Конспект урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel» 8 класс

Конспект урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»
8 класс
Раздел программы: Информационное моделирование;
Цель урока: помочь учащимся получить представление о диаграммах
Задачи урока:
образовательные:
расширить представления учащихся о возможностях программы Excel;
научить строить и использовать круговые диаграммы в программе Excel
развивающие:
развивать аналитико-синтезирующее мышление обучающихся;
формировать умения наблюдать, делать выводы;
развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
воспитательные:
воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.
воспитывать творческий подход к работе;
развивать познавательный интерес, формировать информационную культуру.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: беседа, индивидуальная работа, работа в группах
Программное и техническое обеспечение урока:
Мультимедийный проектор;
Компьютерный класс;
Программа MS Excel;
Дидактическое обеспечение урока:
Раздаточный материал – электронный тест «Электронные таблицы», практическая работа
Презентация к уроку «Диаграммы»
Список литературы:
Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 7 класса
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классе. Методическое пособие

Последовательность этапов урока.
1.Организационный момент (3 мин).
Мотивация
Эпиграф
2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).
3.Сообщение темы и целей урока (2 мин).
4.Объяснение нового материала (10 мин).
5.Физкультминутка (2 мин).
6.Компьютерный практикум (15 минут).
7. Рефлексия (1 мин).
8.Домашнее задание (1 мин).
9.Итог урока (1 мин).

Ход урока:
1.Организационный момент. (Приветствие класса)
Мотивация (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Как вы уже успели заметить, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Ну что ж, давайте постараемся и попробуем не разочаровать их.
Говорят, Знания – это наши плоды, так пусть сегодняшний день у нас будет урожайный! На столе у вас лежат яблочки, на них вы будете отмечать свои достигнутые результаты на этом уроке. Подпишите ваши яблочки!!!!
Эпиграф. Итак мы начинаем наш урок.

Учитель: Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов,
Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов, Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия, Использовать Excel нам нужно без сомнения.

Это стихотворение, написанное учителем, действительно подтверждает важность изучения программы Excel в реалиях нашей жизни
Мы уже многое узнали об этой программе и сегодня на уроке продолжим дальнейшее знакомство с ней.

2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

Мы живем в мире цифр и статистические данные окружают нас, но за цифрами могут стоять реальные люди. Вот за аббревиатурой 7 стоите вы реальные дети и каждый из вас имеет свои порядковый номер в журнале, но это не просто номер- это реальный человек со своей жизнью и интересами.
Я сейчас озвучу следующую статью со статистическими данными:
В 7 «а» классе 20 учащихся: из которых 5 учащихся отличники, а в 7 «в» 8 отличников из 25 учащихся, в с 7 «б» количество отличников такое же как 7 «в», но в классе 24 ученика. Хорошистов в «а» и «б» равное количество и равно 10, а в «в» классе на 2 больше. В «а» и «в» успевающих равное количество, но на одного меньше, чем в «б» классе, количество которых равно 6. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 7 «а» и 7 «б» - 75%, а в 7 «в»-80%.

Вопрос: Кто скажет, в какой форме была представлена эта информация? (В звуковой форме)..
Вопрос: Вы хорошо запомнили эту информацию? Я думаю, что нет.
Как вы думаете можно представить эту информацию в другой форме, текстовой, которая позволила бы сохранить и запомнить эту информацию?
Посмотрим на эту форму представления информации. ( Показ слайда  с текстом : )
Вопрос:  - Удобно ли представлена данная информация? (Нет)
Вопрос: В этом тексте как вы видите, имеется множество числовых данных. Как вы думаете, можно ли упорядочить эти данные?
Какая форма представления информации для этого используется?
 (Представить данные текста в виде таблицы).

Вопрос:- А в какой форме удобно было бы представить информацию? (Правильно табличной).
Она бы приняла следующий вид:
Класс




Кол-во учащихся
20
24
25

5
5
8
8

4
10
10
12

3
5
6
5

%качества знании
75
75
80



Как вы видите, табличное представление информации позволяет упорядочить информацию, делает ее удобной для нашего восприятия.

На прошлом уроках мы познакомились с электронными таблицами. Как они назывались? (Excel) Мы с Вами продолжим изучение этой темы.

Что Вы научились делать в этих таблицах? Создавать, заполнять таблицы, оформлять их содержимое, работать с готовыми таблицами, выполнять расчеты над данными таблицы.

Для начала мы вспомним изученный материал прошлых уроков с помощью теста. На рабочем столе у каждого имеется тест. На выполнение, которого дается 5-6 минут.
Проверку мы выполним - поменявшись своей работой с соседом по парте. Вы видите на слайде правильные ответы. За каждый правильный ответ, 1 бал, соответственно за кол-во правильных ответов вы ставите оценку. Поставьте оценку за тест на своем яблоке.

Молодцы вы справились с заданием и получили свои оценки. А теперь вернемся к нашей таблице.

