Использование технологии войти в картину на уроках литературного чтения.

Введение
В последние годы наблюдается снижение речевой культуры не только в быту, но и в публичных выступлениях, в печати, на радио и телевидении. Культура современного человека в речевом общении с другими людьми – в единстве слова и дела, мысли и чувства.
Каждый хочет, чтобы его уважали, были с ним вежливы и отзывчивы. Но не каждый умеет уважать других, проявлять вежливость, отзывчивость. Один из видов поведения человека – речь. В наших словах и наших интонациях выражено не только наше видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, издевательская, равнодушная, крикливая интонация обижают, оскорбляют. Далеко не каждый задумывается, как его слово, его интонация подействуют на собеседника.
Все мы знаем известную пословицу: «Человека встречают по одежде, а провожают по уму». Действительно, нас оценивают по тому, как мы думаем, говорим. Если вдуматься в эти слова, то получается, что по нашей речи наши собеседники делают вывод, о том, кто мы такие. Так происходит потому, что речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. Речь человека это его своеобразный паспорт, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления. От точности мышления зависит выбор средств выражения. Потому каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит. Поэтому необходимо учиться культуре речи. Это и определило актуальность выбранной темы исследования: «Формирование культуры речи на уроках обучения грамоте».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования определить наиболее эффективные формы и методы формирования культуры речи на уроках обучения грамоте.
В соответствии с целью исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогической литературу по заданной теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «культура речи».
3. Описать формы проведения работы по формированию культуры речи на уроках обучения грамоте.
Гипотеза исследования: использование наиболее эффективных форм и методов процесса формирования культуры речи на уроках обучения грамоте способствуют ее повышению.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ литературных источников, теоретический анализ полученных результатов.












1. Технология «Образ и мысль»
Познание происходит за счет способности понимать, и простое накопление фактов не приводит к истинному знанию Информационный поток минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие
Основные идеи, положенные в основу технологии:
образовательный курс «Стратегии визуального мышления» (США), в основе которого – стадиальная модель эстетического развития Абигайль Хаузен, включающая пять типов восприятия художественного образа:
стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину эгоцентрично);
«конструктивная» стадия (зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования);
«классифицирование» (ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению);
«интерпретивная» стадия (картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя);
«рекреативная» стадия (зритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной).
вопросы системного подхода:
Кто, что? (объект);
Когда? (время);
Где? (пространство);
Как? (образ действия);
Зачем? (установление причинно-следственных связей).
Основная форма работы: занятия-тренинги с участниками любого возраста (оптимальный состав группы – 10-15 человек) по «пониманию» произведения искусства.
Принципы:
Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»:
не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной;
не навязывает своего мнения;
не высказывает оценок;
обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и парафраз;
обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,
Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.
Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»).
Методы:
фасилитированная дискуссия;
перефразирование ответов учащихся;
«линкинг» (связное обобщение);
коллегиальное обсуждение.
Стратегия вопросов.
– Что (кого) вы видите?
– А что еще? Кто видит что-то другое?
– Что происходит на этой картине?
– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
– Кто этот человек?
– Где это происходит? (Кто, что и где?)
– Когда это происходит? (Где и когда?)
Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
Каков смысл происходящего?
Как бы вы назвали эту картину?
Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.

Урок развития речи.
Тема: «Гармония души и природы» (по картине В.Д Поленова «Московский дворик», «Бабушкин сад»). Технология «Образ мысль»
Тип урока: комбинированный. Урок развития речи
Цель урока: научиться «читать» произведения живописи;
совершенствовать устную речь учащихся; формирование нравственных основ.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся умения вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать , делать выводы;
Развивающие: развивать коммуникативные компетентности учащихся;
развивать информационно-познавательный интерес учащихся к предмету;
развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, способность к рефлексии, обеспечение системности умения.
Воспитательные: формирование вечных ценностей и умения распознавать вечное и временное, воспитание патриотизма через связь с прошлым;
воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства
развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, способность к рефлексии, обеспечение системности умения.
создание ситуации успеха каждому ученику.
Оборудование: компьютер, слайды, картина Поленова «Московский дворик» и репродукции картины на каждой парте, Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Даля, аудиодиск «Классика для релаксации».


