Использование современных технологий на уроках биологии и внеклассной работе в коррекционной школе 8 вида у детей с ограниченными возможностями здоровья.

МК ОУ Новошинская С (К) Ш






Творческая работа


«Использование современных технологий на уроках биологии и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида у детей с ограниченными возможностями здоровья».










Выполнила
учитель биологии Ванина Е.В.









2015г.

Содержание:

Введение
Основная часть:
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.
Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии.
3. Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) на уроках биологии в коррекционной школе 8 вида.
3.1.Введение в методику.
3.2.Методические требования к уроку в специальной коррекционной школе 8 вида.
3.3. Требования к наглядным учебным пособиям.
3.4. Работа с программными продуктами
3.5. Программированный контроль знаний.
3.6. ИКТ как наглядное пособие.
4. Биолого-экологическое воспитание и обучение со здоровьесберегающими технологиями детей с ограниченными возможностями здоровья
4.1. Здоровьесберегающая технология и современная система образования.
4.2. Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий.
4.3. Здоровьесберегающее образовательное пространство школы.
4.3.1. Экологическое пространство.
4.3.2. Эмоционально-поведенческое пространство здоровьесбережения школы.
4.3.3. Вербальное пространство.
4.3.4. Употребление ненормативной лексики.
4.3.5. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.
4.4. Здоровье учащихся.
4.5. Здоровье семьи.
4.6. Здоровьесберегающая направленность урока.
4.7. Мероприятия по основам здорового образа жизни (ЗОЖ).
4.8. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
4.9. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Введение.
В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё Я.А.Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы иного, кроме искусного распределения времени, предметов и методов. Об актуальности такого подхода к образованию - технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям - педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы быстрыми темпами развиваются научно-технические и информационные технологии, изменяются экономические и социальные условия общественной жизни. Уровень современного производства требует максимального преодоления недостатков познавательной деятельности школьников с нарушением интеллектуального развития.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.
Поэтому, целью своей работы я ставлю: систематизация и внедрение современных технологий в учебные и внеклассные процессы, влияющие на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Коррекция ребёнка.
2.Использование информационных технологий
3.Использование физкультминуток и релаксации, борьба с вредными привычками (алкоголь, курение, наркомания) и приобщение к здоровому образу жизни.

1. Психолого - педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.

Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп:
нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети инвалиды.
Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патологии беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителе до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретённую патологию, 4 -5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.
Поданным МО РФ, 85 % детей -воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологическою или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.
Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психическою развития (ЗПР)и умственной отсталостью. Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития. Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. Для того, чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики, но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости.
Умственная отсталость - это не просто "малое количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.
В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф).
Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.
Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.
Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.
Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Так, по данным Ж. И. Шиф, в 14% случаев к образцу темно-синего цвета учениками вспомогательной школы подбирался объект темно-зеленого цвета и наоборот. У учащихся общеобразовательной школы это не наблюдалось.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.
Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.
Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.
Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.
Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Так, сравнивая ручку и карандаш, они отмечают: "Похожи тем, что длинные, а еще у них кожа одинаковая".
Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов.
Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.
У умственно отсталых позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.
Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения. У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых.
Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.
Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.
. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона (И. Л. Баскакова).
Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей.
Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).
Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.
Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности.
Умственно отсталые приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием.
Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых. Психологи (А. Д. Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.) указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений

2. Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии.
Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике биологии. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности учителя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих учеников путем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней .
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п.
Методисты выделяют 3 уровня развития познавательных интересов учащихся.
Первый элементарный уровень развития познавательных интересов проявляется в наличии у школьников интереса к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологическая деятельность, а творческая активность начинает проявляется в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойствен младшим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и процессу учения.
Второй уровень развития познавательных интересов присущ подросткам, у которых начинает формироваться интерес к установлению причинных зависимостей, познанию существенных свойств предметов и явлений. Уровень творческой активности проявляется в стремлении раскрыть сущность изучаемых процессов и явлений; интеллектуальный компонент познавательных интересов начинает преобладать над эмоциональным. Педагогическое воздействие на подростков должно состоять в формировании у них стремления к самостоятельному исследованию би6логических процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. Этот процесс связан с усложнением характера деятельности, которая носит описательно-поисковый характер.
Третий, наиболее высокий уровень развития познавательных интересов, связан с стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззрёнческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. Основу этого уровня составляет творческая деятельность, а преобладающий компонент познавательных интересов волевой, проявляющийся в стремлении к самостоятельному добыванию биологических знаний. Этот уровень развития познавательных интересов нужно формировать путем организации систематической самостоятельной поисковой деятельности у подростков.
Все это надо иметь в виду при выборе методических приемов для активизации познавательного интереса.
Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся к урокам биологии, которые далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные.
Известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку:
идущие от его содержания;
вызываемые характером и видами деятельности учеников на уроке;
вытекающие из их отношений с учителем и друг другом на уроке.
Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего - наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока уже знакома из курса прошлого года, из средств массовой информации и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Интерес к уроку могут стимулировать различные аспекты его содержания, но и для их восприятия важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью учителя используют произведения искусства, стихи, музыку, слайды, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся.
Эмоциональный отклик учащихся вызывает использование краеведческого материала, который позволяет лучше познать и полюбить природу родного края.
Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она бала разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.
Разнообразие видов учебной работы на уроке достигается путем комбинирования и вариативного сочетания разных методов и приемов обучения, разных средств наглядности и форм работы (индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной), а также с помощью варьирования структуры урока и использования новых интересных форм работы.
Способствует интересу к уроку и такой стиль отношений между учителем и учащимися, который создает доброжелательную и увлеченную совместным процессом познания атмосферу урока, когда учитель проявляет убежденность и эрудицию, поощряет даже маленькие успехи слабого ученика, поддерживает у каждого веру в свои силы. Немалую роль играют и отношения с одноклассниками, дисциплина во время урока.
С целью формирования познавательного интереса учащихся, активации их на уроках биологии используются различные приемы. В методике биологии методические приемы рассматриваются как отдельные действия учителя или учащегося, входящие в состав методов. С помощью методических приемов увеличиваются возможности вариативного применения методов, повышается их эффективность.
Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации.
Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует опыт, отдельные кадры диафильма или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию биологического объекта или процесса.
Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию.
Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников.
Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
Приемы создания проблемной ситуации разнообразны и требуют отдельного разговора.
Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.
Методические приемы, активизирующие деятельностью учащихся используются на разных этапах урока:
на этапе проверки домашнего задания;
на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;
на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала;
на этапе воспроизведения полученных знаний;
на этане домашнего задания.
Важнейший путь активизации обучения биологии в коррекционной школе – это связь урока с другими формами организации обучения. Он показывает учащимся практическую нужность получаемых знаний и позволяет активизировать их мышление и интерес на каждом этапе урока.
Проведение наблюдений в природе во время экскурсий, на приусадебном участке, за комнатными растениями, домашними животными, результаты летних заданий, работы в кружках, самостоятельное чтение учащимися дополнительной литературы.
Теперь, когда в арсенале преподавателя есть ИКТ, такая внеурочная деятельность учащихся превращается в ученические проекты, которые являются предметом гордости учеников и вызывают огромнейший интерес к биологии.
Метод проектов является эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы, усложняются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе; если реализуется вся последовательность работы – от ее замысла, формулировки темы и цели до защиты, рефлексии и самооценки; если роль учителя меняется от этапа к этапу.
Учебно-познавательные мотивы формируются быстрее, если использовать для этого специальную систему учебной деятельности. Она включает в себя:
Деятельность под руководством учителя. На всех ее этапах ученик работает с помощью учителя. Помощь состоит в многочисленных вопросах, заданиях, упражнениях на анализ и перестройку учебной деятельности ученика.
Самостоятельная деятельность проходит без непосредственного участия учителя, но по его заданию. Для нее выделяется или урочное, или дополнительное время.
Самообразовательная деятельность – ведется учеником без руководства учителя в соответствии с собственными задачами, мотивами и целями. Происходит на разных уровнях; сопутствует школьной учебной деятельности; имеет место эпизодически в соответствии с задачами и целями ученика; представляет собой систематическую работу по самообразованию и самовоспитании

3. МЕТОДИКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА.


