Доклад Использование метода проектов на уроках в начальных классах

Тема: Использование метода проектов в начальных классах


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы реализации проектной технологии на уроках в начальной школе.
Метод проектов как современная педагогическая технология.
Алгоритм создания проектов
Особенности организации проектной деятельности на уроках (математики) в начальных классах.

















ВВЕДЕНИЕ

Знания – дети удивления и любопытства...
Луи де Бройль
Проектная деятельность – одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системе образования разных стран мира. Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.
В современных условиях уже созданы основы проектного обучения. Н. Г. Чернилова (Саратов, 1997) рассматривает проектное обучение как развивающие технологии, базирующиеся “на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний”.
Так как проектный подход включает следующие преимущества:
становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;
задачи обучения аналогичны или превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Отличие проектного подхода состоит в том, что учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий в школах;
возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.
Тема работы «Использование метода проектов на уроках в начальных классах».
Объект исследования: методы обучения в начальных классах. (современные технологии обучения)
Предмет исследования: использование метода проектов в обучении в начальных классах.
Проблема: Внедрение новых педагогических технологий
Задачи:
раскрыть сущность понятия «метода проектов»
рассмотреть основные этапы создания проекта
раскрыть особенности применения метода проектов в начальных классах
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, классификация.






















ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Метод проектов как современная педагогическая технология
В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. В традиционной системе обучения акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит в основном за счет эксплуатации памяти. В настоящее время используется другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века.
Он возник во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США, где слушатели выполняли проект по определенной теме (например, “Как мистер Чейз стрижет своих овец электрическими ножницами”), в ходе которого они получали не только теоретические знания, но и приобретали практические умения и навыки. Подробное освещение метод проектов получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрика, Э. Коллинза и других. Джон Дьюи в начале ХХ века использовал метод проектов в прагматической педагогике для организации целесообразной деятельности детей с учетом их личных интересов. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В 20-е годы советская школа активно внедряла и использовала метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развитие ученика – после распространения издания брошюры В. Х. Килпатрика “Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе” в 1925 году.
В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торидайка и других американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем:
с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
деятельность строится не в русле учебного предмета;
опора на сиюминутные увлечения детей;
истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – “Все из жизни, все для жизни”. Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.
В СССР в первые годы советской власти проектный метод применялся во многих массовых школах, по распоряжению Н.К. Крупской. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов. И век новации был недолгим. А в 30-е годы метод проектов был осужден в постановлении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года “О начальной и средней школе”. После этого постановления был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам. Советская школа была полностью переведена на традиционное обучение. В 60-70гг. ХХ века и в США тоже развернулась массовая критика метода проектов, вызванная нарушением систематичности обучения и снижением уровня теоретических знаний учащихся общеобразовательной школы по основам наук.
Е. С. Полат в своей книге “Современная гимназия: взгляд теоретика и практика", указывает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве и развитие критического мышления. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект – это всегда творческая деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Проект – обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект включает в себя выбор цели (что и почему сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта. Во время выполнения проектов школьники осуществляют экологическую и экономическую оценку выполненной работы, проводят работу по маркетингу (изучение спроса и предложения на произведенную продукцию и возможностей ее реализации). Все результаты деятельности учащиеся по выполнению проекта фиксируют в виде отчета. Совокупность всех рабочих материалов и само готовое изделие, а также фотодокументы и составляют выполненный творческий проект.
Итак, проект – это творческая задача интеллектуально – практического характера, выполненная учащимися, но под умелым и чутким руководством учителя.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.(№5)
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.(№4)
Можно указать следующие причины широкого распространения метода проектов в современном обществе:
необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Снимают ли они документальный фильм об охране окружающей среды, составляют ли туристический путеводитель с целью привлечь внимание к достопримечательностям их города, представляющим историческую ценность – в любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире и которые важны вне школьных стен.
Что касается учителей, дополнительные преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения с учащимися. Для учащихся, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности. А также переход от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от учителей к самостоятельности.
Можно выделить разные подходы к классификации проектов. Е. С. Полат предложила следующие типологические признаки проектов, которые лежат в основе классификации:
По целям и задачам:
Практико-ориентировочный проект, направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы.
Исследовательский проект, по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование и др.
Информационный проект, направлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.
Творческий проект, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: театрализация, спортивная игра, произведение декоративно-прикладного или изобразительного искусства, видеофильм и т.п.
По предметно-содержательной области:
Монопроекты, проводятся, как правило, в рамках одного предмета ли одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты, выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
По продолжительности:
Мини-проекты, могут укладываться в один урок;
Краткосрочные проекты, требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлении продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты, выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии учителя.
Годичные проекты, могут выполняться как в группах. Так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.
По характеру координации:
С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).
По количеству участников:
Индивидуальные;
Парные (между парами участников);
Групповые (между группами участников).
Следует отметить то, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развитие системы образования важно обогатить практику многообразием личностно ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения, который имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
1.2 Алгоритм выполнения проекта
Работу над проектом можно разбить на пять этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов разрешения проблемы – решение проблемы.( №1) Необходимо помнить важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Основные шаги работы над проектом можно схематически изобразить на рисунке.














