Обобщение опыта работы по теме Занятия пионерболом в старшем дошкольном возрасте с лечебно — оздоровительной целью


Занятия пионерболом в старшем дошкольном возрасте
с лечебно - оздоровительной целью
Слепко Антонина Ивановна,
инструктор по физической культуре
МАДОУ детский сад №69 «Ладушки»,
г. Старый Оскол

Работа над данной темой проводилась в режиме регионального эксперимента «Занятия спортом с лечебно-оздоровительной целью в дошкольном образовательном учреждении».
Педагогическая деятельность осуществлялась в МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки». В данном учреждении функционируют 12 групп (из них 2 логопедические). В детском саду созданы все условия для физического развития детей: спортивный зал оснащен всем необходимым для занятий инвентарем, имеется оборудованная летняя спортивная площадка.
Большинство родителей детей, посещающих детский сад, являются работниками ОЭМК, часть родителей работают в здравоохранении, торговле, педагогике. Есть среди мам и пап предприниматели и домохозяйки. Не все родители имеют финансовую возможность и время водить своих детей в различные спортивные секции, а некоторые их них даже и не предполагают, что диспансерный учет не является противопоказанием для занятий спортом, что главное – это правильно подобрать вид спорта.
Детский сад посещают дети, имеющие разную физическую подготовленность и разные медицинские диагнозы: тубинфицирование, анемия, ЧДБ, болезни глаз.
Диагностическое обследование группы детей с заболеванием глаз выявило следующие результаты (в диоптриях):
Актуальность выбранной темы на современном этапе дошкольного образования очевидна:
в настоящее время резко ухудшилось состояния здоровья детского населения. Диагностические исследования медицинских работников все чаще указывают на то, что в дошкольном возрасте возникает острая необходимость формирования здоровья детей. 50% детей, поступающих в 1 класс и более 90% выпускников, имеют патологию в состоянии здоровья, поэтому важно его не только сохранить, но и по возможности восстановить.
В процессе работы над данной темой удалось разрешить следующие противоречия:
между необходимостью осуществления систематических многократных занятий с детьми, стоящими на диспансерном учете, и недостаточностью физкультурных занятий для оказания лечебно-оздоровительного эффекта;
между необходимостью отбора детей для занятий с лечебно-оздоровительной целью и отсутствием в ДОУ специалиста, который мог бы квалифицированно провести такой отбор;
между возможностью оказать действенную помощь в восстановлении здоровья детей и заблуждением родителей, что занятия спортом для детей, стоящих на диспансерном учете, являются противопоказанием;
Основная идея опыта работы - создание здоровьеформирующей технологии в дошкольном учреждении для занятий пионерболом в старшем дошкольном возрасте с лечебно-оздоровительной целью.
Длительность работы над опытом:
Исследование рассчитано на 3 года.
Новизна опыта – использование занятий, проводимых в рамках образовательной программы, с лечебно-оздоровительной целью, внедрение здоровьеформирующей технологии в работу дошкольного образовательного учреждения.
Целью данной работы является: оказание действенной помощи детям, посещающим дошкольное учреждение в укреплении, сохранении и восстановлении здоровья посредством организации занятий пионерболом с лечебно-оздоровительной целью.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
оказать коррекционную помощь детям, состоящим на диспансерном учёте у окулиста;
оценить эффективность занятий спортом для диспансерных больных.
Основная идея исследования: определить, какое влияние оказывают виды спорта, дающие изокинетическую нагрузку на органы зрения дошкольников, состоящих на диспансерном учете у окулиста.
Повышение состояние здоровья детей является одной из главных научных проблем в области образования. Занятия с физической активностью являются одним из основных методов лечения при большинстве хронических заболеваний.
Занятия спортом с лечебно-оздоровительной целью полностью соответствуют креативно-педагогической модели формирования современного человека и значительно повышают эффективность работы специалистов в области физкультуры и спорта.