3.1. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ
В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Разумеется, информационные технологии (ИТ) не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Учащиеся коррекционной школы 8-го вида - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.
Специальная (коррекционная) школа следует тем же дидактическим принципам педагогики, что и общее образование. Только в школе коррекционной эти методы являются более дифференцированными: там, где в массовой школе мы имеем один определенный методический прием, в школе коррекционной на этот же материал обычно есть целая градация методических приемов в системе определенного метода. Коррекционная школа пользуется целой системой дополнительных средств и приемов, которые в итоге создают специфику методической работы. Эту специфику не всегда возможно четко выделить и определить. Она лучше всего познается в практике, но некоторые основные моменты особенной методической работы можно наметить.
У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.
Умственно отсталый ребенок недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает, строит отвлечения. Он снижает момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и т.д. Все эти черты, характеризующие умственно отсталого ребенка, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал.
В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию.
Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними эмоции.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения.
В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.
Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.
Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов.
Презентации – диафильмы
Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. Учитель, который даже не знаком с методической разработкой данного урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации способен провести высокопродуктивное занятие.
Безусловным плюсом презентации, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

3.2. Методические требования к уроку
в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако, эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса руководствуется следующими принципами:
1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;
2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций;
3) разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке;
4) рациональное сочетание слова, наглядности и действия на уроке;
5) трудовое воспитание и обучение не ограничивается общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно имеет профессиональную направленность;
6) вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели. Коррекционная – развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.

3.3. ТРЕБОВАНИЯ К НАГЛЯДНЫМ УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ

На уроках в коррекционной школе используют разнообразные наглядные пособия. Специальных пособий для этих школ пока не выпускают, поэтому учителю приходится приспосабливать те, которые предназначены для других школ и учебных заведений, а также в большом количестве изготавливать самому. Эти наглядные пособия должны отвечать как общим требованиям, предъявляемым к ним в общеобразовательной школе, так и специфическим, характерным для коррекционной школы.
Наглядные пособия должны быть:
соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах.
быть доступными и составлены с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников.
четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом. .
эстетически оформленными: должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой.
не перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменятся быстро, особенно в контрастных цветах (внешние раздражители истощают нервные силы ребенка);
при создании слайдов презентации нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией
для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками.
при создании презентации использовать различные варианты образца, для социального восприятия используя метод сравнения.
для выделения из общего фона заданного образца следует его выделить различными способами (Безусловно, они способны воспринимать намеренно и избирательно, но избирательность их восприятия быстро падает, становится менее специфичной)
Презентации используемые на уроках можно разделить по дидактическим целям:
Презентации, применяемые при усвоении новых знаний;
Презентации, используемые для закрепления знаний;
Презентации, помогающие ученикам в организации трудовой и другой деятельности.
Использовать презентацию можно на любом этапе урока:
на этапе мотивации;
этапе актуализации знаний, умений и навыков;
этапе изложения новых знаний;
этапе закрепления, обобщения и систематизации;
и этапе контроля знаний.
Привлечением на различных этапах урока мультимедийных и презентационных материалов особо привлекает внимание детей. На этапе формирования внимания непосредственно (подсознательно) формируется процесс воспроизведения забывания, запоминания, и сохранения: это «рождается» память.
Ассоциативная (сходство и контроль опыта)
Двигательная и эмоциональная
Кратковременная
Мгновенная
Механическая
Образная
Непроизвольная
Оперативная
Произвольная
Долговременная, логическая.
Итак введение ИТ технологий в процесс специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития.

3.4. Использование компьютерных технологий на уроках биологии.

Проблема повышения эффективности и контроля знаний, учащихся в настоящее время актуальна опыт, и сделать выводы, по мере возможности, но и сравнить полученные результаты с правильными, что поможет учащимся адекватно оценить свою работу (например, демонстрация опыта, который доказывает испарение воды листьями).
Про изучении того или иного материала на уроке можно использовать не только материал учебника, но и компьютерную программу, в которой воздействуя на интерактивные точки можно изучать строение различных объектов (например, строение пыльцы сосны) рис.2.