Рис.1 Основные этапы выполнения проектов.
В Таблице 1 отображены основные этапы работы над проектом, виды деятельности и формируемые умения исследовательской деятельности учащихся на каждом из этапов.
Таблица 1.
Основные этапы работы над проектом
№ п/п
Название этапа
Вид деятельности

Формируемые умения

1
Поисковый
Моделирование идеальной (желаемой) ситуации;
Анализ имеющейся информации;
Определение и анализ проблемы;
Определение потребностей в информации;
Сбор и изучение информации
Самостоятельно находить недостающую информацию;
Запрашивать недостаточную информацию у эксперта;
Находить несколько вариантов решения проблемы;
Выдвигать гипотезы;
Устанавливать причинно-следственные связи

2
Аналитический
Постановка цели проекта;
Определение задач проекта;
Определение способа разрешения проблемы;
Анализ рисков;
Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
Анализ ресурсов;
Планирование продукта;
Анализ имеющейся ситуации;
Определение потребностей в информации;
Сбор и изучение информации
Формулировать цель деятельности по решению проблемы;
Формулировать задачу, исходя из формулировки цели;
Планировать поэтапное достижение цели;
Анализировать результат по практической важности;
Собирать информацию;
Сопоставлять свои возможности и свои интересы;
Отстаивать свои интересы;
Четко определять цели своей деятельности;
Определять и обосновывать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике;
Осуществлять свою деятельность на практике:
Планировать свою практическую деятельность

3
Практический
Выполнение плана работ;
Текущий контроль
Уметь взаимодействовать с любым партнером, коллективом;
Уметь оказывать взаимопомощь в группе в решении общих задач;
Развивать умения делового партнерского общения;
Принимать решения и прогнозировать их последствия;
Анализировать собственную деятельность;
Подмечать, формулировать и связывать практическую
Деятельность и условия, в которых она осуществляется;
Обсуждать практическую деятельность;
Находить возможности практической деятельности

4
Презентационный
Предварительная оценка продукта;
Планирование презентации и подготовка презентационных материалов;
Презентация продукта
Логически связно выстраивать сообщение;
Структурировано излагать материал;
Развивать артистичные навыки;
Отвечать на незапланированные вопросы;
Использовать различные средства наглядности при выступлении;
Уметь представить результаты практической деятельности

5
Контрольный
Анализ результатов выполнения проекта;
Оценка продукта;
Оценка продвижения.
Анализировать собственную деятельность;
Оценивать значимость проект;
Оценивать результаты практики, исходя из первоначальных целей;
Ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта.


