Инновационные технологии на уроках литературного чтения в начальных классах

Инновационные технологии на уроках чтения в начальных классах

Одним из главных направлений совершенствования обучения учащихся начальных классов является применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных технологий.
Использование интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре урока. Существует 5 этапов урока:
мотивация;
объявление, представление темы и ожидаемых результатов;
актуализация знаний, предоставление необходимой информации;
осмысление;
рефлексия.
Рассмотрим примеры использования интерактивных технологий на разных этапах уроков литературного чтения в начальных классах.

Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы отправимся в путешествие в прекрасную страну. На каждом уроке мы будем открывать для себя что-то новое и интересное. А как же называется эта прекрасная страна? Её название вы узнаете, когда составите слово из первых букв названий предметов на рисунках. (Рисунки – собака, корова, акула, заяц, кот, ананас. Ответ – сказка.)
– Закройте глазки, напишите носиком буквы О, С, Е, Н, Ь. А теперь соединим эти все буквы. Какое слово у нас получилось? Скажите все вместе. (Осень)
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об осени)

Объявление, представление темы и ожидаемых результатов
- Мы будем учиться читать и рассказывать сказки. О ком эта сказка, вы узнаете, когда отгадаете загадки. (Учитель предлагает детям загадки. Отгадки – это герои новой сказки.)
Расшифруйте анаграмму – и вы узнаете название нового произведения. Например: К А Р К В А Ч И У (Рукавичка)
СИЧКАЛИ И РАВЛЬЖУ (Лисичка и Журавль)
- Подумайте и скажите, чему бы вы хотели научиться на уроке?
3. Использование игрового момента.
– Сегодня к нам на урок пришла удивительная гостья. А кто она, вы
узнаете, когда отгадаете загадку. Например:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня (Зима)
- Да, сегодня к нам на урок пришла Зима. Вы узнаете про неё много
необычного, интересного, познакомитесь с её подругой – Метелью,
сыном – Морозом и дочками – Снежинками.
4. Упражнение «Ожидание».
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Актуализация знаний, предоставление необходимой информации
Языковая разминка.
- Перед тем как выйти на сцену, актеры тщательно готовятся к выступлению. Они ежедневно выполняют артикуляционные упражнения, чтобы чисто, выразительно говорить.
Упражнения для развития дыхания.
Возьмите полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на неё.
Звукоподражание.
Вспомните и воспроизведите разные звуки природы из жизни: шум моря, свист ветра, грохот грома, рычание собаки, шуршание листвы, жужжание шмелей
Упражнение на развитие артикуляции.
«Вкусное варенье» (производить движения широкой передней части языка вверх, положение языка «ковш»).
Наша Шура неумело
Вкусное варенье ела.
Нужно ей язык поднять –
С верхней губки все слизать.
«Часы» (ритмичные и дифференцированные движения языка).
Отдохнул и подтянулся, (язык высунуть вперед)
Влево - вправо повернулся,
Как часы, исправно так:
Тик – так, тик – так,
Тик – так, тик – так.
«Качели» (кончик языка поднимать к носу, опускать к подбородку).
Работа со скороговоркой (читаем скороговорку глазами, потом – губами, шепотом, вслух, еще громче, медленно, быстро.)
У Ивашки рубашка с кармашками.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Игра «Без остановок». Чтение колонок слов. Например:
УГОЛ – УГОЛЬ СУК – СТУК
БРАТ – БРАТЬ МАК – СМАК
ЕЛ – ЕЛЬ ТУК – СТУК
ШЕСТ – ШЕСТЬ КОТ – КРОТ
ХОР – ХОРЬ ОСЫ – КОСЫ
ЦЕЛ – ЦЕЛЬ ШАПКИ – ТАПКИ
ЖАР – ЖАРЬ ЛАПКИ – ЗАПЛАТКИ
СТАЛ – СТАЛЬ ГОЛОС – КОЛОС
БЫЛ – БЫЛЬ БИТВА – БРИТВА
РИС – ПРИЗ ЛЕЙКА – КОПЕЙКА
Чтение – путаница.
- Прочитайте сравнение. Все ли здесь правильно? Исправьте несоответствия.
Верный, как волк.
Голодный, как ёж.
Неповоротлив, как лиса.
Колючий, как пёс.
Хитрый, как медведь.
6. Технология «Прогнозирование» (определить, о чем будет текст, опираясь на предлагаемые учителем пословицы и высказывания).
7. Технология «Предвидение» (по ключевым словам дать предположение, о чем будет новое произведение).

Осмысление
Работа над произведением:
чтение «цепочкой» (читают ученики)
«Волна» (ученики читают предложение тихо, громко, громче, тише, тихо)
начало предложения читает учитель, конец – ученики
«Прыжки» (чтение текста через слово совместно с учителем)
«Незнайка» (учитель читает предложение и допускает ошибку, ученики хлопают в ладоши, когда замечают её, читают предложение правильно)
выборочное чтение (учитель задаёт вопросы по тексту, ученики должны найти ответ в тексте и прочитать это предложение)
«Молния» (на слово «молния» дети читают очень быстро)
найти и прочитать предложение с определенным словом по заданию учителя
Игры:
«Восстановите последовательность событий» (Составлен план произведения, в которым перепутана последовательность событий. Дети должны исправить ошибки)
«Что лишнее?» (Дается характеристика главных героев произведения. Одно слово заведомо лишнее. Дети должны определить его и доказать что это ошибка.) Например: Лиса – коварная, честная, бесстыжая, льстивая.
Работа в парах.
«Собери пословицу» (задание – по началу пословицы найти её конец). Например:
Береги нос / много хлеба.
Много снега / что снегу нанёс.
Два друга - / в большой мороз.
Спасибо, мороз, / мороз да вьюга.
«Какой слог потерялся?» (Учитель раздает карточки со словами из текста, в которых пропущены слоги. Дети должны восстановить слова.)

Рефлексия
1. Технология «Микрофон». (Учитель задает вопросы учащимся по теме урока).
2. – Дайте оценку уроку, пользуясь таблицей.
Я считаю
Я думаю
Я думаю
По моему мнению
интересный
сдержанный
эмоциональный
неинтересный