Ход урока
Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе – гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрутите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
Тема нашего урока: «Гармония души и природы». (По картине В.Д Поленова «Московский дворик»).
Словарная работа:
Учитель: Мы говорим о гармонии, а как вы понимаете это слово?(Учащиеся отвечают).Давайте заглянем в Толковые словари Даля и Ожегова и сравним наше восприятие слово «гармония» с тем, как толкуется оно в словарях. Читаем «птичьим базаром» по вариантам: I вариант – у Даля; II – у Ожегова.
(Ученики совместно с учителем делают вывод, что «гармония – это соответствие, созвучие, соразмерность и благостройность». На доске слайд с презентацией словарной статьи слово »гармония»).
Задача нашего урока: научиться читать картины. Мы привыкли любоваться картиной, размышлять над ней, а сегодня попытаемся прочитать, что же автор хочет нам сказать произведением живописи.
Но перед тем , как мы обратимся к картине, узнаем о самом художнике , Василии Дмитриевиче Поленове.
Подготовленный доклад ученика:
Василий Дмитриевич Поленов принадлежал к тем редким натурам, которые, подобно магниту, объединяют вокруг себя всех, сплачивают людей не силой и волей, а мягкостью и доброжелательством. Он был высокого роста, красивый, деятельный, спокойно рассудительный, вокруг него всегда царила дружелюбная атмосфера.
В 1872 году от Академии художества В.Д. Поленов получил заграничную командировку на шесть лет. Он путешествовал по Европе, в Германии основательно изучал произведения немецких художников.
Затем В.Д. Поленов переехал в Италию, изучил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения, в то же время и сам писал с натуры. Колорит его заграничных произведений хоть и был богат и разнообразен, но все же в это время на его картины еще не пролился живой свет «открытого воздуха», уже ставший завоеванием импрессионистов.
После возвращения в Россию В.Д. Поленов поселился в Москве.
Отличительным качеством новых работ В.Д. Поленова стало появление в них света и воздуха, которые так поразили критиков и ценителей искусства в его «Бабушкином саде», «Лете» и, конечно же, в «Московском дворике».
Этюд к картине «Московский дворик» художник писал из окон своей московской квартиры ( на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков ). Этой картиной В.Д. Поленов дебютировал на Выставке художников-передвижников в 1878 году. Посылая ее в Петербург, он писал И.Н. Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картина моя изображает дворик в Москве в начале лета».
Однако именно эта «картина» принесла В.Д. Поленову известность и славу. Подобно саврасовским «Грачам», «Московский дворик» говорил зрителю о чем-то близком и родном, что с детства живет в сознании каждого человека.
Как писала искусствовед Т.В. Юрова, В.Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи. В картине В.Д. Поленова все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятишки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый ковер молодой травы, и даже покосившиеся хозяйственные пристройки.
«Московский дворик» В.Д. Поленова – одна из любимейших картин всякого русского человека. Не случайно этот пейзаж был дорогим воспоминанием о далекой России для И.С. Тургенева, доживавшего свои дни в Париже.
Описание картины (совместная работа учителя и учеников).
(Открытки с репродукцией картины раздаются на каждую парту, на доске написана тема и слово « План », пунктами которого станут вопросы, предлагаемые детям). На протяжении всей беседы по картине звучит музыкальный фон Ф.Мендельсона «Приятное воспоминание».
Учитель: Что изображено на картине? Опишите свое общее впечатление.
Перед нами небольшой московский дворик (именно московский, а не деревенский, как может показаться с первого взгляда).