Кроме этого, можно выполнять такие эксперименты, которые невозможно провести в условиях школьной лаборатории (например, изучение микропрепаратов под
электронным микроскопом) рис.3.
рис.2 рис.3.


3.5. Программированный контроль знаний:
промежуточный контроль,
актуализация знаний (проверка домашнего задания),
итоговый контроль по теме.
Компьютерные программы целесообразно использовать для проверки полученных знаний. Это можно делать в процессе актуализации знаний (то есть при проверке домашнего задания), при промежуточном контроле на уроке. Многие дети с особенностями в развитии не могут сразу же запомнить большой объем материала.
Поэтому, бывает необходимо после объяснения отдельного вопроса провести в качестве закрепления небольшую самостоятельную работу (рис.4.) Эта работа позволяет ученику лучше усвоить новые знания, а мне сделать вывод, насколько точно и полно был понят материал.

Если учащиеся хорошо усваивают новый материал, то можно использовать такие задания и в конце урока, при закреплении полученных знаний. Контрольные задания с электронных изданий можно включать в обобщающие уроки.

рис.4

3.6. ИКТ как наглядное пособие:
фото – коллекции,
анимация процессов жизнедеятельности,
коллекции видеозаписей.
Следующее направление, по которому можно работать на уроках, это
использование коллекций фотоизображений и видеозаписей позволяет расширить и углубить
знания учащихся о многообразии животного растительного мира. На уроках биологии мы часто
говорим о видовом многообразии живых организмов, но не всегда у учителя есть возможность
показать то или иное растение или животное. Медиа - коллекция включает в себя большое
количество представителей по всем царствам живой природы. Кроме того, к каждой фотографии прилагается информация о данном объекте, которую можно использовать при самостоятельной работе учащихся на уроке (рис.5).

Используя компьютерную программу, дети наблюдают за физиологическими процессами, происходящими в организмах растений и животных (например, процесс двойного оплодотворения у цветковых растений) рис.6. Это анимация, которая позволяет проследить в динамике этот процесс. А как гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

