Урок литературы по творчеству Сергея Есенина «Родился я с песнями в травном одеяле»


Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 9 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»





Урок литературы в 11 классе по творчеству Сергея Есенина
Тема урока: «Родился я с песнями в травном одеяле»






Учитель русского языка и литературы
высшей категории
Алпатова Тамара Николаевна


Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе; нравственно-эстетическое воспитание.
Оформление: портрет Сергея Есенина, стенд-экспозиция «Родился я с песнями в травном одеяле»; венок из мимозы, берёза, скамья, свечи, букеты из осенних трав, кисти рябин на столиках; записи песен на стихи С. Есенина; выставка творческих работ учащихся; видеофильм о творчестве С.Есенина, мультимедиа.
На перемене перед уроком работает проектор (видеоизображение родины Есенина). Звучит на этом фоне песня Е. Мартынова «У Есенина день рождения».
Ход урока
Учитель: - Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка надо льдом блестит.

- Неплохо ведь. А? Чьи это стихи? Пушкина. Но ведь и у Есенина не хуже:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна
- Без Есенина не было бы и этой удивительной песни (звучит из видеофильма песня Над окошком месяц»)
- Не было бы и других строк:
Песней журавлиною осень проплыла
Отговорила роща золотая
Несказанное, синее, нежное
О Русь, малиновое поле
- А проживи он хотя бы, как Пушкин, 37, а не 30, представляете, сколько строчек подарил бы нам Но
Как мало пройдено дорог,
Как много сделано ошибок
- Да, много ли, мало ли дорог проходим, ошибок всегда хватает. Но только тот, чье сердце болит за каждого из нас, скажет нам о них с такой редкой откровенностью и с такой сопричастностью ко всему живому, что не внять его голосу – уже наша ошибка.
Есенин, определяя для себя задачу художника, пишет:
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по тонкой коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

- Так какие же стихи поэта запали вам в душу? Как воспринимаете эту поэзию: умом или сердцем? Прочитайте, пожалуйста, отрывки из стихотворений, которые особенно запомнились, изумили.
Я приглашаю вас мысленно перелистать страницы творчества большого поэта, увидеть его поэтическую индивидуальность, осмыслить внутренний мир художника, его стихи, «Звонкие, чистые, голосистые», как сказал когда-то о них А. Блок
(Дети читают отрывки, возможен комментарий)
- Да! Каждое стихотворение – кусочек жизни, и в каждом - неизъяснимая сила слов. Порой ни понять, ни объяснить её невозможно. Нет изысканных рифм, экзотических слов, все, как в будничной речи, а прочтешь или услышишь берет за душу, как вот эта песня.
(Диск, звучит песня «Песню любви распевал соловей»)
- Так кто же он? Крикливый, самовлюбленный, напыщенный поэт, не лишенный поэтического дарования, или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов? Попытаемся понять это.
- Взгляните на портреты С. Есенина. Если бы вам пришлось запечатлеть его облик в словах, какие бы главные вы подобрали?
(Дети отвечают)
- К его внешности, как и к творчеству, не было однозначного отношения. Вот что вспоминает о поэте его друг Анатолий Маеренгоф.
(Звучит запись со слов: «Передо мной стоял»)
- А сам Есенин в одном из стихотворений скажет:
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи,
Я нисколько не чувствую боли
- Во многих стихотворениях Есенина в центре - лирическое «Я» поэта. Прочитаем строки, в которых звучит это искреннее гордое, порой заносчивое «Я»:
-«Я вам не кенар, я поэт»
-«Я сердцем никогда не лгу»
-«В далеком имени – Россия
Я известный, признанный поэт»
-«Все равно остался я поэтом
Золотой, бревенчатой избы»
-«Я одну мечту, скрывая, нежу,
Что я сердцем чист»
-«Я один твой певец и глашатай»
- Что-нибудь еще добавите?
( Дети добавляют известные строчки)
- Каково ваше отношение к многочисленным «Я» поэта? Что это? Самолюбование или что-нибудь другое?
(Дети отвечают)
- И может быть, его многочисленные «Я» не эгоизм, не кокетство, а удивление перед богатством мира, радость, открытая в себе самом, в окружающем.
- Стихи-письма, стихи-песни, стихи-исповеди, стихи-записи – все это он, Есенин, сказавший: «Я сердцем никогда не лгу». По этой причине почти каждая его строчка не только лирична, но и автобиографична!
А еще в его стихах не только кипяток сердечных струй, но и выкладки незаурядного ума, о чем свидетельствует обилие афоризмов, многие из которых подводят итог жизненных исканий, обретений, просчетов Вот некоторые из них. Давайте прочитаем.
На доске записаны строки: (по очереди дети читают)
Тех, которым ничего не надо,
Только можно в мире пожалеть
Жить – так жить, любить – так уж влюбляться
От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду
Цветите, юные, и здоровейте телом!
Как в смирительную рубашку,
Мы природу берем в бетон
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
С того и мучаюсь, что не пойму,
Куда несет нас рок событий
Лицом к лицу лица не увидать
Я знаю – время даже память крошит
Как прекрасна земля и на ней человек!
- А как бы вы определили содержание стихотворений Есенина? О чем стихи поэта?
(Дети: обо всем: о любви, о природе, о судьбе)
- Давайте прочитаем стихотворение «Несказанное, синее, нежное» (Ученица читает)
- Понятно вам это стихотворение?
- О чем оно?
- Мне хочется прочитать вам еще один шедевр Есенина.
(Учитель читает: «Не бродить, не мять»)
Вопросы:
- Ваши первые впечатления? Вам это близко?
- Как вы думаете, о чем оно?
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Заканчивается ли стихотворение прощанием?

