Урок литературы по творчеству Сергея Есенина ( 9 класс)

















Учебно-проблемная ситуация
«Чувство Родины в лирике С.Есенина»




















Природно-рефлексивная технология саморазвития человека.
Форма реализации технологии- учебно-проблемная ситуация.
Учебный предмет- литература
Ситуация «Тема Родины в лирике С.Есенина»

Ход ситуации:
1 Организация целевого пространства
1.1 Создание физического и социального пространства
Расстановка ученических столов для работы в группах, создание микрогрупп
Эмоциональный настрой. Слайды с пейзажами родного края. Какие чувства вызывают у вас эти слайды? Изменились бы ваши чувства, если вы окажетесь в другой стране? (ответы учащихся) Сегодня мы поговорим о поэте Сергее Есенине, который очень любил Родину, особенно это чувство проявилось, когда он находился за рубежом (в Америке)

1.2 Создание общей зоны целей
Постановка проблемы и целей. С. Есенин- один из самых своеобразных, лиричных, глубоко национальных поэтов России. Говоря о своей поэзии, С.Есенин делает вывод: «Чувство Родины- основное в моем творчестве». «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину,»- признается поэт в стихотворении «Исповедь хулигана» (1920)
А в стихотворении «Спит ковыль Равнина дорогая»(1925), восклицает:
«Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси».
В этих строках мы видим тоску, мучения, горе. Почему любовь к России связана с мучениями?
Значит, возникает проблемный вопрос: « Отразилась судьба России на судьбе Сергея Есенина?»
Чтобы разрешить эту проблему, мы должны:
1.Осознать собственное отношение к родине
2. Исследовать эволюцию темы родины С.Есенина
Выделим ключевое слово и определим, что включает в себя понятие «родина»?
Первая промежуточная цель: понять сущность слова «родина»
Желающие представляют результат, дополняют друг друга.
преподаватель делает соответствующие выводы, поощряет представивших результат и предлагает поработать группам над составленным ДП «родина». Чего в нем не хватает? Верно- выводного знания. Значит, что вам предстоит сделать на данном этапе?
Вторая промежуточная цель: сформулировать выводное знание.

Работа в микрогруппах, обсуждение, зачитывание выводных понятий.
общее обсуждение, выводы.

выводное знание: Родина-это малая родина, природа родного края; страна, где родился, родные и близкие люди, милый сердцу край.










2. Организация поискового пространства
«Но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души».О каких свойствах есенинской поэзии говорят эти слова? Какой видится Россия в стихах поэта? Какие чувства испытывал поэт к родине? Чтобы найти ответы на эти вопросы, проанализируем стихи С.Есенина разных периодов и ответим на вопросы.
Исследование проблемы и ее разрешение.
Учащиеся анализируют поэтические тексты. (приложение №2)

Обсуждение результатов в микрогруппе. В обсуждении выступают все, лидер помогает слабым. Идет взаимообсуждение (приложение №3)
Общее обсуждение

Вывод научной нормы.
Родина- самый высокий идеал в поэзии С. Есенина. В этом понятии для него слилось « все самое родное и близкое, от чего так легко зарыдать»: родная земля, малая родина и любимая женщина, трудная жизнь страны и одиночество матери, красота русской природы и любовь к животным, «братьям нашим меньшим», порыв к людям. Слово «Родина» было всеобъемлющим у Есенина. Он любил страстно, мучительно, до боли, это вечная тема его творчества, его путеводная нить. В его лирике поражает слияние тонких лирических переживаний с живой, образной, меткой формой. В начале творческого пути поэт восклицает: «Но люблю тебя, родина кроткая, А за что разгадать не могу» («Русь» 1914)
Вторжение цивилизации в деревню заставляет поэта задуматься над будущим русской деревни, над судьбой крестьянской Руси. Значительную роль в творчестве Есенина сыграла его большая зарубежная поездка. Только за рубежом он понял, какие грандиозные перемены происходят на родине. Он думает, что революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края.
Есенин принимает новую жизнь, он провозглашает верность родной стране.
Гимном родине звучат слова:
Но и тогда,
Когда во всей планете
пройдет вражда племен,
Исчезает ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
шестую часть земли
С названьем кратким «Русь» («Русь советская»)

Все творчество поэта- это жизнь его родины, тесно связанная с его жизнью.










приложение №2

Поэтические тексты

Название стихотворения
год
Основная мысль
Художественные средства

«Гой, ты , Русь моя родная
1914
Русь –ощущение красоты, гармонии, раздолья. Бескрайние поля, избы, крытые соломой, вызывают чувство благовенья. Нет ничего дороже Родины.
Метафорические сравнения, эпитеты, олицетворения

«Топи да болота»
1914
Снежной грустью поэт рисует родной край, внешне неброский, небогатый, но близкий сердцу.
Метафоры, олицетворения, анафора.