Учитель: Похож он на современные московские дворы и детские площадки?
Нет, они покрыты асфальтом, усыпаны серым песком, а здесь дворик чистый, поросший зеленой травой, исчерченный тропинками Он уютен, тих, залит ярким солнечным светом, от него веет спокойствием, умиротворенностью
Учитель: Теперь рассмотрим картину поподробнее.
Что изображено на переднем плане в центре композиции?
Перед нами на переднем плане и справа можно ясно различить крупные головки полевых цветов ( ромашек ).
Учитель: Что они напоминают нам? На кого они похожи?
На играющих тут же белоголовых ребятишек.
Попробуем описать, что мы видим на картине слева. Перед нами крышка старого колодца или погреба, лопухи, репейник, растущие перед покосившимся забором. Сквозь ветви тенистого сада можно рассмотреть фасад белого дома с колоннами. Боковая часть этого особнякавыходит во дворик.
Учитель: Что находится в глубине двора?
Здесь стоит полуразвалившийся ( не полуразрушенный, как могут говорить дети ) сарай, на его ветхой крыше выросли кусты. Рядом виднеется колодец. Перед сараем гуляют куры, женщина выносит ведро или собирается кормить их
Учитель: Что изображено справа?
Справа изображена лошадь.
Учитель: Что она делает? Видим ли мы кучера?
Нет, пригревшись на солнышке, лошадь стоит неподвижно, ее уши спокойно опущены, чувствуется, что она терпеливо ждет своего хозяина Еще справа видно, как сушится на веревке белье.
Учитель: Что мы видим вдалеке, на заднем плане за сараем?
Вдалеке на заднем плане за сараем белеют крыши невысоких московских домов. Значит, таких двориков здесь множество
Почему в столичном городе (а Москва, как известно, после Петербурга была до 1918 года второй столицей России ) сохранились столь скромные, почти что сельские дворики, такие уютные, милые, провинциально-русские?..
Экскурс в историю:
Здесь учитель может сделать небольшое отступление и поведать детям о том, как возникали и росли города на Руси.
Слово город (град) первоначально означало укрепление. Срубить, поставить город – значит обнести какое – либо место оградой (тыном, плетнем, частоколом, остогом, деревянной или каменной стеной).
Вокруг этого военного укрепления селился («садился») разный люд (купцы, мастеровые, мелкие торговцы, крестьяне и т. д.). Так возникали городские посады, жители которых не порывали окончательно с сельскохозяйственными занятиями.
Во время вражеских нашествий жители посада укрывались в граде (кремле). Когда посады значительно увеличивались, и старый город не мог вместить всех ищущих защиты, посад обносился новым поясом укреплений. Поэтому внутри города застройка могла складываться из разного рода усадеб, окруженных садами, огородами, даже лугами, оврагами. Опасность пожаров не позволяла, поэтому слишком тесно ставить строения. Всюду видны были главные здания терема, храмы), образующие основу ориентации.
Таким образом, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением.
Русский средневековый город не противопоставлялся природе. Его укрепления и строения органично вписывались в ландшафт, а не выглядели чем-то искусственным, враждебным природе.
После экскурса в историю становится более понятным, почему дворик в одном из арбатских переулков напоминает деревенский лужок и вызывает ощущение настоящего деревенского приволья.
Кульминация урока:
Учитель: Продолжим внимательно изучать картину В.Д.Поленова. Что художник изобразил на фоне голубого неба?
Венчает композицию изумительно красивый белокаменный храм с пятью луковичными главами. Храм соединен с изящной шатровойколокольней. Купола сияют мягким золотым и серебристым светом. Без изображения храма ( его можно предложить закрыть ладошкой ) дворик утратит свое неизъяснимое очарование, лишится нежной красоты
( Можно сказать детям, что это реально существующий храм Спаса Преображения на Песках и находится он в районе Арбата.)