рис.5 рис.6


4. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ технология
 Здоровьесберегающие технологии и современная система образования
4. 1. Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить учащимся школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья..
4.2. Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий  
Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для использования их в повседневном учебном процессе необходима не только корректировка учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет ему не только получить удовольствие от своей работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие.
Учитывая известную патогенную роль формирующихся в процессе обучения состояний переутомления, стресса и им подобных, можно говорить о здоровьесберегающем эффекте тех образовательных технологий, которые направлены на снижение утомляемости учащихся и позволяют, за счет большей эффективности учебного процесса, достичь поставленных целей (выполнить учебную программу), не перегружая школьника. Дополнительные психолого-педагогические ресурсы открываются здесь в направлении диагностики  и использования сенситивных периодов в развитии ребёнка, ситуационно возникающих состояний, повышающих восприимчивость к одним воздействиям и закрывающих сенсорные каналы для других и т.п. Гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика, правильный выбор их соотношения применительно к конкретному учащемуся не только повышает эффективность процесса обучения, но и способствуют снижению психического напряжения ребёнка до физиологически оптимального уровня.
В этом аспекте, важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учётом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если при этом учитываются три условия.
1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.).
2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
3. Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2 - 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.
4.3. Здоровьесберегающее образовательное пространство школы  
Для планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, превращения используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется введение и конкретизация на отдельных примерах представления о здоровьесберегающем пространстве школы (далее - ЗПШ), объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегабщих образовательных технологий, и объединённых в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик. Воздействие этого пространства  на учащихся и педагогов  происходит непосредственно в школе, однако, как во всех других случаях, когда мы имеет дело с человековедческими технологиями, первичное воздействие служит лишь запуском  процессов дальнейших изменений как педагогического пространства, так и субъектов в нем действующих.
4.3.1.Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся  и педагогов. Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. Ее воздействие на учащихся и педагогов не ограничивается теми сторонами, которые регламентированы СанПиНами - они известны и приводятся в соответствии с требованиями путем поддержания комфортной температуры и регулярного проветривания  помещения класса. Но кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи, регламентация которых, кроме самой общей фразы, в СанПиНах отсутствует. В последние годы представление о воздействии запахов на человека оформились в новую науку - ароматологию и ее прикладную ветвь - ароматотерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствии с рекомендациями  ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только  сохранения и укрепления здоровья. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров.
При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия:
1. Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;
2. присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.
С помощью комнатных растений удаётся восполнить дефицит общения с природой, который неизбежно возникает в городах среди однообразия стандартных домов, раздражающего шума машин, не гаснущего часами экрана телевизора или компьютера. Специалисты по видеоэкологии также уверены, что в помещении, где люди находятся подолгу, обязательно должны быть комнатные растения.
То повышенное внимание, которое мы уделяем этому элементу экологического пространства школы, связано не только с воздействием воздуха, которым мы дышим, на здоровье, но и с тем, что при выполнении на уроках физических, а, тем более, дыхательных упражнений (в рамках физкультминуток), воздух в классе обязательно должен быть чистым и лёгким - иначе вреда от этих занятий будет больше, чем пользы.
Нельзя не упомянуть и ещё об одном аспекте, актуальном для работы школы по сбережению здоровья учащихся. Известно, что эффективность профилактики табакокурения остаётся пока на крайне низком уровне. Дополнительные возможности, повышающие действенность этой профилактической программы и реализуемые не «в лоб», набившим оскомину повторением, что «курить вредно», могут быть созданы регулярным упоминанием всеми учителями школы в разном контексте о своём внимании к качеству воздуха, которым все мы дышим, приведении ими аргументов о зависимости от этого состояния здоровья, работоспособности и т.п.
4.3.2.Эмоционально - поведенческое пространство здоровьесбережения школы - также являющееся собственной частью ЗПШ, представлено совокупностью поведенческих паттернов, действий поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:
уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;
характеристики эмоционально - психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также - в педагогическом коллективе школы;
стиль поведения учащихся и учителя на уроке;
формы и характер поведения учащихся на переменах;
забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.
