Статья на тему Роль метода проектов на уроках адыгейского языка в начальных классах


«Роль метода проектов на уроках адыгейского языка в начальных классах»
Подготовила учитель адыгейского языка
Дзыбова Светлана Касеевна.
В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. 
Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.
Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.
Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.
Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.
Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.  В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.
Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.
Проекты могут классифицироваться: 
по составу участников; 
по целевой установке; 
по тематике; 
по срокам реализации. 
На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературному чтению каждому классу давалось задание: создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты. 
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Часто на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад. 
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.); 
творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.) 
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. 
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.
2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.
Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы. Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.
Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.
Памятка для учителя. 
Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной. 
Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. 
Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха. 
Создать психологический комфорт: 
а) дети не должны бояться совершить ошибку; 
б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; 
в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику. 
Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир. 
Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным. 
В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам. 
Памятка для родителей. 
Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью. 
Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей. 
Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания. 
Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них. 
Меньше наставлений, прямых инструкций. 
Не сдерживайте инициативу. 
Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой. 
Не раздражайтесь. 
Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается. 
Учите доводить дело до конца. 
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Правила презентации для ученика: 
Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает. 
Найди удобное положение тела и место для рук. 
Спокойно посмотри на слушателей. 
Назови тему. 
Заинтересуй слушателей выступлением. 
Говори свободно. Следи за жестами и мимикой. 
Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления. 
Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали. 
Логично закончи свое выступление. 
Памятка для учителя по подготовке к презентации. 
Помогите ученикам произвести самооценку проекта: 
Почему начали работу над проектом? 
Решили ли вы проблему? 
Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой? 
Что не доделано, а может быть можно изменить. 
Помогите оценить процесс проектирования. 
Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления. 
Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути. 
Оценка проекта должна носить стимулирующий характер. 
Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации. 
Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе 
Плюсы проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
+ навыки групповой деятельности;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности
Минусы проектной деятельности:
- возрастает нагрузка на учителя;
- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
- психологические коммуникативные проблемы;
- проблема субъективной оценки. 
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.
Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.