Конспект урока на тему Глагол.Общее понятие.(Повторение)4 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 31 г. Томска
План-конспект урока по русскому языку
Тема: «Глагол. Общее понятие (повторение)»
4 «Б» класс
(Школа России)
Составитель: Бебек Светлана Ивановна,
первая квалификационная категория
Томск – 2017

Тема урока: Глагол. Общее понятие (повторение)»
Цель: повторить существенные признаки глагола; развивать навыки точного употребления глаголов в речи.
Тип урока: Изучение и первичное применение знаний и способов деятельности.
Задачи: 1) образовательная: обучающиеся овладеют знаниями об особенностях глагола как части речи (в предложении является главным членом предложения – сказуемым, вопросы – что делать? что сделать? изменение по временам);
Овладеют умениями находить глаголы , выделять грамматическую основу в предложении;
2) развивающая: познавательные – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, строить сообщения в письменной и устной форме;
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, диалог.
3) воспитательная: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимании оценок учителя, товарищей.
Оборудование урока: презентация, карточки (для работы в паре, группах )
Ход урока.
Организационный момент (5 мин)
-Я рада нашей новой встрече,Мне с вами интересно, друзья!Интересные ваши ответыС удовольствием буду слушать я.Мы сегодня будем наблюдать,Выводы делать и рассуждать.А чтобы урок пошел каждому впрок,Активно в работу включайся, дружок!
- Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке?
(девиз урока)
Предлагаю вам обратиться к народной мудрости, к притче. (слайд № 2 ) Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе. 
-  Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия. 
– Но это же просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: 
-Как вы считаете, что ответил ему мальчик?
(-Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.)
- Чему учит эта притча?
( В любом деле надо быть настойчивым и доводить его до конца)
Актуализация знаний
Словарная работа
Слайд 3. Г…зета, л…пата, агр…ном, г…ризонт, ов…щи, лаг…рь, св…ркать- Что объединяет эти слова? (словарные)
-Спишите слова, вставив пропущенные буквы.
(проверка на слайде)
- Какое слово лишнее? Почему? (сверкать) (на слайде улетает это слово)
- Подчеркните первую букву в каждом слове и составьте из них слово, которое подскажет вам тему сегодняшнего урока (на слайде составляется слово глагол)
Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение, догадайтесь, о какой части речи в нём говорится?
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто-то делает, расскажет,
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …(глагол)
--Сегодня мы начинаем изучать новую тему Слайд 4
А вот как о себе говорит сам глагол:
-Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Течёт река,
А люди строят здания.
Цветут сады.
И в поле хлеб растёт.
- Что вы можете рассказать о глаголе?
А теперь сформулируйте задачи на урок
( 1. повторить всё, что нам известно о глаголе,
2. уметь находить глаголы в предложении и использовать их в речи)
Постановка учебной задачи
Наблюдение над ролью глагола в речи
Приём «Согласен – Не согласен»
- Причитайте предложения.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
Диалог:
- Я считаю, что что текст. Согласны? ( да)
-Я считаю, что это текст-описание. Согласны? (нет)
- Я считаю, что в данном тексте содержится мало информации и данный текст требует редактирования. Согласны? (да)
Задание 1. Произвести редактирование. (взаимопроверка)
Вывод: без глагола невозможно передать собеседнику никаких сообщений.
- Слово глагол в старославянском языке означало «слово, речь».
- Как вы считаете, какое место занимает глагол по частоте употребления в речи?
4. Работа по учебнику и составление ОК
Наблюдение над грамматическими признаками глагола.
-Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить, что нам известно об этой части речи, ее особенностях.
- По каким признакам мы определяем, к какой части речи относится слово?
ОК
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
Как изменяется?
Каким членом предложения является?
Физминутка для глаз
Закрепление знаний и способов действий
Упражнение 398 (с.61), составление ОК слвйд 6
Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу глаголы, выяснить число глаголов: слайд 6
белка…
машины…
вода…
огни…
-Как вы узнали, в каком числе надо употребить глаголы?
_-Сделайте вывод Слайд 7
Слайд 8
По какому признаку можно разделить данные глаголы на группы:
Пишет, прочитал, выучит, рассказала, пришло, решит, нарисует, отвечает, спрашивает (по временам)
Напишите их в три столбика
Проверка Слайд 9
- Почему у глаголов прошедшего времени разные окончания?
- Значит, как еще изменяются глаголы? Слайд 10
4) Упр. 401 – списать первое предложение, подчеркнуть основу предложений, обозначить какими частями речи она выражена.
-Сделайте вывод, каким членом предложения обычно бывает глагол Слайд 11
-Итак, у нас получился полный перечень грамматических признаков глагола.
Повторим их ещё раз.6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по карточкам Взаимопроверка
Задание: от имён сущ. образовать однокоренные глаголы
1 вар. 2 вар.
Б…седа – р…бота -
Д…журный – р…сунок -
Ж…лтый – с…лют -
Завтр…к – уж…н -
М…роз – п…беда --
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение ОК
Упр.402 (с.62-63)
8. Домашнее задание стр. 62 упр. 399 и 400 слайд 12
5. Рефлексия
У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я устал/не устал
Моё настроение стало лучше/хуже
Материал урока был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным