Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура добрососедства» для 3 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОСТЕПНОВСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


РАССМОТРЕНО:
на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № _1__
от 19.08.2016
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
__________Т.В.Яковлева
« 24» августа 2016 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор
_________И.А.Леваньков
Приказ № __от 29.08.2016





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Культура добрососедства»


Класс: 3

Количество часов в неделю: 1ч

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год




Составитель:
учитель начальных классов
Трубко Вита Петровна
Категория: высшая





с.Новостепное, 2016г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура добрососедства» для 3 класса составлена в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю., ООП НОО МОУ «Новостепновская школа».
Программа «Культура добрососедства» духовно-нравственного направления, является интегрированной и систематизирует уже имеющиеся у ученика знания, полученные в ходе изученияматериала по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)

Региональный уровень

Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».
6.Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».

Главная цель программы – воспитание социально-компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма и России, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи программы
Формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота Крыма
Повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности
Формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»
Развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения находить новые конструктивные идеи
Выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам родного края, и формирование установки как конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края
Формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края
Подготовка учащихся к взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей
Приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры
Возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях











1.Планируемыеаты результы

Личностные УУД:
1. Оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «толерантность», «терпение», «культура народа», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения гуманизма и общечеловеческих норм.
5. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
6.Понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма 7.Осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры;
8. Целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7.Проводить вербальное само- и взаимооценивание. Осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму.
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
6. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
7. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков;
8.Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.
6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
7. Удовлетворять свои познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране.
8. Участвовать в проектной деятельности
Предметные результаты:
находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма ;
находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
отличать государственную символику России и Крыма;
называть государственные и народные праздники и рассказывать об особенностях их празднования;
иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;
называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
определять ценности, которые объединяют все народы;
строить взаимоотношения на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;




























2.Содержание внеурочной деятельности «Культура добрососедства»


Введение (1 час)
Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Крым – край, в котором мы живем

Географическая среда (5 часов)

Особенности климата и ландшафта Крыма. Основные факторы, определяющий климат Крыма. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона
Своеобразие крымского ландшафта и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе.
Водоемы и горы. Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. Значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека.
Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей, заботящихся об охране природы
Путешествие в крымский лес. Растительный мир в районе проживания. Основные правила поведения во время экскурсии
История (4 часа)

Профессии наших родителей. История этих предриятий
Экскурсия на предриятие или учреждение
Представление о народах, живущих в Крыму. Уникальность каждого народа и его культуры
Как раньше учились дети в Крыму. Учебные заведения.

Традиционная и современная культура (13 часов)
Традиционные занятия населения региона
Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города
Праздники, которые мы отмечаем вместе. История возникновения праздников
Традиции отдыха в наших семьях. Зачем людям надо отдыхать
Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Зачем приобщали детей к труду
Традиций соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма
Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину
Великие учиетля и великие книги человечества. Исторя появления и общая характеристика Библии, Ветхого Завета и Корана
Какие бывают праздники
Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала
Учимся дарить подарки на день рождения
Делаем сами подарки к праздникам
Методика изготовления подарков.

Язык соседа (4часа)
Способы передачи информации
Танец - Понятный всем язык, который нас объединяет
Мои любимые песни
Этикетная лексика гостеприимства.

Аксиология (3 часа)
Что такое друг, дружба, любовь
Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию
Ценности, которые объединяют всех

Конфликтология(4часа) Друг и враг: не враг, а оппонент; не оппонент, а союзник
Тренинг "Танец рук"
Как из оппонента сделать союзника
Тренинг "Атобиография по эпохам", "Представить себя другим"






























3. Тематический план

Название раздела
Учебные часы

1
Вводный урок
1

2
Географическая среда
5

3
История
4

4
Традиционная и современная культура
13

5
Язык соседа
4

6
Аксиология
3

7
Конфликтология
4


ИТОГО
34




















Календарно-тематическое планирование.

№ п\п
Сроки выполнения
Тема урока


план
факт




1
02.09

Вводный урок. Крым – край, в котором мы живем


2
 09.09

"Географическая среда"- 5ч. Особенности климата и ландшафта Крыма. Основные факторы, определяющий климат Крыма. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона

3
 16.09

Своеобразие крымского ландшафта и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе.

4
 23.09

Водоемы и горы. Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. Значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека.

5
 30.09

Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей, заботящихся об охране природы

6
 07.10

Путешествие в крымский лес. Растительный мир в районе проживания. Основные правила поведения во время экскурсии

7
 14.10

"История" - 4 часа. Профессии наших родителей. История этих предриятий

8
 21.10

Экскурсия на предриятие или учреждение

9
 28.10

Представление о народах, живущих в Крыму. Уникальность каждого народа и его культуры

10
 11.11

Как раньше учились дети в Крыму. Учебные заведения

11
 18.11

"Традиционная и современная культура" - 13 часов. Традиционные занятия населения региона

12
 18.11

Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города

13
 25.11

Праздники, которые мы отмечаем вместе. История возникновения праздников

14
 02.12

Традиции отдыха в наших семьях. Зачем людям надо отдыхать

15
 09.12

Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Зачем приобщали детей к труду

16
 16.12

Традиций соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма

17
 23.12

Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину

18
 13.01

Великие учиетля и великие книги человечества. Исторя появления и общая характеристика Библии, Ветхого Завета и Корана

19
 20.01

Какие бывают праздники

20
 27.01

Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала

21
 03.02

Учимся дарить подарки на день рождения

22
 10.02

Делаем сами подарки к праздникам

23
 17.02

Методика изготовления подарков

24
 03.03

"Язык соседа" -4 часа. Способы передачи информации

25
 10.03

Танец - Понятный всем язык, который нас объединяет

26
 17.03

Мои любимые песни

27
 24.03

Этикетная лексика гостеприимства

28
 07.05

"Аксиология" - 3 часа. Что такое друг, дружба, любовь

29
 14.05

Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию

30
 21.05

Ценности, которые объединяют всех

31
 28.05

"Конфликтология"- 4 часа. Друг и враг: не враг, а оппонент; не оппонент, а союзник

32
 05.05

Тренинг "Танец рук"

33
 12.05

Как из оппонента сделать союзника

34 35
19.05 26.05

Тренинг "Атобиография по эпохам", "Представить себя другим"











13PAGE \* MERGEFORMAT141115




15