Конспект Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 5-8 классах


Работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 5-8 классах.
Мудрая пословица гласит: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Как же часто мы ленимся, или не хотим, или боимся чего-то и все время откладываем, откладываем, откладываем. «А зачем делать сейчас? Еще есть время. Я могу сделать это завтра, послезавтра, на следующей неделе». Так и живем. А жизнь не стоит на месте. Она течет, бежит, летит, а мы все время опаздываем. 
ОГЭ – серьезное испытание для учащихся и педагогов. При подготовке к нему и дети, и их учителя находятся в состоянии стресса. Времени катастрофически не хватает. Как же сделать так, чтобы государственная итоговая аттестация была успешной? Конечно же, начинать готовиться к ОГЭ в 9 классе уже поздно.
Лучше всего вести эту работу с 5 класса.
Начинать работу необходимо с создания методической базы, куда входят дидактические пособия, печатные издания типовых тестовых заданий, тренажеры, презентации.
Вот уже несколько лет учителя русского языка готовят учащихся 9-х классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ. За эти годы пришло осознание необходимости как можно раньше начинать работу с заданиями, сформулированными как в КИМах.
ОГЭ – настоящее испытание. Ученик оказывается в стрессовой ситуации уже на этапе подготовки к экзамену: масса заданий, структура КИМов. Сколько непонятных слов и требований! А времени совсем мало, кроме того необходимо готовиться и по другим предметам.
Поэтому просто необходимо планировать специальные уроки, направленные на подготовку к ОГЭ, уже с 5 класса. Такие уроки стараюсь проводить после изучения каждой темы, отраженной в КИМах. Так в 5 классе можно проводить уроки по темам: «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание приставок», «Знаки препинания в простом предложении». Для таких уроков подбираю задания, сформулированные точно так, как в КИМах.
Обязательно провожу самостоятельную работу в виде теста.
            Таким образом, к концу уже 5 класса у учащихся накапливается достаточное количество знаний, умений и навыков, чтобы справляться с тестами в формате заданий ОГЭ.
Оптимальной формой работы при подготовке обучающихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Использование текста в качестве основной единицы урока, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Такая работа с текстом с использованием элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского языка, начиная с 5 класса. При этом желательно брать тексты небольшие, но яркие, образные, запоминающиеся.
Я предлагаю вашему вниманию 2 варианта работы с текстом.
1 вариант работы с текстом.
Карточка 1.
(1)Как-то раз одна п...тикла(с,сс)ница ок...залась в сказоч(7)ной стр...не и переж..ла там немало опас(?)ных пр...ключений. (2)В тот день Оля по(с,сс)орилась на перемен.. с подругами и поэтому в…рнулась из школы злая-презлая. (3)После небльших к..лебаний она д..стала из буфета ш..коладку и с(7)ела ее ц..ликом. (4)Потом она вз..ла книгу и открыла ее на середин.. .
Дается небольшой текст – 4- 5 предложений- в котором необходимо вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, расставить знаки препинания. Затем дается 10 заданий, с формулировкой, приближенной к формулировкам в КИМах.
1.Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните основы предложений, расставьте знаки препинания. Если есть сложное(-ые) предложение(-я), напишите его(их) номер(-а). Укажите вид(-ы) сложного(-ых) предложения(-й). Составьте его(их) схему(-ы).
2.Выпишите из предложения 3 все слова с безударными проверяемыми гласными в корне. Запишите проверочные слова.
3.Напишите номера простых предложений с однородными сказуемыми.
4.Выпишите из предложения 4 все слова с безударными непроверяемыми гласными в корне.
5.Выпишите из всего текста слово, правописание которого определяется правилом: «Разделительный Ъ пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я после приставок, оканчивающихся на согласную».
6.Объясните правописание окончаний в данных прилагательных. Запишите в скобках существительные, от которых они зависят, и вопросы, на которые они отвечают: сказочн__(_____?), опасн__(__________?).
7.Выпишите из предложения 2 все имена существительные.
8.Выпишите из всего текста однокоренные слова.
9.Запишите антонимы к данным словам: ПОССОРИЛАСЬ-…, ВЕРНУЛАСЬ-.. .
10.Поставьте ударение в данных словах: ПЕРЕЖИЛА, ВЗЯЛА.
К каждому тексту дается по 10 заданий, расположенных в определенном порядке: сначала – по синтаксису(подчеркнуть основы предложений; найти сложные предложения, составить их схемы; найти простые предложения с однородными членами, с прямой речью и т.п.); затем по орфографии(нахождение слов с указанными орфограммами в корне, приставке, суффиксе или окончании), морфологии(определить слово как часть речи), по словообразованию или морфемике(определить способ словообразования; найти слово с определенным составом), по лексике(найти слово по его значению, подобрать синонимы или антонимы), по фонетике или орфоэпии.
Предложенный порядок заданий не случаен. Он позволяет выработать навык анализа предложений. Многократно выполнив однотипные задания, ученик будет готов к анализу любого предложения.
В качестве исходного материала можно взять любое произведение, которое может послужить дополнительным средством для привлечения внимания детей к этому произведению.
2 вариант работы с текстом. Текст можно использовать не только для формирования навыков работы с тестом, но и для написания изложения, задания приближены к заданиям в ОГЭ.