В психофизиологии  уже несколько десятилетий  назад доказаны тесные связи между характером напряжений различных групп мышц  тела человека и его работоспособностью, утомляемостью, эмоциональным состоянием. По рисунку телодвижений и поз можно достаточно поставить психологический диагноз состояния. Скованность движений, стереотипность поз, наличие мышечных «зажимов» и т.п. являются свидетельством и одной из причин эмоционального дискомфорта, дезадаптированности, нерациональной траты организмом энергии. Длительное существование таких проявлений  особенно у растущего организма, приводит к их фиксации и развитию стойких патологических синдромов, как со стороны опорно-двигательного аппарата, так и других систем и органов (нервной, сердечно-сосудистой и др.). Поэтому не только сгорбленная или «скособоченная» поза ученика должна быть объектом внимания учителя, но и более тонкие проявления, о которых упоминалось выше. Например, когда ученик пишет, индикатором  общего напряжения служит напряжение кисти его руки, которое часто  неоправданно сильно. А раз рука устает, устает и сам ребенок. Мы, конечно, не призываем к переходу на перьевые ручки с чернилами, поскольку в распоряжении учителя имеется арсенал педагогических средств для уменьшения воздействия этого патогенного фактора. Научить ребят писать, не напрягая руку - значит помочь им сберечь частичку сил на каждом уроке, что в сумме (за день, месяц, год!) даст заметный  прирост здоровьесбережения. Существуют и специальные  упражнения для кисти, которые можно включать в физминутки. Для воздействия на мышечные группы других частей тела в программах физминуток можно предусмотреть элементы массажа. Фактором снижения напряжения, преодолением утомления, активизации позитивных физиологических процессов в организме  могут служить музыкально-ритмические занятия, эмоционально-голосовые упражнения антистрессовой направленности.
Во время ответа  ученика у доски индикаторами его нерационального напряжения служат поза (неестественность телодвижений, не знает куда деть руки, опускает голову), характер голоса, движения пальцев рук. Понятно, что оценка знаний школьника, отвечающего в неадекватно напряженном состоянии, не может быть обыкновенной. Но еще важнее воздействие таких состояний на здоровье учащегося. Грань между тренирующим и патогенным воздействием  напряжения не очевидна, но опыт и наблюдательность педагога должны подсказать ему правильное решение. Задача - не допустить, чтобы нежелательные привычки закреплялись, мешая подростку реализовать свои возможности, как в школе, так и в дальнейшей жизни. Как этого достичь - это тема отдельной работы, предназначенной  для учителя.
Но и самому учителю следует  обратить внимание  на то, как он  держится в классе, какие позы для него  характерны, как эмоциональное  состояние  отражается на характеристиках речи, какие мышечные "зажимы" мешают телу. А данные самодиагностики открывают  перспективы для самокоррекции или обращения к помощи специалистов. Напоминаем принципиальный педагогический тезис, особенно значимый для проблемы здоровьесбережения: пример учителя по всему  спектру внешних проявлений - образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне.
Эмоционально-поведенческие проявления  школьников на переменах - также важный элемент оценки этой стороны ЗПШ. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие  восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики - использовать.
Еще одна актуальная проблема, тестирующая компетентность учителя, директора школы в вопросах здоровьесбережения - так  называемая  «канализация агрессии» учащихся педагогическими средствами. Причин для проявления агрессивности  у населения вообще, и у подростков, в частности, достаточно. Это стрессы, фрустрации, неудовлетворенность условиями жизни, зависть, агрессивность окружающей среды, потеря  ориентировки и т.д. Проявление агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат, деформируют ход учебного процесса. Всё это, включая непосредственно агрессивное напряжение, имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и всех, кто его окружает. Именно здесь психолого-психотерапевтическая грамотность учителя позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации, с учётом индивидуального подхода к подростку.
4.3.3.Вербальное пространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса. Точная стенограмма (магнитофонная запись) речи учителя на уроке может быть проанализирована на предмет оценки его вербального воздействия на состояние и здоровье учащихся. Критериев при этом насчитывается более 20. наряду с такими обобщёнными, как «культура речи», «чёткость формулировок», «последовательность и ясность изложения мысли» и т.п., предметом анализа может быть употребление отдельных типичных слов, таких, например, как «давайте!».
В последнее время в стране катастрофически возросло употребление слов – 4.3.4.паразитов и ненормативной лексики (мата) всеми слоями населения, но особенно подростками, молодёжью. Эта тенденция, имеющая корни в национально - исторических традициях, отражает современное снижение общего уровня культуры, обеднение словарного запаса, находящееся в очередной связи с социальным климатом в обществе, ухудшением психологического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
В школах и на пришкольных участках, где дети общаются в неформальной обстановке, употребление ненормативной лексики, в сочетании с вообще убогим словарным ассортиментом, стало скорее нормой, чем исключением. Точно количественно оценить эту часть пространства школы невозможно - прибор «матометр» ещё не создан. Однако, результаты анкетных опросов могут дать ориентировочные показатели, сравнимые между классами, школами, сопоставимые в динамике.
4.3.5.Культурологическое здоровьесберегающее пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели ещё много столетий назад. В XX веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «библиотерапия», «музыкотерапия», «изотерапия» и т.п. И хотя эти термины касаются в основном лечебных процедур, значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. Ролевые игры и тренинги, хоровое пение, художественное оформление школы - всё это не лечебные, а образовательные формы работы. Именно в этом смысле мы и будем рассматривать возможность их использования в образовательных учреждениях.