По ясному светло-голубому небу бегут легкие перистые облака. Солнечный день, но не жаркий, солнце светит ласково. Картина насыщена светом и воздухом. Взгляд воспринимающего скользит от земли к небу и наполняется радостным восхищением.
Учитель: Какой день выбрал художник для изображения – торжественный, праздничный, или обычный, будний?
Художник выбрал для изображения обычный будничный день, предметы на картине (лопухи, сарай, репейник, белье и т.д. ) самые непритязательные, все герои заняты повседневными делами. Тем не менее, картина излучает радость, дышит тишиной и умиротворенностью, создает ощущение тихого праздника.
Умиление вызывает естественность существования обитателей этого мирного дворика, гармония, в которой пребывают человек и природа.
Благословение Божие на этом уютном и гармоничном мире.
Согласны ли вы, что тема нашего урока «Гармония души и природы» связана с настроением картины Поленова «Московский дворик»? Почему?
Как выглядел бы этот дворик сегодня? Остался бы лужок? Сарай? Дом? Нет, в нашу эпоху произошли большие изменения. Совершенно иначе выглядят московские дворы и улицы.
Учитель: А что сейчас сохранилось из того, что мы видим на картине?
Конечно. Это храм. Он остался и сохранил свою возвышенную красоту. Можем ли мы удостовериться в этом? Да, если вы будете в Москве, то можно разыскать храм, сходить к нему
Учитель (звучит колокольный звон «Благовест»): Храм – дом Божий, вечен, вера в Бога всегда живет в человеке, в то, без чего человек не может жить. И картина В.Д.Поленова «Московский дворик» напоминает нам об этом.
Рефлексия урока: Ребята, понравился вам такой урок? Выберите знак, соответствующий вашему восприятию урока (слайд) .
? --- любопытно, но остались вопросы
! ---это интересно.
---необходимы пояснения. (Учащиеся сдают учителю листочки с изображением знака).
Напутственное слово:
Учитель: Теперь каждый из вас напишет сочинение по картине Поленова «Московский дворик» на тему «Гармония души и природы». Мы не заостряли внимание на ребятишках, изображенных на картине. Надеюсь, вы опишите их без моей помощи. Еще раз внимательно рассмотрите все на картине, двигаясь от переднего плана и центра композиции по часовой стрелке вверх. Не забудьте написать о чувствах, которые вызывает у вас полотно Поленова. Божией помощи вам и вдохновения!
Литература:
Толковый словарь Даля
Толковый словарь Ожегова
Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ ООО «Издательский дом Покров», Москва, 2004 год, №4.
Духовно-нравственные основы демографического развития России. Самарский регион. Самара, 2005 год.
Серия «Великие художники». Том 31. «Василий Дмитриевич Поленов», Изд-во « Директ-Медиа», Москва, 2010 год.
Пояснительная записка.
На уроках развития речи по картине В.Д.Поленова « Московский дворик » можно раскрыть не только очарование этого маленького живописного шедевра, но и выйти на более общие вопросы изучения и истории культуры русского города.
Сначала нужно внимательно рассмотреть все изображенное на картине. Взгляд зрителя должен идти от переднего плана и центра композиции по часовой стрелке вверх.
К уроку можно приготовить слайд с презентацией плана к сочинению, пункты которого сначала по-одному будут выходить на доске по ходу беседы с детьми (вопросы учителя), а затем план будет полностью воспроизведен, и ученики смогут им пользоваться при написании сочинения.
Приложение I
План к сочинению по картине Поленова «Московский дворик».
1)Что изображено на картине (общее впечатление)?
2)Похож этот дворик на современные дворы и детские площадки ?
3)Что изображено на переднем плане в центре композиции?
4)Что находится в глубине двора?
5)Что изображено справа?
6)А что мы видим вдалеке, на заднем плане, на фоне голубого неба?
7)А сохранилось ли что-нибудь из того, что мы видим на картине и в наши дни?
8)Опишите свои чувства, эмоции, которые вызывает у вас картина.

