Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте


Маликова Елена Андреевна
«Формирование основ толерантности в дошкольном возрасте»
Детский сад «Солнышко» с. «Борское»
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:-воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
-обучение пониманию необходимости отказа от насилия,использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
-прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Суть его отражает единство человечества, и состоит в уважении прав другого, а также воздержании от причинения вреда другому. Необходимо формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон педагогов.
В научной литературе (А.Г. Асмолов, В.М. Золотухин, А.И. Козлов, А.В. Мудрик и др.) толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Когда же необходимо начинать формирование толерантного отношения к окружающему миру?
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Это ставит перед педагогами задачи формирования толерантного сознания у детей, начиная с дошкольного возраста. Одним из актуальнейших направлений в вышеперечисленных сферах выступает воспитание позитивного отношения к людям разных национальностей.
В дошкольном образовании вопрос о формировании толерантного отношения к людям разных национальностей именно в такой формулировке не ставился. Исследователи говорили об интернациональном воспитании (М.И. Богомолова), о воспитании этики межнационального общения (исследования Э.К.Сусловой, В.Д.Ботнарь, С.Н.Султановой).
В их исследованиях отмечается необходимость воспитания этики межнационального общения, которая обусловлена полиэтничностью общества, спецификой восприятия ребенком человека иной национальности как носителя другой культуры, а также встречающимися со стороны взрослых проявлениями негативного отношения к представителям тех или иных народов, что отрицательно влияет на формирующуюся личность. Последствия такого влияния обнаруживаются в процессе общения детей разных национальностей.
Содержание понятия «этика межнационального общения» детей дошкольного возраста включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым разных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; интерес к их жизни, культуре; стремление «присвоить» общечеловеческие ценности.
Ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря семье. Затем он продолжает познавать ее с помощью других близких людей. Примерно с четырех лет, а иногда и раньше (обычно в семьях с межнациональным браком) начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Исследователи отмечают, что основной путь воспитания этики межнационального общения - приобщение детей к культуре разных народов. Детям доступен следующий примерный объем знаний о культуре (ее элементах) нескольких (четырех-пяти) народов: месте жительства каждого из них; труде, по возможности с учетом его специфики; быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья, обычаи, традиции); языке, народном творчестве (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки, подвижные игры и игрушки, музыка, колыбельные песни); искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства, в том числе живописи и декоративно-прикладного искусства); общечеловеческих нравственных качествах.
Основной категорией нашей работы выступает «толерантное отношение» и для того чтобы ее раскрыть важно, определить два понятия «толерантность» и «отношение».
Первое значение толерантности связано с терпением, терпимостью.
Второе значение включает аспект адаптации (процесс и результат активного приспособления) человека к чему-либо, кому-либо.
Третье значение толерантности связано с устойчивостью: этническая устойчивость; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту.
Четвертое включает понятие допущения, позволения. Быть толерантным означает допускать, что есть люди, отличные от нас по многим факторам, что у других есть собственное мнение, ценности, идеалы, что другие способны на иные эмоциональные способы реагирования, то есть признание самого факта многообразия.
Пятое значение — толерантность как принятие. В отличие от допущения принятие характеризуется направленностью на другого. Принятие является условием продолжения взаимодействия.
Шестое — представляет толерантность как стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства.
Что же такое отношение? Отношение существует, проявляется, выявляется в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо - деятельностной.
Рациональная форма (знания) проявления отношения заключается в том, что каждый поступок ребенка нуждается в правильном (адекватном) понимании, осмыслении, так как из серии поступков складывается поведение – нравственное либо безнравственное.
Форма эмоциональная (соответствующий настрой) предполагает восприятие любого знания, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира.
Форма поведенческо-деятельностная заключается в том, что знания о мире, эмоциональная оценка их неизменно приводят к определенному типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий).
Поведение как система поступков реально выявляет сущность личности, т.е. систему ее отношений к окружающему миру.
Любая форма воспитательной работы будет эффективной, если содержит в себе воздействия сразу на все три формы отношения: рациональную, эмоциональную и поведенческо-деятельностную.
Таким образом, толерантное отношение к людям разных национальностей может быть определено как взаиморасположение, основанное на уважении, принятии и понимании многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Рассмотрим толерантное отношение к людям разных национальностей с двух позиций - психологической и педагогической.
Основными психологическими составляющими толерантности выступают эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя и принятие других
Эмпатия - это эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям, радостям. Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку.
Коммуникативная толерантность как черта человека собирательна: в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания.
В основе восприятия других людей лежат определенные психологические механизмы, которые зависят от степени и длительности общения. Так, в процессе восприятия ранее незнакомого человека происходит отнесение его к определенной социальной группе и приписывание ему качеств, свойственных представителям данной группы в целом. Помимо этого на данный процесс оказывают влияние такие факторы, как превосходство (при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру, мы оцениваем его более положительно и по многим другим параметрам, чем в случае, если бы он был нам равен); привлекательность (внешне привлекательные люди обычно воспринимаются более интересными, умными, успешными и т.д.); отношение к нам (люди, которые, с нашей точки зрения, хорошо к нам относятся, оцениваются выше тех, кто относится к нам плохо).
С педагогической точки зрения понимание толерантности по отношению к людям разных национальностей может быть достигнуто через уяснение проявлений ее противоположности — интолерантности (или нетерпимости). Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Как видим, это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавлять все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей .Все, что относится к критериям толерантности и должно стать основанием для целенаправленной, систематической педагогической деятельности.
Мы рассматриваем процесс формирования толерантного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста будет рассматриваться нами как процесс взаимодействия с детьми, направленный на установление взаиморасположения, основанного на уважении, принятии и понимании многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Нами определены критерии и показатели толерантного отношения к людям разных национальностей в дошкольном возрасте:
Когнитивный: наличие представлений о людях разных национальностей, их культуре и обычаях; устойчивость интереса.
Эмоционально-оценочный: проявление положительных эмоций по отношению к людям разных национальностей, умение адекватно оценивать поступки других людей.
Поведенческий: стремление к установлению взаимодействия с людьми разных национальностей; действенность интереса; применение имеющихся представлений в деятельности.
Для определения уровня сформированности толерантного отношения к людям разных национальностей использовали следующие методики:
«Беседа с детьми», цель которой - выявление представлений детей о людях разных национальностей и отношения к ним (проходит в индивидуальной форме с применением наглядного материала);
«Наблюдение за детской деятельностью» с целью определения актуального состояния взаимоотношений в группе между детьми разных национальностей;
проблемная ситуация «Угости конфетой» (Э.К. Сусловой), цель которой - выявить отношение к людям разных национальностей;
анкетирование родителей и воспитателей.
Проведенная диагностика позволила сделать следующие выводы:
- представления о людях разных национальностей, их культуре и обычаях сформированы у дошкольников на среднем уровне; отсутствие интереса к познанию;
- наблюдаются положительные взаимоотношения между детьми разных национальностей;
- в формировании толерантного отношения у дошкольников к людям разных национальностей ведущая роль принадлежит семье
Исходя из этого, нами был организованы и проведены мероприятия с дошкольниками по формированию представлений о людях разных национальностях при активном участии родителей, теоретические и практические занятия с педагогами.