2 вариант.
В начале работы с текстом даются задания для его осмысления, ученики учатся понимать текст, определять тему, основную мысль, авторскую позицию, находить аргументы, подтверждающие позицию автора. Анализ, направленный на выявление уровня понимания учениками текста, осуществляется по следующему плану:
1. Определить тему (о чем текст?) и основную мысль тек-
ста (в чем пытается убедить читателя автор?).
2. Выписать ключевые слова.
3. Озаглавить текст.
4. Определить количество микротем. Составить план текста.
5. Определить стиль текста и доказать свое мнение.
6. Определить тип речи и доказать свое мнение.
Приведу в качестве примера один из них.
Вариант 1.
(1)Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор. (2)Гнездо он устраивает очень глубоко, чтобы туда не пролезла лапой кошка, не просунула свой длинный хищный клюв ворона.
(3)Скоро земля обсохнет. (4)Сколько выползает на свет разных червяков, жучков! (5)Скворец никогда весною не ищет пищи в воздухе или на дереве. (6)Его корм на земле и в земле. (7)Сколько истребляет он летом вредных для сада и огорода насекомых! (8)Зато весь день он проводит в движении.(9)Идя вдоль дорожки, скворец охотится за добычей. (10)Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа. (11)Внезапно он останавливается, поворачивается, склоняет голову. (12)Клюнет и побежит дальше. (13)Столько в нем чего-то делового и забавного, что смотришь на него и улыбаешься. (111 слов)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, когда смотришь на скворца, улыбаешься?
1)Скворец смешно выглядит.
2)Прилетели скворцы, значит пришла настоящая весна.
3)Столько в нём делового и забавного.
4Скворец так устроил гнездо, что кошке не добраться до него..Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Столько в нем чего-то делового и забавного, что смотришь на него и улыбаешься.
2) Идя вдоль дорожки, скворец охотится за добычей.
3) Сколько выползает на свет разных червяков, жучков!
4) Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный сор.
Из 6-8 предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?Ответ: ___________________________.
Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом «В прилагательном пишется две н, если оно образовано от существительного с основой, оканчивающейся на н».Ответ: ___________________________.
Замените просторечное слово «таскать» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.Ответ: ___________________________.
Замените словосочетание сущ. + сущ. «клюв вороны» синонимичным словосочетанием прил. + сущ. Напишите получившееся словосочетание.Ответ: ___________________________.
Выпишите грамматическую основу предложения «Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа».Ответ: ___________________________.
Среди предложений 2 абзаца найдите предложения с однородными членами. Выпишите однородные члены.Ответ: ___________________________.
Укажите количество грамматических основ в предложении: «Внезапно он останавливается, поворачивается, склоняет голову» . Ответ запишите цифрой.Ответ: ___________________________.
В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Гнездо он устраивает очень глубоко, (1)чтобы туда не пролезла лапой кошка, (2)не просунула свой длинный хищный клюв ворона.Ответ: ___________________________.
Работать с таким материалом можно по-разному. Текст используется как для выполнения заданий теста, так и в качестве диктанта или изложения.
            В 7 классе добавляются задания, связанные с написанием суффиксов имен прилагательных и причастий, деепричастий и наречий, обособлением причастных, деепричастных оборотов, одиночных деепричастий.
Пример теста для 7 класса:
Вариант 1.                            
Бескорыстные помощники.
(1) Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. (2)Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.
(3) Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. (4)Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.    
(5) Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.
(6)В мире немало памятников собакам. (7)Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. (8)В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной) (120 слов)
Примечание. Эскадра - крупное соединение военных судов. Эскадренный - входящий в эскадру.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр
или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа
в тексте работы.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в мире немало памятников собакам?»
1) Люди ставят памятники собакам, потому что собака – самое верное животное.
2) Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду.
3) Собаки бескорыстно помогают людям в самых разных областях жизни.
4) Много безвестных собак погибло во время второй мировой войны.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
эпитет.
Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых.
Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.
Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.
В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой.
Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.Ответ: ___________________________.
Из предложений 5-7 выпишите причастие, правописание суффикса которого зависит от вида глагола, от которого причастие образовано.Ответ: ___________________________.
Замените слово «отважных» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.Ответ: ___________________________.
Замените словосочетание (прил.)+ (сущ.) «вражеской лодки» ( предложение 2 ), синонимичным (сущ.) = (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.Ответ: ___________________________.
Выпишите грамматическую основу предложения 1.Ответ: ___________________________.
Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.Ответ: ___________________________.
В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте.
   Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик,(1) отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки,(2) который не улавливали судовые приборы, (3)он давал сигнал боевой тревоги.Ответ: ________.
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Теперь никто не скажет,(1) сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, (2)разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли,(3) пробираясь в недоступных для человека местах.     Ответ: ___________________________.
            К концу 8 класса учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по русскому языку. На этом этапе уже можно использовать готовые тесты, исключив из них задания 13, 14.
            Таким образом, если работа по подготовке к ОГЭ организована с 5 класса, учащиеся привыкают к формулировкам заданий, отпадает необходимость в 9 классе изучать структуру КИМов, вырабатывать алгоритм выполнения того или иного задания. Подготовка к ОГЭ проходит спокойно, дети не испытывают стресс.