«Запели тесаные дороги»
1916
Поэт восхищается красотой русской природы, деревни. В стихотворении звучат тревога за будущее России, вера и любовь.
Олицетворение, оксюморон, эпитеты.

«Письмо матери
1924
Поэт видит красоту во всем, все согрето любовью- «низкий дом «по-весеннему белый сад» Это символы малой родины. Поэт с болью осознает отрыв от отчего дома, мечтает вернуться. С образом Родины сливается образ матери- воплощение нравственной чистоты.
Эпитеты, развернутые метафоры, сравнения, олицетворения

«Спит ковыль. Равнина дорогая»
1925
Есенин пытается определить свое отношение к новой действительности, ее противоречиям, найти свое место в новой, советской России.
Метафорические сравнения, риторические вопросы, рефрен, афористичность.















Приложение №3

1.Назовите главные мотивы и темы проанализированных стихотворений
2. Совпадает ли мироощущение лирического героя 1910-1920 годов?
3. Лирическое «я» есенинских стихов- это сам поэт?
4.Меняется ли отношение Есенина к родине на протяжении его творческого пути?
5.Какие художественные средства используются поэтом для создания образа родины?
Образцы ответов.
Поэт любил и изучал все, что связано с родиной- ее историю, природу, народное творчество, меткий, образный язык.
1.Основные темы стихов Есенина – тема жизненного пути лирического героя, судьба России, тема родины и революции, поэта и поэзии, противостояния природы и цивилизации, небесного и земного, философские мотивы жизни и смерти, любви, памяти и т.д.
2. Мироощущение С.Есенина и его лирического героя 1910-1920-х годов не совпадает. Главными составляющими художественного мира поэта в 1910 годы являются образы земли и неба, которые соединяются Мировым древом. Это мифологический образ. в стихах отражена религиозность поэта, много библейских образов: «Хаты-образа», «кроткий Спас» и т. д.
3. Поэт рисует сложный образ лирического «Я» - богомольца, инока и босяка одновременно, все встречающего и вес приемлющего.Это был период «двойного зрения» Есенина, его мировоззрение было мифопоэтическим, христианско-языческим. Бог, деревенский пейзаж и родина сливались воедино. В 20-е годы художественное мышление Есенина становится безрелигиозным, библейские образы исчезают из его стихотворений. Все есенинское творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является образ Поэта. Неслучайно поэтому характерная примета его творчества – автобиографичность: « Что касается автобиографических сведений, - они в моих стихах,»- указывал Есенин.
4. В начале творческого пути «Голубая Русь» казалась поэту более любимым местом, чем рай!
Если крикнет рать святая:
«Кинь, ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: « Не надо рая,
Дайте родину мою»
Пройдя через воспевание (1917-1919), а затем и неприятие революции(1919-1921), Есенин с 1924 года вновь пересматривает свое отношение к Руси советской. Если раньше поэт любовался сельскими пейзажами, то теперь «даже яблонь весеннюю вьюгу» он «за бедность полей разлюбил». Любимые березы и тополя своим прекрасным нарядом еще сильнее оттеняют бедность и нищету полевой России. Старую Россию он любил, Но и к новой его отношение было сложным:
«Радуюсь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси» («Спит ковыль. Равнина дорогая.)
5. В стихотворениях поэт использует такие олицетворения: ивы – монашки, болото курит, «синь сосет глаза»; метафоры – яблоко зари, скирды солнца и т. д. Также метафорические сравнения – девичий смех звенит как сережки; эпитеты – « в водах лонных», зеленя стозвонные, прохлада росная и т. д; оксюмороны – радость убогая, « звонно чахнут тополя»; аллитерация – «не видать конца и края – только синь сосет глаза». Цветовые определения – «белая береза»; Изобразительные средства придают художественной картине мира. Яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер. С помощью разнообразных художественных средств поэт создает образно – метафорический и философски- символический уровень поэтического мира.





Приложение №4

Темы для сочинений

1.Образ родины и средства его воплощения в лирике Есенина

2. Тема природы в поэзии Есенина

3. Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии Есенина

4.Родина и революция в лирике Есенина

5.Тема любви в поэзии Есенина

6. Эволюция поэтического мира Есенина

7. Глубокий психологизм есенинской лирики

8. Главные особенности художественного мира Есенина



























3. Организация рефлексивного пространства
Наш урок подходит к концу. Как вы себя чувствуете? Прекрасно. Мне кажется, что мы очень хорошо потрудились, и я вам за это благодарна.

1) А вы удовлетворены работой?
Какие трудности вы испытали?
2) Какие стихи вам понравились и почему?
3) Какие чувства пробуждают стихи Есенина?
4) Как отразилась судьба России на судьбе поэта?
5)Что делает поэзию С. Есенина современной?

Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем. (приложение №4)

Заполнение «Карты оценивания» (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)

Выход на новую проблему: Поэма «Анна Снегина» - лирическая поэма о любви. Как вы думаете, отразилась судьба поэта и страны в этой поэме?
15