Сообщение на тему Тьюторство — как одна из форм современных педагогических технологий


СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Тьюторство –
как одна из форм современных педагогических технологий»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сообщение подготовила:
педгог-организатор ГБОУ СОШ №59
Колесникова О.А.

2017г.



«Нельзя чему-нибудь
научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя».
Г. Галилей
Отношение «учитель – ученик» можно рассматривать как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека. Но главное-это построение взаимодействия учителя и ученика, совместной деятельности по созданию и реализации программы образования школьника, именно эти идеи, положены в основе тьюторства.
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний.  Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

Из истории тьюторства
Тьюторы появились ещё в средневековых английских университетах. В этих учебных заведениях профессоры читали лекции, посещение было свободным. С одной стороны, у студентов возникал вопрос, на какой предмет ходить, какому учебному курсу отдать предпочтение. С другой стороны, профессоры читали лекции так, как считали нужным, разобраться во всём этом было сложно, учебников не было. Школяр не понимал того, что слушал на лекциях. В XIII-XIV веках появилась позиция тьютора-наставника. Это были старшекурсники, которые «растолковывали» лекции. И к XVIII веку это направление оформилось как окончательная педагогическая технология, смысл которой заключался в том, чтобы помочь студенту определить собственный индивидуальный план в соответствии со своими предпочтениями и целями. В современном Оксфорде 60% учебного времени отводится на работу с тьютором, 40 % на лекции и семинары. Для российского образования сложность применения данной технологии заключается в том, что тьютор не может изменить учебный план.

Причины внедрения технологий тьюторского сопровождения:
1. Позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы.
Профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников
Квалификационные уровни
Должности, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень
Инструктор по труду; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; старший вожатый

2 квалификационный уровень
Инструктор-методист; концертмейстер; педагог дополнительного образования; педагог-организатор; социальный педагог; тренер-преподаватель

3 квалификационный уровень
Воспитатель; мастер производственного обучения; методист; педагог-психолог; старший инструктор-методист; старший педагог дополнительного образования; старший тренер-преподаватель

4 квалификационный уровень
Педагог-библиотекарь; преподаватель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; руководитель физического воспитания; старший воспитатель; старший методист; тьютор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; учитель; учитель-дефектолог; учитель-логопед (логопед)

<*> Кроме должностей преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.
<**> За исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования.

Понятия.

«Тьютор» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология слова «тьютор» (от латинского глагола tueor – «смотреть», «надзирать»).
Тьюторство – такая педагогическая технология. Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути. Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование учащихся и родителей (законных представителей).
Цель учителя-тьютора -научить ребёнка ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог сформулировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения.




Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

·               диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

·               осуществление целеполагания;

·               мотивация и вовлечение обучающихся;

·               управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

·               коррекция деятельности обучающихся;

·               контроль выполнения заданий;

·               рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):
Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся
Таблица 2.
Типовые задачи
Функции

Знакомство
Диагностика; целеполагание

«Размораживание» (проблематизация)
Мотивация

Организация изучения концепций курса
Организация деятельности
 

Организация групповой и индивидуальной работы
Коррекция
 

Организация обратной связи
Контроль

Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия - анализа, результатом которого является диагноз - оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:

·               выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;

·               формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;

·               создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;

·               стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;

·               организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.
Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:

·               формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);

·               формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;

·               определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;

·               разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;

·               распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся).
Не последней функцией тьютора является  установление коммуникаций. Данная функция особенно важна на первых этапах взаимодействия  тьютора с обучающимися - при формировании группы, установлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:

·               быть открытым и доступным для обучающихся;

·               понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;

·               устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;

·               организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;

·               формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;
Функция контроля. Никакое обучение, ни при каких условиях не может обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.
Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля: 

·               анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;

·               комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;

·               оценивать качество выполненных заданий;

·               корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);

·               вести мониторинг заданий;

·               оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Роль функции рефлексии  в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения.   Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:

·               организация анализа возможностей тьютора;

·               организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;

·               идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;

·               создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;

·               организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.
Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.
К действиям составляющих данную функцию относятся:

·               создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

·               разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;

·               анализ и описание собственного тыоторского опыта;
внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов


Роли педагога в тьюторском сопровождении учащихся:
1. Учебный тьютор. Деятельностью учебного тьютора охвачена группа учащихся школы, испытывающих, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы, недостаточный уровень учебной подготовки в основной школе) затруднения в учебной деятельности. Главная технология, используемая тьютором в своей деятельности – консультирование. Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютор выясняет проблемы и направляет подростка на пути их решения, Помогает учащемуся найти, выявить возможные точки роста и работать по их достижению.
2. Тьютор в исследовательской деятельности. Обучает технологии исследовательской деятельности, сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления (конкурсы, конференции). С помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении. Основной технологией в деятельности являются технологии исследования, консультирования как группового, так и индивидуального.
3. Тьютор в проектной деятельности. Тьютор по проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование, но на первоначальном этапе все учащиеся проходят вводный курс занятий «Школы проектирования, Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций: Позиция учителя – «Мастер», «Помощник» Позиция ученика – «Ученик мастера», «Соавтор» Стиль руководства – поддержка.
Мотив учителя - открытость, сотрудничество, поддержка личной инициативы ученика.
Мотив ученика - созидание личного опыта, познание, сотрудничество.
Характер организации деятельности – творческие и продуктивные задания
Формы учебных взаимодействий – ученик активен, сам ставит цели. Контроль и оценка – сравнение с предыдущим результатом, личные достижения ,самооценка, рейтинг.
Рассмотрим тьюторство в начальной, средней и старшей школе.
Тьюторство в начальной школе акцентировано на специфике тьюторского сопровождения при переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников.
Тьюторство в подростковой школе основывается на тьюторском сопровождении самообразования школьника, на организации пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе.
Тьюторство в старшей школе основывается на формировании исследовательской компетенции старшеклассника, на тьюторском сопровождении в старшей школе как возможности эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного образования.


Давайте вспомним мысль Яна Каменского: «Альфой и омегой школы должно быть изыскание способа, при котором учащие (т.е. учителя) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились». Эти слова достаточно точно характеризуют основу новой педагогической технологии – тьюторства, при которой особо значима фигура учителя (тьютора).
    Именно тьютор учит ребёнка учиться. С точки зрения педагогической науки, тьютор – фигура, занимающаяся индивидуализацией (он выстраивает индивидуальные образовательные программы: ставит задачи, обсуждает возможные варианты исследования, выбирает способы, планирует результаты). Всё остальное – работа ученика. Индивидуализация, в отличие от прежнего девиза традиционной школы «учить всех всему»,  подразумевает «учить всех своему» (т.е. предполагает узнавать познавательные интересы детей). Только действия, исходящие из склонностей обучаемых, приносят удовлетворение и будут усвоены и повторены.
    Если обычный учитель работает ответами, преподнося готовый материал, то тьютор работает вопросами (что? почему? зачем? как? каков результат? и др.). Его цель – самостоятельная деятельность ребёнка, в результате которой тот до всего должен дойти сам. Тьютор работает с картой интересов отдельного ребёнка. И здесь особенно важно узнать его увлечения, способности, возможности и интересы.
    Фигура тьютора многогранна: он и организатор (организует образовательный процесс), и консультант (координирует процесс, помогает учащемуся выстроить индивидуальную образовательную программу), и психолог (учитывает индивидуальные особенности ученика), и фасилитатор (облегчает учение; от слова «фасилите» - облегчать). Чтобы учение не несло ученику и психологический, и физический вред (к сожалению, мы сейчас больше говорим о перегрузках школьников, чем делаем что-либо для изменения ситуации), тьютор как раз  обязан следить за оптимальным распределением учебной нагрузки (т.е. создавать оптимистические условия: нацеливать на создание положительного образовательного результата, поддерживать и поощрять ученика).
  Тьюторство не совсем новая технология, так как в ней вы, наверное, узнали знакомые всем методы и приёмы личностно-ориентированного и проблемного обучения, приёмы индивидуализации и дифференциации.
Но особо в тьюторской педагогике следует отметить:
- деятельностный подход (что особенно актуально для подросткового возраста, когда ребёнок желает самостоятельно действовать, а не слушать);
- использование исследовательских технологий (умение увлечь, вызвать интерес, поддержать его и направить в направлении реализации, причём интерес должен быть социально-значимым);
- широкое применение проектного метода (тьютор проходит вместе с учеником все стадии: организует проектирование, разрабатывает и реализует проект, оценивает результаты и последствия реализации проекта). В своей практике многие из нас уже используют элементы тьюторской технологии (элективные курсы, исследовательские работы, рефераты и др.).
    Хотя в тьюторстве есть немало положительных сторон (позволяет раскрыть в ребёнке лучшее, заставляет поверить его в свои возможности, учит самостоятельности, практическому подходу к жизни и др.), в нашей стране оно приживается трудно по нескольким причинам:
- это дорогостоящая педагогика (а всем известно, как финансируется наше образование);
- отсутствие подготовленных кадров (проблема в том, где и как готовить тьюторов);
- усложняет процесс обучения (создание индивидуальных образовательных программ, отказ от общеобразовательных учебных планов и др.).
  Но, тьюторство как  педагогическая технология всё же заслуживает внимания и изучения, так как в ней есть то, что поможет изменить образовательный процесс и сделать его более эффективным и продуктивным.

Картинки по запросу тьюторство картинки15