Урок по русскому языку для 2 класса «Общее понятие о глаголе»

Урок по русскому языку для 2 класса «Общее понятие о глаголе»

Образовательные цели:
- познакомить учащихся с понятием глагол;
- обогащать речь учащихся употреблением глаголов;
- научить учащихся находить глаголы в тексте;
- учить сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение;
- вырабатывать навыки грамотного письма.
Развивающие цели:
- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
- развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные цели:
-воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Оборудование: два нарисованных «острова», девиз (на доске), лист контроля, «волшебная шкатулка», карточки с текстом о глаголе, карточки для самостоятельной работы (I уровень, II уровень), игра «Ромашка», итоговый тест.

Ход урока.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке.
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану Знаний, в страну, которая называется «Части речи». Эта страна интересна тем, что состоит из островов. На одном острове мы с вами побывали, это остров «Имя существительное». Сегодня очередь следующего острова.

Проблемная ситуация.
-А хотите ли вы узнать название этого острова???
- А хотите ли вы разгадать некоторые тайны этого острова???
- Для того чтобы путешествовать нам нужна зоркость. Зорким должен быть не только глаз, но и ум.
Итак, в добрый путь! Девиз нашего урока: «Всё у нас получится!!!».

Актуализация знаний.
(Повторить знания об имени существительном; повторить правописание словарных слов).
Вробей, врона, мдведь, сбака, птух, зац, жвёт, срока.
(Работай самостоятельно. Вставь пропущенные буквы, определить род имён существительных. Оцени себя по листу контроля.)

Постановка темы и цели урока.
- Какое слово лишнее в предыдущем задании?
- Почему?
- Угадайте тему урока по первым буквам слов-действий. (Говорят, ласкает, аукает, грустит, обнимет, лают).
- Чему будем учиться на уроке?
- А вы знаете, ребята, что старинное название буквы «Г» в русской азбуке - ГЛАГОЛЬ, что означало ГЛАГОЛАТЬ (говорить), и одна из древних славянских азбук называлась ГЛАГОЛИЦА (толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

- Кто из вас догадался, как называется второй остров в океане Знаний, в стране «Части речи»? Это «глагол»!

Назовите тему урока.

Ребята! Глагол передал для вас волшебную шкатулку, в которой спрятана информация о нём. Давайте откроем шкатулку и прочитаем. (Дети по очереди открывают шкатулку и достают карточки с текстом: глагол - это часть речи, глагол обозначает действие предмета; глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делают? что делали? Прикрепляют на доску).

Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

ТЕМА УРОКА. Готовы к достижению целей?
Будем учиться находить глаголы среди других частей речи.
Стрекочет, прыжок, ревёт, лает, пушистый, каркает, будит, петляет, будит, петляет.
Работай в паре. Выполни задание.
Выпиши из данных слов только глаголы (пользуйся схемой из «волшебной» шкатулки на доске. Оцени товарища.
2) Учиться ставить вопросы от существительного к глаголам.
Работай с классом. Выполни задание.
- устно к каждому существительному из №1 подбери глаголы из №3;
- от существительных поставь вопрос к глаголам.
Оцени себя.
Физкультминутка №1.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
И работать вы начните.
3) Работа по учебник (страница 26 №43, №44).
4) Работай самостоятельно.
Выбери, выполни задание:
1 уровень.
Подбери глаголы по вопросам. Проверь с классом.
Снег (что делает?)
Мыши (что делают?)
Листья (что делают?)
Лиса (что делала?)
Сорока (что сделает?)
Почки (что сделают?)
2 уровень.
Подбери глаголы по смыслу. Вспомни сказку и автора. Проверь с классом. Оцени себя.
Старик неводом рыбу,
Старуха свою пряжу.
А в том домике три медведя.
Коза вернется, в дверь и тоненьким голосом. Высоко , далеко , всё !
Физкультминутка №2.
5) Игра «Ромашка».
- Я приготовила вам ромашку. На ее лепестках записаны глаголы. Вы отрываете по одному лепестку и составляете предложения с глаголом (работать, строить, плавать, ходить, учиться, играть, дружить).
6) Итоговый тест (показать знания, которые ты получил на уроке).
1. Что обозначают глаголы?
а) предмет;
б) действие предмета;
в) признак предмета.
2. На какие вопросы отвечают глаголы?
а) что?
б) что делает?
в) какой?
г) что делают?

6. РЕФЛЕКСИЯ.
- Как бы вы ответили на вопрос:
- Какой остров вы сегодня посетили?
- Какие тайны острова разгадали?
- Понравился вам урок? (карточки показать).
- Кто доволен своей работой?

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Стр. 28 №43.


Список литературы:
Поурочные разработки по русскому языку (2 кл.). Авторы: А.А. Псарева, О.Е. Жиренко, Л.А.;
Учебник русского языка (2 кл.). Авторы: Л.М. Зеленина Т.Е. Хохлова;
«Веселая грамматика. Глагол». Автор: В.В. Волина;
«Развитие памяти и повышение грамотности». Автор: В.В. Лайло;
Русский язык. Материалы для контрольных и проверочных работ. Авторы: Т.В. Игнатьева, Л.И. Тикунова.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15