4.4. Здоровье учащихся
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что
14% детей практически здоровы,
50% имеют функциональные отклонения,
35%-40% - хронические заболевания.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), заболевания нервно-психической сферы, желудочно-кишечного тракта. По данным Всероссийского съезда педиатров здоровье каждого ребенка ухудшается по мере обучения в школе минимум в пять раз. К окончанию школы хронические заболевания имеют 80% школьников.
Анализ школьных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, позволяет выделить следующие:
Недостаточное соблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса и образовательной среде.
Несоответствие между школьными требованиями и потребностями, а также психофизиологическими возможностями учащихся.
Информационные перегрузки;
Низкая двигательная активность учащихся;
Достаточно часто встречающийся авторитарный характер взаимоотношений.
4.5.Компонент модели: здоровьесберегающая направленность урока
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса в современной школе.:
Принцип природосообразности предполагает применение образовательных технологий:
личностно-ориентированного обучения;
дифференцированного обучения;
проблемного обучения;
диалогового обучения;
рефлексного обучения.
Применение перечисленных технологий в образовательном процессе позволяет создать:
благоприятный микроклимат в классе;
оптимальные условия для самовыражения учащихся;
учитывать:
особенности класса в целом;
индивидуальные особенности учащихся;
предупредить:
гиподинамию учащихся через разнообразные формы коллективной и индивидуальной деятельностей.
Кроме того, использование данных технологий сказывается на характере взаимоотношений между педагогом и школьниками: учитель выступает в роли организатора, помощника, старшего товарища.
4.6.Компонент модели: система мероприятий по основам ЗОЖ
Диагностические исследования, проводимые в школах педагогами и психологами показали, что наиболее значимым мотивом посещения школы для подавляющего большинства учащихся выступает желание общаться со сверстниками, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков, т. е. для школьника ценность внеклассной деятельности является достаточно высокой.
Праздники школьного календаря, ключевые общешкольные дела, тематические вечера, творческие и познавательные игры и многие другие воспитательные мероприятия стали в школе традиционными. Без них немыслима школьная жизнь. Они создают особую воспитательную среду для учащихся. Это и отдых для школьника, забота о его здоровье, и свободное общение со сверстниками и педагогами, и развитие способностей и интересов.
Любой школьный праздник, коллективное дело основываются и на восприятии, и на активном действии, связанном с самыми различными формами самовыражения. Каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор. Развиваются способности, формируются организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, формируются убеждения в ведении здорового образа жизни, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для формирования дружного коллектива.
Цель работы учителя в этом направлении - использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья.
.
4.7.Компонент модели: организация научно-исследовательской деятельности учащихся
В настоящее время все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. И задача школы - воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. Вполне очевидно, что для этого необходима самостоятельная исследовательская работа учащихся. Биология - это предмет, который имеет реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Длительные наблюдения, эксперимент, школьникам вполне доступны.
Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий; доступны для систематических и регулярных наблюдений; могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся основных понятий. Исследовательская деятельность развивает логическое мышление, способствует развитию познавательных интересов, совершенствованию практических умений и навыков, положительно воздействуют на эмоции и психику. В исследовательской работе по самонаблюдению главное место отводится задаче здоровьесбережения. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику
школьника, на его состояние физического и психического здоровья. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Здоровье семьи
Современная семья переживает сложный этап эволюции переход от традиционной модели к новой, пока не изученной. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное.
4.8.Компонент модели: здоровье семьи
Для организации целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся необходима комплексная работа, поэтому значимость данного компонента работы велика и осуществляется по трем направлениям:
индивидуальные консультации;
система работы с родителями по формированию основ ЗОЖ;
взаимодействие с социальными партнерами
4.9.Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями
Очевидно, что наше время - время максимально негативного влияния антропогенных факторов на биосферу. Мы обязаны сохранить самую уникальную ценность человека – его здоровье и здоровую природную среду. Поэтому особенно в преподавании биологии приоритетным, я считаю, экологическое направление со здоровьесберегающими технологиями. В результате чего, учащиеся должны научиться строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы.
При этом учащиеся должны понимать и ощущать свою ведущую роль в поддержание устойчивости природной среды.
В процессе обучения и воспитания необходимо формировать ответственное отношение к окружающей среде, экокультуру мышления и поведения, здоровый образ жизни, гигиенические нормы и правила, что без сомнения помогает моим ученикам-выпусникам правильно оценивать своё место в жизни, осознанно себя профессионально ориентировать.
В курсе “Биология растений” темы “Роль бактерий в природе и в жизни человека”, “Распространение и разнообразие растений”, “Взаимосвязь растений в сообществе” и многие другие очень информативно объёмны, поэтому анализируя таблицы, диаграммы, схемы, интегрируя знания по биологии, географии и основам экологии, удачнее усваиваются новые понятия, составляются правильные выводы по соответствующей теме.
Ну а интеграция междисциплинарных знаний и человеческих ценностей в изучении практически всех тем курса “Биология человека в большей степени помогают утверждать необходимость здорового образа жизни, что, как считаю я, особенно важно для соответствующей возрастной категории учащихся. Некоторые темы позволяют интегрировать сведения, знания и понятия таких наук, как анатомия – физиология – экология; или анатомия – физиология – психология – экология. Иногда такие уроки реализуются сложно, но вызывают особую заинтересованность и увлечённость со стороны учащихся.
Например, такая объемная тема как “Пищеварение и гигиена питания” эффективнее усваивается учащимися с помощью интегрированных уроков, которые сопровождаются творческой работой учащихся (индивидуальной или групповой) в виде:
выполнения схем:
-“режим питания и рацион питания”
-“функции питательных веществ”
-“правила гигиены питания”
выполнения таблиц:
-“расщепление питательных веществ в различных органах пищеварительной системы”;
-“виды регуляции отделения пищеварительных соков”
В ходе работы по отдельным вопросам темы возникает стремление отдельных учащихся подготовить сообщения и плакаты о влиянии вредных привычек и нездорового образа жизни на органы пищеварения и на организм в целом. В данном случае удается нам интегрировать знания по анатомии, физиологии, химии, экологии, этики, медицины и изобразительному искусству.
Буквально при изучении любой темы курса “Биология человека” уделяем внимание негативному влиянию вредных привычек на здоровье, самочувствие человека и его трудоспособность. А также ежеурочно утверждаем необходимость здорового образа жизни.
.Такой проект как “Красота и здоровье неразделимы” включает в себя три составные блока:
- теоретический
- исследовательский
- творческий.
Теоретический блок представляет собой информацию по теме проекта; исследовательский блок состоит из практической работы “Оценка состояния здоровья” в результате чего подростки учатся оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели, зависимость здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня. Наблюдения проводят в течение двух недель и результаты фиксируют в таблице:

После наблюдений и исследований формируется учащимися вывод о характере зависимости состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий и режима дня, что в значительной степени поможет моим детям управлять своими эмоциями и придерживаться режима дня.
И, наконец, творческий блок проекта. Дети представляют видеофильм, в котором участвуют члены семьи, родные и друзья.
Такой проект “Наше здоровье – национальное богатство” представляет собой теоретическую часть и практическую. Практическая часть представлена исследовательской работой “Определение влияния образа жизни на состояние здоровья”. Результаты исследований фиксируются в примерной таблице:

В результате наблюдений, исследований и заполнения таблицы формируются собственные выводы, которые служат серьезным ориентиром в поведении, в поступках и образе жизни.
Обсуждая результаты работы, мы убеждаемся с детьми, что лучший способ уберечь себя от болезней – следовать принципам здорового образа жизни.
Проект “Лес – уникальное природное сообщество” увлек уч-ся наблюдать и исследовать природные объекты с апреля месяца по октябрь. Учащиеся 5-6-х классов изучали многообразие, условия обитания и особенности произрастания растений, отмечали взаимоотношения с другими растениями и взаимосвязь с животными. Учащиеся 8-х классов наблюдали с особым интересом за птицами, насекомыми, млекопитающими и другими животными













Заключение
Применение всего разнообразия методических приемов способствует обогащению методов обучения биологии, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения учащимися системы биологических знаний, умений и навыков.
Хочется отметить, что использование ИКТ в обучении детей с особенностями в развитии,
дает положительные результаты:
вызывает интерес детей к изучению биологии,
помогает обеспечивать на уроке активную самостоятельную деятельность учеников,
помогает постоянно следить за усвоением знаний, и своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как компьютерная программа предусматривает выполнение заданий различных уровней сложности,
при надомном обучении – незаменимый инструмент для проведения лабораторных работ, демонстрации, наблюдений


















Список литературы:
1. Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классикс Стиль, 2005.
2. Зверев И. Д., Мягкова. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя. М .: «Просвещение», 1985.
3. Квасова Л.С., Фролова Н.А. О некоторых аспектах экологического образования школьников// Биология в школе. –М., 1998. -№3.
4. Максимова В.Н., Ковалёва Г.Е. и др. Современный урок биологии. Пособие для учителя. М.:Просвещение,1985.
5. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся// Биология в школе.- М.,2007.- №6.
6. Шамардина Т. В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся.// Директор школы. – М., 2007. - №4. – с:57-62.для всех видов общеобразовательных учреждений..



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315