Поисковый этап, направлен на формулирование темы и целей деятельности. Предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблемы). Потребности в проектной деятельности (существующие проблемы) могут возникать всюду: дома, в школе, на отдыхе, в бизнесе и т.д. Они определяют тему проекта и способствуют формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Этот этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого следует собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, системе «Интернет», специальных каталогах и др. Полученная информация позволяет выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную идею (лучшую).
Второй этап - аналитический. В ходе его подготавливается общий план деятельности по разработке проекта. Этот этап необходим для определения основных разделов проекта. Основные разделы проекта лучше определять вместе с учащимися, методом «мозгового штурма». Аналитический этап включает планирование, составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работ. Этот этап является центральным, основополагающим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной. В дальнейшем этот план лишь корректируется при необходимости
Третий этап - практический. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах, причем работа может быть организована по-разному, но общей для всех проектов является единая технология работы групп.
После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.
Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэтому нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению проблемы.
Презентационный этап включает оформление и презентацию работы. Презентация проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (учителя, родители). В ходе защиты проекта ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою очку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки с другой стороны, для демонстрации результатов.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Он должен быть материальным, т.е. как либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунке, плакате, слайд-шоу, видеофильме, альбоме, альманахе, газете, сборнике, творческом отчете, доклад, компьютерная презентация и т.д. С различными формами представления проекта можно ознакомиться в Приложении 3.
Требования к презентации предъявляются следующие:
Защита-презентация проводится самим автором, группой авторов, творческим коллективом;
Перед началом публичной презентации проекта в жюри представляются паспорт проекта, оформленный с указанными в школе нормами, и лист «Защита-презентация проекта»;
Содержание и композиция презентации определяется авторами самостоятельно, однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и обоснование выбранной темы, цели и задачи проекта, степень их выполнения; краткое содержание, ключевые положения и выводы; этапы выполнения проекта, распределение обязанностей между участниками; рекомендации по возможной сфере практического использования проекта;
После завершения выступления участники проектной группы должны ответить на вопросы жюри и других участников презентации;
В ходе защиты-презентации проекта можно использовать рекламно-пояснительную продукцию (рекламные плакаты, буклеты, программы, аннотации и др.)
Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Ее можно сделать более эффективной, если предложить участникам какую-либо основу для подготовки к защите своей работы.
Пятый этап - контрольный. Он представляет собой анализ результатов выполнения проекта, оценку продукта. Это в основном обучающий этап, в ходе которого ученики приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение одноклассников, учителя. Подводя итог обсуждению, ученику ставится оценка. ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальности качество выполнения проекта.
Параметры внешней оценки проекта:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов выполненного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
По мнению исследователей вопроса о взаимодействии учителя и ученика при работе над проектом, степень активности учителя и учеников на разных этапах проекта различна. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Проанализировав литературу, можно отметить, что в ней подробно освещены требования к проектам, приведены разные классификации проектов, выделены различные этапы и фазы прохождения проектной деятельности, указаны возможные «подводные камни». Меньше внимания уделено проблемам внедрения метода проектов в школу, проектам на разных ступенях обучения. Также недостаточно материала по осуществлению этого метода на уроках математики. В следующем параграфе раскроем методику организации проектной деятельности.
1.3. Особенности организации проектной деятельности на уроках в начальных классах
Для развития у младших школьников способности работать с информацией, для того, чтобы научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. Исследователи отдают предпочтение методу проектов.
При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:
темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близких к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;
длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования, как общеучебными умениями;
целесообразно в процессе работы над темой включать социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию;
наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной деятельности у учащихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и др.) возможно проведение в 3 классе во втором полугодии одного проекта, в 4 классе – двух проектов. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость» заключающаяся в следующих моментах.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействия в процессе обучения, к которым относятся:
Умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
Умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
Умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свою точку зрения, аргументировано ее доказывать);
Умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение);
Данные умения формируются с первых дней нахождения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как построение высказываний, так и их содержание.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».
Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий, как интегративной характеристики, включающей в себя:
Развитие аналитико-синтетических действий;
Сформированность алгоритма сравнительного анализа;
Умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих учебные задачи;
Возможность выделять общий способ действий;
Перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование, как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с первого по четвертый класс в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
Выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуя особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.
Важнейшие задачи образования в начальной реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь развиваются логические действия, включая знаково-символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития исследовательских навыков школьника.
В методической литературе и на сайтах Интернет есть информация о применении метода проектов в общеобразовательной практике школы на уроках математики. Проанализируем литературу, содержащую данную информацию.
И.К. Баталина и М.В. Игнатьев говорят, что наибольшие проблемы внедрения метода проектов возникают в преподавании математики. Наверное, дело в том, что современная «школьная» математика, на первый взгляд, предлагает свод жёстких непреложных правил и методов, точное и аккуратное следование которым порождает у школьников иллюзию успеха. Трудности начинаются именно тогда, когда ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приёмов приведёт к ответу. И главными препятствиями для поиска решения такой задачи, является результат тяжкого учительского труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно вырабатываемый на уроках, а также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и естественное стремление ребёнка к творчеству.
Практики считают, что именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике, порождаемое перечисленными факторами.
Суть проекта на уроке математики в том, что его участникам разрешается совершать, с их точки зрения, категорически запрещённые математические действия, на обычном уроке влекущие самые тяжкие последствия (двойку чернилами в журнал и т. п.). Реально моделируется процесс научного поиска, происходит внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания.
М.А. Барсукова утверждает, что использование метода проектов на уроках математики позволяет реализовать деятельностный подход в обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Л. Касьяк считает, что в курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни класса, познавательные задачи и так далее.
Главная цель организации проектной деятельности – развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить тактические задачи, такие, как мотивация учебной деятельности с доминированием мотивов ее совершенствования, развитие познавательной самостоятельности; формирование и развитие творческих способностей; усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности; формирование опыта самообразования и т. д.
Однако необходимо отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и не развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать. Одно из средств решения этих задач на уроках математики – творческие проекты учащихся.
Примеры проектов по математике:
“Жизнь и деятельность ученых – математиков”;
“История важнейших математических открытий”;
“Минута: много это или мало”?;
“История развития математики на Руси”;
“Развитие математики в истории разных стран”;
“Вычислительная техника от счет до компьютеров”.
Более детальную тематику проектов см. в Приложение 1. Также в Приложении 2 представлена тематика проектов по другим учебным дисциплинам.











Прогнозирование новых проблем

Оформление результатов

Защита проекта

Исследовательская, поисковая проектная деятельность


Поиск способов решения (выдвижение гипотез)

Проблема

Проблемная ситуация




15