Технология «Войти в картину»
Рассмотрите картину;
Перешагните через рамку;
Что вы видите?
Что вы слышите?
Что вы чувствуете (носом)?
Что вы чувствуете (сердцем)?

Урок развития речи. Технология «Войти в картину»
Тема: Сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица»
Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства учащихся с творчеством Б. Кустодиева, побуждения внимания учащихся к искусству, к традициям русского народа, расширения словарного запаса; воспитывать любовь к национальной культуре,
Планируемые результаты: личностные УУД: способны откликаться на добрые чувства при восприятии работ Кустодиева, проявляют стремление к успешности в учебной деятельности; метапредметные УУД: регулятивные – осуществляют первоначальный контроль своих действий; познавательные – работают с репродукцией, ориентируются в ней, формируют навык словесного иллюстрирования;
коммуникативные – уважают мнение собеседников; предметные УУД: научатся использовать различные средства выразительности в устной речи.
Образовательные ресурсы: выставка репродукций Кустодиева, презентации по теме, мультимедийный проектор, слайды с репродукциями картин художника Б. М. Кустодиева «Масленица.1916 г.», «Масленичное гулянье. 1919 г.» и др.

Ход занятия
Организационный момент.
Нам предстоит знакомство с новой картиной художника Бориса Михайловича Кустодиева .
2. Актуализация знаний.
- Вспомните, какие православные праздники праздновала вся Россия в январе месяце?
- Какие праздники вы любите? Чем они вам запомнились?
1) Слово учителя.
Среди древнерусских праздников особо любимых русскими людьми – Масленица. Это праздник, который «провожает зиму». Масленица длится целую неделю и приходится на ту пору зимы, когда наступают оттепели, с крыш капает капель, день начинает увеличиваться, холод постепенно отступает. Каждый год он бывает в разные дни от середины февраля до первых дней марта.
Масленицу называли разными именами: широкая, развеселая, честная. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придется в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом и сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях в разукрашенных ли укрытых коврами санях, одевались в разные наряды. В городах устраивались шумные балаганы. Да еще приговаривали
(Дети проговаривают следующие фразы и стихи):
«Приходи, весна, с радостью, с великой милостью.
Масленицу провожаем , света, солнца ожидаем.
Кончилась твоя власть, зима! Вена на пороге».
- Ребята, а что вы знаете о праздновании Масленицы в России? (
2) Сообщения детей о празднике «Масленица»
1) Масленица – праздник встречи весны.
Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками и песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности. Также иногда куклу Масленицу приносили к сожжению на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжег старое, ненужное, несчастное. Справляют Масленицу за 7 недель до Пасхи, и чаще она приходится на конец февраля – начало марта.
2) По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю.
Понедельник – «Встреча».
В первый день строились горы изо льда, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Устраивали потехи над ряжеными и скоморохами.
Вторник – «Заигрыш».
В этот день начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.
Среда – «Лакомка».
Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи».
Четверг – «Разгуляй».
Обычно катали куклу Масленицы на санях. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Пятница – «Тещины вечера».
В этот день зять едет к теще на блины, а теща зятя привечает, угощает.
Суббота – «Золовкины посиделки».
В субботу все начинали ходить друг к другу в гости, преподносить подарки. Молодые парни и девушки устраивали веселые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.
Воскресенье – «Прощеный день»
В последний день Масленицы обычно ходили в церковь, просили у всех и вся прощенья. После возвращались к весельям и забавам, а вечером сжигали куклу Масленицы, приговаривая:
Пора Масленице со двора съезжаться! Все, Масленица, прощай! На тот год приезжай!
Постановка темы урока.
Сегодня на уроке мы полюбуемся еще одной картиной Б. М. Кустодиева. А кто догадается? Какой?
- «Масленица».
- По итогам работы напишем сочинение по картине.

Знакомство с репродукцией картины.
- Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?
- Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?
- Что вы видите на этой картине?
- Что вас в ней заинтересовало? Какие краски являются главными на этом полотне?
-Что изображено на картине?
- Вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города.
(Эту картину Кустодиев писал под впечатлением от древних подмосковных городов Серпухова и Зарайска.)
-Чем примечательная изображенная местность?
(Местность холмистая, и на ней раскинулся сказочный заснеженный город.)
- Какие постройки вы видите?
(Церкви, светлые купола храмов, торговые ряды, театр, искрящиеся инеем крыши домов и зданий.)
-Давно ли выпал снег?
(О том, что шел снег, видно по его обилию на деревьях, по глубоким следам, оставленным в сугробах.)
-Обратите внимание на людей, изображенных на переднем плане. Как они одеты? Что, по-вашему, занимает их?
-Что привлекает наше внимание на среднем и заднем плане изображения?
(Лихая езда на расписных санях с важными бородатыми кучерами, веселая карусель с шумным балаганом.)
-Какими красками художник создает праздничную атмосферу народного гулянья?
- Каково выражение лиц у людей?
Художник показал нам истинный облик русского народа и русской природы. Сцена масленичного катания показывает необычайно гармоничный образ красоты национального русского праздника. Картина захватывает своей широтой, размахом, радостной расцветкой красок.
- Какие цвета преобладают на картине?
- Опишите небо. Каким вы его видите?
- Какие цвета избрал художник для изображения города?
- Почему на картине так много фигур людей? Развлечение на площади, народный театр,
Хоровод, катание на карусели.
- Где слышится пение? Отыщите музыканта. Какую музыку вы слышите?
(Катят сани навстречу друг другу. И, кажется, что слышен задорный смех, веселые приветствия, перезвон колокольчиков на украшенной упряжке лошадей. Медные бляшки сбруй сверкают на солнце. Лоснятся упругие, сильные и красивые спины лошадей, они бодро, весело и резво бегут по сугробам и холмам.).
Местом для своих забав дети избрали косогор, над которым простёрли свои нежные ветви берёзы.
Стаи птиц, потревоженные шумным праздником, кружат над городом.
Завороженным взором хочется смотреть и смотреть на зимний пейзаж.
- Чувствуете ли вы ароматы праздника? Какие они?
- Какие эмоции вы испытываете находясь в центре праздника?
Итог занятия. Написание сочинения по картине.

