарный балл:



Оценка:



Критерии оценивания:
0 б - признак не проявляется;
1 б - признак проявляется частично;
2 б - признак проявляется в полном объеме

Максимальное количество баллов:
38-42 б – компетентен
22-37 б – частично компетентен
21 и менее – не компетентен

Балл
Оценка

38-42
5

30-37
4

22-29
3

21 и менее
2










13PAGE \* MERGEFORMAT14315




ђ Заголовок 115