3.Сообщение темы и целей урока (2 мин).
Вопрос: Как вы думаете, какой вид представления информации более нагляден и пригоден для дальнейшего анализа? (Графическая форма). Ребята, пользуясь этой таблицей можно сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой.
А как? А я хочу вас познакомить сегодня, как с помощью таблиц Excel можно это сделать. С чем мы сегодня познакомимся на уроке, а тему урока вы узнаете, разгадав ребус (ребус на слайде)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Молодцы! Правильно! Тема нашего урока «Диаграммы». Запишем тему урока в тетрадь.
Давайте мы поставим для себя цель, которую хотим достигнуть на уроке.
Работая в таблице, я научусь (наглядно представлять данные в виде диаграммы)
Работая в таблице, я сегодня буду развивать (навык работы с программой, память, мышление)

А для чего они нам нужны диаграммы???
Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический  режим работы  табличного процессора.
Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.

4.Изучение нового материала.
А что же такое диаграмма?
Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.
Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов. Я познакомлю вам с некоторыми типами диаграмм.

Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат.

Гистограмма – служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках (столбики располагаются вертикально);


Линейчатая – служит для сравнения нескольких величин (столбики располагаются горизонтально);


График – служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин


Круговая – служит для сравнения нескольких величин в одной точке


Кольцевая – аналогична круговой


5. Физминутка для снятия общего утомления. 2 мин
Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм. Перед балом нужно привести себя в порядок. Потрите ладошки, до ощущения тепла и сделайте маску своим глазкам, погрейте их – они от этого станут еще красивее и заблестят. Поставьте ладони с растопыренными пальчиками перед глазками и разводим кисти в противоположном направлении – влево, вправо. И так мы выглядим прекрасно. Пора на бал.
Вот в зал входят «Столбчатые» диаграммы – изображайте их – потянитесь из-зо всех сил вверх, чтобы почувствовать, как каждая мышца растягивается и отдыхает от напряжения. Вы похожи на столбчатые диаграммы.
А теперь в зал вошли линейные диаграммы – сделайте наклон вправо и хорошенько потянитесь, а затем влево и также потянитесь.
Вот проходят пышные дамы – конические диаграммы, девочки, изображайте, пышных дам, а с ними под руку идут их кавалеры - цилиндрические диаграммы. (Руки вверх, потянулись – вдох, руки вниз – выдох)
И вот бал начался. и все закружились в вальсе – руки на пояс – сделайте круговые обороты туловищем. Бал закончен. Садитесь на свои места.

Вернемся на наш урок и с новыми силами продолжим работу.
Сегодня мы попробуем представить числовую информацию наглядной и выразительной с использованием диаграмм. Давайте еще раз скажем. что такое диаграмма? Какие виды бывают?

Мы сказали, что такое диаграмма, для чего они нужны, а как на компьютере создать диаграммы???

Порядок создания диаграмм:
Вызвать Microsoft Office Excel 2007 – Пуск – Программы – M. Office – Microsoft Office Excel 2007.
Построить таблицу
Выделить объект, содержащий данные для построения.
Вызвать мастера диаграмм.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Выбрать тип диаграммы.
При необходимости изменить данные

Диаграмма представляет собой самостоятельный объект электронной таблицы и характеризуется рядом параметров, которые задаются при создании и могут быть изменены при редактировании диаграммы.

6.Компьютерный практикум (15 минут).
А сейчас мы посмотрим как будет выглядеть графически наша таблица Слайд 26
Класс




Кол-во учащихся
20
24
25

5
5
8
8

4
10
10
12

3
5
6
5

% качества знании
75
75
80



По полученным данным вам предстоит построить сначала гистограмму, затем круговую диаграмму в программе Excel и продемонстрировать её мне. У каждого рабочего места лежит карточка с практической работой, которой вы можете воспользоваться при выполнении задания.

Пересаживайтесь, пожалуйста, за компьютеры. Но прежде, чем приступить к работе вспомним о ТБ. (Напоминание основных правил ТБ) Учащиеся открывают MS Excel. На столах карточки практическая работа, вместе выполняем задания, учитель координирует работу учащихся, контролируя результаты каждого ученика.
Если вы все сделали правильно, то у вас должно получиться примерно следущее: Слайд16
Проверяем как вы справились с заданием:
Микровывод (оценить работу детей)

Молодцы! Все с заданием справились. Прошу пересесть за парты.

7. Подведение итогов
Вы сегодня научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания.
Наши знания – плоды. Давайте запишем чему вы сегодня научились, что узнали.
Замечательно. Я желаю, чтобы эти яблочки за неделю подросли, и к ним добавились новые плоды.

8. Домашнее задание.
Выучить определения, уметь различать виды диаграмм

2.Построить диаграмму Факторов, влияющих на здоровье человека. (Результаты  представить на следующий урок на любом носителе). (Карточки таблицей к домашнему заданию раздаются каждому обучающемуся.)
9. Итог урока
Спасибо за сотрудничество. Урок окончен. Слайд 30


Таблица ответов

1
2
3
4
5

А






Б






В






Г







Диаграмма 2° Ѓ
·ш
·
·
·°
·@
·
·
·
·@
·Ђ
·ё
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·I
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·‚
·
·
·
·°
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·