Доклад «Интеграция современных педагогических технологий и ИКТ на уроках информатики »


Илийский район
Августовская конференция
Доклад на тему:
«Интеграция современных педагогических технологий и ИКТ на уроках информатики »
Юсупова Айнагуль Галымжановнаучитель информатики СШ №19
2014-2015 учебный год
«Интеграция современных педагогических технологий и ИКТ на уроках информатики »
Юсупова Айнагуль Галымжановнаучитель информатики СШ №19
"Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие, стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство. Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перегружая его, просто заронить в него искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем".
Анатоль Франс
Стремительное развитие информационных технологий сильно отражается на образовательном процессе. На сегодняшний день никого не удивит наличие в образовательных учреждениях компьютерных классов, классов с мультимедиа проекторами, интерактивными досками и т.п. Грамотное, полноценное использование подобных устройств позволяет значительно повысить качество обучения.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Давайте рассмотрим несколько из широкого спектра образовательных
педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Педагогические технологии Достигаемые результаты
Проблемное обучение Создание в учебной деятельности
проблемных ситуаций и организация
активной самостоятельной деятельности
учащихся по их разрешению, в результате
чего происходит творческое овладение
знаниями, умениями, навыками, развиваются
мыслительные способности.
Разноуровневое обучение У учителя появляется возможность помогать
слабому, уделять внимание сильному,
реализуется желание сильных учащихся
быстрее и глубже продвигаться в образовании.
Сильные учащиеся утверждаются в своихспособностях, слабые получают возможность
испытывать учебный успех, повышается
уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения Работа по данной методике дает возможность
развивать индивидуальные творческие
способности учащихся, более осознанно
подходить к профессиональному и
социальному самоопределению.
Исследовательские методы вобученииДает возможность учащимся самостоятельно
пополнять свои знания, глубоко вникать визучаемую проблему и предполагать пути ее
решения, что важно при формировании
мировоззрения. Это важно для определения
индивидуальной траектории развития каждого
школьника.
Лекционно-семинарско-
зачетная система
Данная система используется в основном встаршей школе, т.к. это помогает учащимся
подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает
возможность сконцентрировать материал вблоки и преподносить его как единое целое, а
контроль проводить по предварительнойподготовке учащихся.
Технология использования вобучении игровых методов:
ролевых, деловых, и других
видов обучающих игр Расширение кругозора, развитие
познавательной деятельности, формирование
определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности,
.развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве
(командная, групповаяработа) Сотрудничество трактуется как идея
совместной развивающей деятельности
взрослых и детей, Суть индивидуальногоподхода в том, чтобы идти не от учебного
предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех
возможностей, которыми располагает
ребенок, применять психолого-
педагогические диагностики личности.
Информационно-
коммуникационные
технологии Изменение и неограниченное обогащение
содержания образования, использование
интегрированных курсов, доступ вИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающиетехнологии
Использование данных технологий позволяют
равномерно во время урока распределять
различные виды заданий, чередовать
мыслительную деятельность с физминутками,
определять время подачи сложного учебного
материала, выделять время на проведение
самостоятельных работ, нормативно
применять ТСО, что дает положительные
результаты в обучении.
Систему инновационнойоценки «портфолио» Формирование персонифицированного учета
достижений ученика как инструмента
педагогической поддержки социальногосамоопределения, определения траектории
индивидуального развития личности.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать занятия более интересными и динамичными, а огромный поток изучаемой информации более - доступным. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ на базовом уровне выступают информационные процессы и информационные технологии.
Для того чтобы совершенствовать стиль работы необходимо понимание целей и задач преподаваемого предмета, стремление максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся.
В своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы работы. Каждый ученик подобен замку, к которому нужно подобрать ключик. Поэтому ученики с сильной мотивацией в обучении способны самостоятельно изучать материал, разбирать и решать задачи повышенной трудности. Для них необходим исследовательский или поисковый метод работы. Для учеников со слабой мотивацией подобные задания не подходят: более приемлемым для них является составление презентаций и написание докладов по теме. Для таких учеников лучше использовать репродуктивный метод.
Учитель информатики наряду с передачей необходимой информации обучаемому должен развивать его способности, мотивацию к учению и познанию окружающей действительности, создавать условия для формирования индивидуального «склада ума». В системно- информационной концепции образования особая роль отводится мышлению и умению работать с информацией.