Исследовательская работа проводилась под руководством кандидата медицинских наук, старшего преподавателя кафедры социально-гуманитарных дисциплин Старооскольского филиала Белгородского государственного университета спортивного врача Волкова П.Г.
Были изучены медицинские карты детей, посещающих ДОУ, и получены следующие результаты:
ПатологияЧисло больных % от
числа больных % от общего числа детейтубинфицированные59 54,1 25,3
болезни глаз10 9,2 4,3
ЧДБ (вторичный иммунодефицит) 10 9,2 4,3
анемии 6 5,5 2,6
болезни мочеполовой системы 6 5,5 2,6
вираж 6 5,5 2,6
За исключением группы тубинфицированных детей, наиболее многочисленными оказались группа диспансерных больных с патологией органов зрения и группа ЧДБ - часто и длительно болеющих простудными заболеваниями. Было решено работать с группой больных, страдающих патологией органов зрения.
Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для слабовидящих детей характерна затрудненность пространственной ориентировки.
На момент начала исследований в ДОУ для измерения влажности воздуха в помещении был приобретен психрометр, составлена карта гигиенической характеристики спортивного зала.
В результате санитарно-гигиенической оценки спортивного зала выявлено, что технические возможности зала позволяют работать с группой детей до 8 человек. В связи с отсутствием соревнований в секцию могут быть приняты все дети с патологией органов зрения. Основным требованием к отбору детей было отсутствие противопоказаний к занятиям в секции и возможность улучшения остроты зрения. С этой целью брались дети с нарушением зрения вдаль (миопия и астигматизм).
В секцию отобраны дети с остротой зрения от 0,4 до 0,9 без противопоказаний по состоянию здоровья.
С лечебной целью для больных миопией и астигматизмом наиболее эффективны занятия видами спорта с движущимися вдаль - близь предметами, поэтому было решено организовать в детском саду секцию по пионерболу (детскому волейболу).
Организация занятий спортом с лечебно-оздоровительной целью действенна только при проведении занятий не менее трёх раз в неделю, поэтому занятия в секции «Веселый мяч» дети посещали в понедельник, среду и пятницу.
Для занятий с детьми был разработан план кружковой работы. Структура занятий с лечебно-оздоровительной целью такая же, как и структура обычного занятия по обучению детей основным движениям: разминка, основная часть и заключительная, но содержание и методика обучения детей с заболеванием органов зрения броскам и ловле мяча другая. В обычной секции общая физическая подготовка занимает 50% времени. На занятиях с лечебно-оздоровительной целью объем общей физической подготовки сокращается до 20-25%, сохраняясь только в разминке и заключительной части тренировки (Приложения № 2-6).
С целью достижения лечебного эффекта была изменена и методика обучения детей владению мячом. На обычной тренировке по пионерболу ребёнок смотрит перед броском не на мяч, а на место, куда его бросает. При обучении детей броскам и ловле мяча с лечебной целью, большое внимание обращается на повышение динамической нагрузки на органы зрения, поэтому для проведения лечебно-оздоровительного упражнения берётся мяч с мелким рисунком или на него наносится точка диаметром 1 – 2 см. Ребёнок сначала смотрит на рисунок, а потом бросает мяч.
При игре в паре, броске мяча через сетку или о стену, спортсмен так же сначала смотрит на рисунок на мяче, а потом бросает его в нужное место.
Во время обучения детей новой технике броска было обнаружено резкое снижение тонкой координации движений во время броска и точности броска.
Во время этого упражнения у ребёнка ломается стереотип движений, что и приводит к вышеуказанным нарушениям. Формирование нового стереотипа движений не только значительно повышает эффективность лечебно-оздоровительного действия упражнений, но и повышает общую координацию движений у ребёнка, как и любой новый двигательный навык.
В процессе обучения точность бросков со временем возрастает. Более сложным является упражнение по бросанию мяча по движущейся цели, т.к. нужно следить не только за полетом своего мяча, но и за передвижением предмета-цели.