3. Урок развития речи. Сочинение-описание по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

Цели:
Образовательные:
формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;
Развивающие:
развивать письменную и устную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;
создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность и творческую активность;
воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.
ХОД УРОКА
1.Организацтонный момент
– Сегодня у нас необычный урок русского языка, мы учимся описывать картину. Совсем недавно на уроках литературы мы говорили о сказках. Иллюстрации к каким сказкам вы сейчас увидите? (демонстрируются слайды 2-5)
– Как вы думаете, к какой хорошо известной вам сказке может служить иллюстрацией эта репродукция? (слайд 5)
– А кто-то помнит её полное название? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»)
– В черновиках Пушкин хотел изменить название сказки на «Царь-Девица» или «Царевна-Лебедь». Почему? (Придавал огромное значение)
– Именно эту картину мы и будем сегодня описывать. А создал её известный русский художник Михаил Александрович Врубель, который был просто очарован пушкинской сказкой(слайд 6)
– Вы когда-нибудь слышали это имя? Что вы знаете о художнике? Он иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, писал иллюстрации к сказкам и создавал декорации к опере «Сказка о царе Салтане». (слайды 8 )
– Но вернёмся к картине «Царевна-Лебедь», кстати, на ней Врубель изобразил свою жену Надежду Ивановну Забелу, которая была лучшей исполнительницей партии Царевны-Лебедь в опере Николая Александровича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (слайд 8)
2. Подготовка к описанию картины:
– Представьте, что вы известный критик и должны написать отзыв по этой картине. Рассмотрите, что вы видите, как вы ощущаете эту картину?
– Теперь представьте, что у вас в руках подзорная труба. Посмотрите внимательно, наверняка появятся новые детали, которые вы раньше не заметили (слушаем 2-3 чел)
– Какой фрагмент картины вы показали бы более крупным планом? Почему? (Лицо, глаза большие и печальные)
– Вернёмся к сказке и посмотрим, какой видел Царевну-Лебедь автор, А.С. Пушкин
Что подчёркивает Пушкин в образе Царевны? (Красоту)
– Давайте посмотрим, а как он это делает.
Пушкин-художник слова, и в его арсенале есть особые изобразительно-выразительные средства. Это эпитеты (свет какой? божий), сравнения (с кем сравнивает? Павой, реченькой). С этими и другими изобразительно-выразительными средствами мы будем знакомиться на уроках русского языка и литературы.
– Мы с вами посмотрели, какой представляли Царевну Врубель, Пушкин, а вот какой увидел Царевну известный искусствовед И.Долгополов, мы сейчас узнаем. (Чтение текста)
В cамую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит.
Поэтому так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.
Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.
Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебеди волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.
– Понравилось описание? Почему?
– Посмотрим, как Долгополов показывает красоту Царевны, какие части речи помогают ему?
– А давайте проведём эксперимент. В последнем абзаце уберите все прилагательные.
– Что изменилось в тексте, что он утратил? (Волшебство, он больше не завораживает)
3.Работа над сочинением –описание картины
– Мы очень хорошо поработали, узнали, какой представляли Царевну художник, поэт, искусствовед
– А какой вы её представляете, какой видите?
– Составьте черновик сочинения .
– Справитесь с работой? Что вам поможет? Чем будете пользоваться?(учебник с 147)
4. выборочное чтение сочинений. Анализ.
5. Домашнее задание: дописать сочинение по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»













13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 215