Учитель: Светлое, чистое произведение. Не вспомните, кто из поэтов так же светло отзывался о прошедшей любви? (Пушкин: «Я вас любил», Блок «О доблестях, о подвигах»)
- Мы, я думаю, не можем не сказать сегодня о любви Есенина к животным, к братьям нашим меньшим.
Николай Тихонов, вспоминания о своём знакомстве со стихотворением «Песнь о собаке» говорит, что был удивлён названием. Песнь «Песнь о Гайавате», «Песнь о Нибелугах», а тут «Песнь о собаке» А когда читал, сердце обливалось кровью.
Прочитаем стихотворение. (Ученица читает наизусть)
Вопросы: - Какое чувство остаётся после чтения стихотворения?
-Какие строчки особенно помогают почувствовать «братство» человека и животного?
-А вы видели когда-нибудь, как плачут животные? Что вы при этом испытываете?
-Литературные примеры можете вспомнить?
Учитель: - О Есенине можно порой услышать: пессимист. Вы с этим согласны?
(Выступления детей)
-Да, конечно же, в стихах поэта есть грусть, тоска, боль, сожаление, но за этим половодьем чувств - буйная земная радость, и она заглушает горечь и страдания, да и тоска-то у Есенина не черная, а светлая
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь,
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Учитель: - Ребята, скажите, что, в конце концов, больше всего огорчает и тревожит того, кто по-настоящему любит своё дело, преуспел в нём? Вспомните тургеневского Базарова перед лицом смерти.
(Ответы детей)
Учитель: Послушайте Есенина:
Ведь я мог дать,
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.
Насчёт шутки он, конечно, не прав . Не так уж и легко давались ему стихи.
Вспомним:
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
Плен, каторга, жернова - вот что такое стихи для поэта. Тем не менее, не использовать возможностей, которыми ты наделён - страшно. Открытой раной заболит тогда до всего чуткая душа художника:
Думы мои, думы! Боль в висках и темени,
Промотал я молодость без поры, без времени.
На себе самом ощутил и понял поэт опорную роль юности во всей судьбе человека. В юности закладывается потенциал тех сил, которых потребует зрелость. Не забывайте об этом и вы!
Домашнее задание: дома прочитайте стихи поэта и выберите для комментария то, которое, по-вашему, можно считать литературным памятником Есенину.
Учитель: - 112 лет было бы сейчас Есенину. Трудно в это поверить. Такой молодой и красивый застыл поэт в бронзе. ( Демонстрируется бюст поэта)
Чуть склонена голова. Кажется, встряхнет сейчас шапкой светло-жёлтых, кудрявых волос, улыбнётся озаряюще, и польются строки
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных
-Нет, не затерялся! Не пропал! Живёт в каждом из нас. Разве не к живому Есенину обращается поэт Евтушенко:
Есенин! Дай на счастье нежность мне к берёзам и лугам, к зверью и людям!
Мне хочется, чтобы и вы взяли у поэта нежность, любовь, сострадание ко всему живому на земле и помнили слова Марины Цветаевой:
И не жалость – мало жил,
И не горечь – мало дал.
Много жил, кто в наши жил дни,
Много дал, кто песню дал.
- Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!
(Включается видеозапись фильма о Есенине)



Изображение 00115