В течение всего времени занятий с детьми спортом с лечебной целью работа велась в тесном контакте с врачом по ЛФК и спорту. Им регулярно проводились специализированные медико-педагогические наблюдения: измерялись пульс (три ребенка на одном занятии) и острота зрения у всех детей, составлялись карты обследования спортсменов.
Так как занятия спортом с лечебно-оздоровительной целью тема новая и еще не изученная, то что-то приходилось менять после подведения итогов обследования детей.
Стандартные медико-педагогические наблюдения контроля организации занятий в секции пионербола на первых тренировках выявили некоторые отрицательные моменты.
Так, например, было зарегистрировано повышение частоты пульса на разминке до 180 ударов в минуту. Дальнейшие наблюдения показали, что во время бега частота сердечных сокращений достигает 135 –145 ударов в минуту, а при музыкальном сопровождении (бубен) частота сердечных сокращений увеличивается на 20 – 35 ударов. Эмоциональная реакция детей на музыкальное сопровождение вызывает непроизвольное ускорение темпа выполнения упражнений и эмоциональное возбуждение. На основании полученных данных музыкальное сопровождение во время разминки на занятиях секции было отменено, игровые упражнения были перенесены на начало второй половины основной части тренировки.
Повышение остроты зрения зарегистрировано при проведении специализированных медико-педагогические наблюдения у всех спортсменов.
При остроте зрения 0,8 и выше повышение остроты зрения на 0,1 наблюдалось у всех детей уже на 5-й минуте занятия. При остроте зрения 0,4 – 0,7 повышение остроты зрения регистрировалось с 10-й минуты тренировки. К 15 минуте острота зрения увеличивалась на 0,2, при остроте зрения 0,9 – 0,8 оно достигало нормы. Повышение остроты зрения сохранялось до конца тренировки. У всех спортсменов, занимавшихся в секции, зарегистрировано повышение остроты зрения на 0,1-0,2 за год занятий.
Неотъемлемой частью исследовательской деятельности была задача осуществления преемственности в работе с родителями, организация их психолого-педагогического просвещения. Только вызвав у родителей заинтересованность, объяснив важность и злободневность проблемы, разбудив стремление к обоюдному сотрудничеству, можно успешно решить проблему восстановления здоровья дошкольников.
Совместно со спортивным врачом были проведены родительские собрания, на которых было рассказано родителям, зачем организовали эти занятия и как они проводятся. Доктор в доступной для родителей форме ответил на все интересующие их вопросы, познакомил их с результатами обследования детей до и после тренировок.
Результативность опыта
Подводя итоги работы, и сравнивая результаты медико-педагогических наблюдений, был сделан вывод, что у всех детей зарегистрировано повышение остроты зрения на 0,1 - 0,2 диоптрии в год, т. е зрение улучшилось на 10-20%.
Таким образом, результаты, полученные за время эксперимента, показали, что организация занятий спортом с лечебно-оздоровительной целью в объёме работы инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения возможна и даёт хороший положительный результат.
Аналогичная работа может проводиться в хореографических студиях ДОУ, бассейне, в изостудиях, на музыкальных занятиях. Важно учесть специфику данных видов деятельности и определить возможность использования их с лечебно-оздоровительной целью для детей с конкретной патологией в физическом развитии. В связи с отсутствием в детских лечебных учреждениях необходимого числа специалистов и уровня материально-технического обеспечения для организации системы непрерывной реабилитации хронических больных, учреждения основного и дополнительного образования вынуждены в современных условиях брать на себя роль базовых лечебно-оздоровительных учреждений, обеспечивающих двигательный режим хронических больных, находящихся на диспансерном учёте.
Занятия в секции пионербола оказывают выраженный лечебный эффект на детей с патологией органов зрения и могут быть рекомендованы для внедрения в дошкольных образовательных учреждениях.