Конспект урока по русскому языку Глагол. Общее понятие



Открытый урок по русскому языку

Дата проведения: 17 февраля 2016 года
Учащиеся: 4 «Б-1» класса школа-интернат «Красные Зори»
Учитель: Ордина Людмила Алексеевна



Тема урока: Глагол как часть речи (повторение)

Цель: обобщить знания о грамматических особенностях глагола, об его роли в языке,
совершенствовать умение распознавать изученные части речи,
развивать умение определять изученные грамматические признаки глагола (число, время, роль в предложении),
создать условия для развития фантазии, воображения

Технология: игровые технологии, ИКТ

Задачи:
Образовательные:
Развивать умение выделять признаки глагола как части речи,
Совершенствовать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, кругозор учащихся.
Развивающие:
Учить применят полученные знания в конкретной языковой ситуации.
2. Формировать умение употреблять глаголы в речи.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Дидактический материал: карточки с личными достижениями, презентация к уроку, карточки для записи глаголов.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Приложения: №1-карточка самоанализа
№2-карточка «Общее грамматическое значение глагола»


















Ход урока.


Орг. момент. Приветствие. Готовность к уроку.
-На следующей недели у нас в школе будет неделя чтения. 10.02-день памяти А.С. Пушкина. И мы на уроке будем использовать тексты из его произведений
-Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?
-Кто помнит, что мы учили наизусть?
Презентация.
Эмоциональный настрой:
-Мы уже многое знаем, сегодня продолжим идти дальше, раскрывая тайны русского языка. Сегодня на уроке мы будем думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать.
На уроке ведём себя:поднимаем руки, не выкрикиваем.
3. О карточке личных достижений.(приложение1)
4. Новый материал:
-Запишите число в тетради. Какие орфограммы вы видите?
а).Словарные слова из стих. А. Пушкина:
-Из каких сказок? Какие словарные слова?+ чистописание (показывать!)(яблоко, столица, народ, русский)
1). Так светло и так душисто
Так румяно, золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь... ( яблоко)
2). Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ (столица)
3). Там Царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух...
Там Русью пахнет! (русский)
б).Актуализация знаний. Введение в тему.
-Какие части речи мы уже знаем?
-А сегодня мы продолжим познакомиться с ещё одной значимой (главной) частью речи
в).Решение кроссворда (слайд):
-Я вам буду читать задания, а вы вставляйте пропущенную в каждое задание. В результате вы определите ключевое слово.
Вот открыл царевич очи,
отрясая грёзы ночи
И, дивясь перед собой
Видит (город) он большой.
Пушки с пристани палят,
(Кораблю) пристать велят.
Царь Дадон к шатру спешит
Что за страшная (картина)!
Перед ним его два сына...
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три (богатыря)
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром
Неуказанным товаром,
А лежит нам путь далёк:
Восвояси на (восток)
6. (Белка) песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
-Какое слово получилось?
Да, мы сегодня будем говорить о глаголе.
-Слово ГЛАГОЛ в старославянском языке означало слово РЕЧЬ. Предки наши рассматривали его как слово из слов-важнейший вид слова. Ведь глагол одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.
-О каких частях речи говорит автор? (О сущ-ном и глаголе)
По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
-Чем является глагол в русском языке? (значимой частью речи)
-Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о действиях, обозначает действия). Без него бы не было движения. А ведь жизнь-это движение.
г).-Сформулируйте тему урока. («Общие сведения о глаголе») (слайд). На доске табличка «глагол»
(слайд) Наша цель: обобщить знания о глаголе, учиться распознавать его в речи.
-Итак, глагол-это, обозначаетвопросизменяется по временам, можно определить число, член предложения
д). Работа по учебнику и по печатной тетради:
1). През-я. ПТ с 39, упр. 87 (выписать глаголы, орфограммы, переносное значение, время, число)

·2). Учебник: у 148 (списать 1 предложение, время, число, омонимы, синонимы, антонимы)
е). Запись глаголов в таблицу на карточке «Общее грамматическое значение глагола» (приложение№2)(на парте): работа в парах (-Можно тихо советоваться)-уч-к с. 71 у. 147
Ещё:
-Первые 7 слов пишет один человек, остальные слова сосед по парте.
-Я диктую слова, а вы записываете в определённую колонку: знобить, плавать, повторять,ремонтировать, радоваться, мечтать, учиться, собирать, подморозить, чувствовать,проговаривать, шагать, вечереть, выращивать, путешествовать
-Придумайте по одному глаголу к каждому значению
Проверка
ж). НЕ(отрицание) с глаголами (пишется раздельно) с 40 у. 88 (свои примеры, списать 5 предложение)
з). ться, тся: радоваться(что делать), радуется (что делает)
Физкультминутка: (1 человек показывает)
5. Закрепление :
а).Работа с текстом стихотворения: (пропущены орфограммы) (слайд)
! Обратите внимание, что у Пушкина в тексте устаревшие слова.!
-Посмотрите на слайд, здесь изменены строки из произведения А.С. Пушкина:
-Вставьте глаголы и орфограммы
В сени...цар_-_тец.
Все... во дв_рец.
Белка песенки...,
Да _решки всё
Тут он очен_ ,
Шмелем княз_...,
и
Под с_сной... там
На с_едение в_лкам
б). Работа над предложениями (повторение, Р.Р.)
запись и разбор 2-ого отрывка, распространить, синтаксический разбор предложения ( на доске) (ТАБЛИЦА!)
по членам и по частям речи (с записью на доске)
4. фонетический разбор: всё (с записью на доске)
5. разбор по составу: подъехали (суфф?) (с записью на доске)
6. морфологический разбор: (ПАМЯТКИ!)
существительного-белка
глагол-поёт (связ. с сущ.) (обознач., вопрос, время, число, член предложения)(НА БУДУЩЕЕ: Н,ф., лицо, род)
6. Занимательность:
(слайды)- Подберите глаголы к действиям животных.
Придумать глаголы по алфавиту.(эсемеситься, является)
Подобрать глаголы к сущ-ным (дождь, солнце, мама)(изменять время, число,род)
7. Минутка для души:
-Я сама очень люблю стихотворения Пушкина, он очень современный поэт.
Вот послушайте и подумайте, какая мысль здесь главная и что она обозначает:
-Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день отчаянья смирись.
День веселья , верь, настанет.
Сердце в будущем живёт,
Настоящее уныло.
Всё мгновенно, всё пройдёт.
Что пройдёт, то будем мило.
-Какая здесь главная мысль?
(ПРЕЗ): Жить настоящим, а не прошлым. Радоваться (ЧТО ДЕЛАТЬ?)жизни!(О глаголеН.ф.!!!!)

8. Итог урока.
-С какой частью речи мы сегодня познакомились?
-Мы достигли цель нашего урока?
Расскажите о глаголе (ПРЕЗ):-глагол-это...
-отвечает на вопросы...
-обозначает....
-в предложении бывает...
-можно определить
- НЕ
-На следующих уроках мы продолжим изучать глагол.
9. Рефлексия:
-Какие чувства у вас после нашего урока? (смайлик в тетрадь)
-Заполните карточку самоанализа.
-У кого всё получилось, что он хотел? СПАСИБО за урок!
10. Домашнее задание и выставление отметок (тетр.)
ПТ с 41 у 91 (объяснить)








Приложения
№1
Карточка самоанализа

Хотел бы достичь
У меня получилось

Работать старательно и активно



Выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок



Узнать что-то новое для себя



Порадоваться за товарищей



Получить похвалу от учителя





№2

Карточка «Общее грамматическое значение глагола»
Обозначают
Вопрос: что делать?
Вопрос: что сделать?

Действие предмета



Трудовая деятельность человека



Умственная деятельность



Физическое (умственное) состояние предмета



Изменение признака



Перемещение в пространстве



Говорение



Проявление чувств



Звучание



Состояние природы






15