Именно работа с информацией определяет интегрирующую роль информатики среди всех школьных предметов. В своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы работы. Ученики с сильной мотивацией в обучении способны самостоятельно изучать материал, разбирать и решать задачи повышенной трудности. Для них необходим исследовательский или поисковый метод работы.
Механизмом реализации поставленной педагогической цели является творческая проектная деятельность учеников, основанная на применении новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.
Применение ИКТ позволило существенно улучшить наглядность изучаемого материала, оптимизировать учебную деятельность на уроке, повысить учебную мотивацию учащихся и эффективность процесса обучения.
Система, обучения с использованием технологии проектирования и ИКТ строится на интеграции учебных дисциплин (математика, информатика, история и т. д.), и ориентирована на формирование у обучаемого навыков самостоятельной работы, что, в свою очередь, повышает интерес школьника к предмету.
Для повышения качества знаний, развития личностных качеств и самостоятельности необходимо использовать приемы, помогающие ученикам чувствовать себя на уровне учителя, а для этого нужно его заинтересовать в необходимости предмета, в его практическом применении. Этому во многом способствуют методы диалога и рассказа учениками дополнительного материала.
Вместе с учениками мы создаем различные проекты, показывающие связь информатики с другими предметами школьного образования.
Во многом степень усвоения материала зависит от настроения учащихся и уровня подготовки. Для этого на уроке нужно создать спокойную, благожелательную атмосферу, чтобы у учеников возникло желание получать новые знания или возможность проверить свои знания на практике.
На всех этапах творческой работы, начиная с поиска материала до создания презентации, ученик получает новые технологические навыки работы с компьютером, учится анализировать отобранный материал, выделять задачи и их решать.
В образовательном процессе использую информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют повышению интереса к предмету, активности на уроке.
На уроке использую дополнительный материал с электронных носителей: CD- дисков по информатике. В классах, где я работаю есть дети с повышенной мотивацией к учебной деятельности, то есть дети, которые хотят учиться.
С ними проводится постоянная работа. Они выполняют различные творческие работы, пишут доклады, составляют презентации.
Дети со слабой мотивацией к учебной деятельности подобные работы не выполняют, но на уроках выполняют различные задания занимательного характера , с ними ведутся дополнительные занятия.
На открытых уроках я демонстрирую различные формы работы: тесты, задания с самопроверкой, работа с интерактивной доской, работа в группах.
Но в силу различных причин не все дети способны с первого раза воспринимать новый материал. Именно для них проводятся дополнительные занятия.
Дети со слабой мотивацией к учебной деятельности выполнить работу, в которой требуется проанализировать и сделать вывод, составить презентацию, написать творческий отчет или доклад не смогут, но на уроках выполняют различные задания занимательного характера.
Для них более приемлемым является составление презентаций и написание докладов по теме. Для таких учеников лучше использовать репродуктивный метод.
Учитель информатики наряду с передачей необходимой информации обучаемому должен развивать его способности, мотивацию к учению и познанию окружающей действительности, создавать условия для формирования индивидуального «склада ума». На занятиях разбираются наиболее сложные темы для понимания, анализируются результаты контрольных и проверочных работ, проводится работа над ошибками.
На всех этапах творческой работы, начиная с поиска материала до создания презентации, ученик получает новые технологические навыки работы с компьютером, учиться анализировать отобранный материал.
Для повышения качества знаний, развития личностных качеств и самостоятельности необходимо использовать приемы, помогающие ученикам чувствовать себя на уровне учителя, а для этого нужно его заинтересовать в необходимости предмета, в его практическом применении. Этому во многом способствуют методы диалога и рассказа учениками дополнительного материала.
Во многом степень усвоения материала зависит от настроения учащихся и уровня подготовки. Для этого на уроке нужно создать спокойную, благожелательную атмосферу, чтобы у учеников возникло желание получать новые знания или возможность проверить свои знания на практике.
В своей работе с одаренными детьми я стараюсь как можно больше привлекать их к работе на уроке, даю задание сделать сообщение по теме, привести примеры, подобрать задания по данной теме из других областей знаний. Именно на таких учеников опираюсь при работе над планом открытого урока, они часто выступают в роли учителя, подготавливая сообщения и презентации по данной теме.
Я стремлюсь получать знания и учусь вместе с учениками, учусь находить позитив в любом занятии и стараюсь это показать детям.
Если кому-то не удается добиться результата, я советую подумать над словами арабского философа Ал-Бируни: "Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит."