Открытое занятие Книга-наш лучший друг


ГБОУ Верхне-Авзянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида








Конспект открытого занятия
на тему:

«Книга- наш лучший друг»


Воспитателя:
Гридневской О.В.













с.Верхний Авзян
2014г.



Цель: познакомить детей с историей книги, привить любовь к книгам.

Задачи:

Коррекционно-обучающая: привить навыки бережного отношения к книге;

Коррекционно-развивающая: развитие памяти, внимания, творческого воображения;

Коррекционно-воспитательная:
воспитать интерес к чтению

Оборудование
-портреты детских писателей
-высказывания о книге
-правила обращения с книгой
-музыкальное сопровождение
-иллюстрации различных книг
-картинки с изображением сказок
-мультимедийное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки.
-мультимедийная презентация в виде слайдов.


Ожидаемый результат: реализовать поставленные задачи и цели занятия.









Ход занятия

Звучит песня «Если добрый ты»

Воспитатель: Добрый день ребята и гости!

Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Друг на друга посмотрите,
На меня теперь взгляните.
Потихонечку садитесь
На занятии не ленитесь.

Наше сегодняшнее занятие я хочу посвятить книге, нашему учителю, путеводителю и настоящему другу.
Ребята давайте наше занятие начнем с загадок.

1 Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек а рассказывает (книга)

2. Говорит она беззвучно,
И понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней
Станешь в 10 раз умней (книга)

3. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком
Разговаривает с нами терпеливым языком (книга)

Воспитатель: Правильно- это книга
Книга- наш друг, большой и умный
Не даст скучать и унывать: затеет спор-веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
Расскажет книжка про героев,
На юг, на север поведет.
С ней даже космос как-то ближе
Она на все ответ найдет.
Книга- самое замечательное чудо на свете. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, и бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Но вдумайтесь, ведь книга- это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению.
Книга всегда рядом с нами. О чем бы мы не захотели узнать- книги расскажут, ответят на любой вопрос.
Книги- это верные, надежные друзья.
В самом начале своей истории книга была живой в прямом смысле этого слова. Она умело не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага- нет Поэтому первой книгой был- человек!
В истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на рынках умных рабов, который заучивали по целой книге и хвастался перед гостями.
В Индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.
В древнем государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Аш-шурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи полностью были уничтожены огнем. После пожара осталисьТолько книги!
Удивительно, не правда ли?
А знаете, в мире есть еще более удивительные книги, например их золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте, была найдена археологами при раскопке древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!
Но также книги различаются, как по содержанию, так и по форме.
А сейчас поговорим о размерах книги.
В Англии в прошлом веке была сделана самая большая книга: ее высота-представьте себе- с духэтажный дом!
А размер букв в этой книге-15 см. (слайд №1)
У нас в России самая большая книга была выпущена в 2004г, «Самая большая книга для малышей». Ее размер 6х3м и имеет рекордный вес 492кг. (слайд №2)
Существует и самая маленькая книга, которая была напечатана в нашей стране книга Тараса Шевченко-имеет высоту 0,6мм (слайд №3)
В Японии тоже есть маленька книга, и называется она «Муравейники»-ее размер с крохотную пуговицу. (слайд №4)
Прочитать в таких книгах возможно при помощи большого увелечительного стекла
Восковая свеча всем известна нам. Но книгу из воска нам никому не приходилось видеть. Ее придумаль древние греки. (слайд №5)
Среди самых удивительных книг, можно назвать книгу из кирпичей, (слайд №6)
но еще, пожалуй удивительная книга-лента. (слайд №7)
Представьте себе длинную. Длинную ленту в сто шагов длиной.
В Японии была напечатана книга на тоненьких листах из рисового теста, да еще с араматическими добавками. Прочитал книгу и съел! (слайд №8)

Каждый год в мире издается примерно 800 тыс наименований книг. Это в десятки раз больше, чем столетия назад.
Скажите ребята, а каких детских писателей знаете вы?

Дети: Агния Барто, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Самуил Маршак и др.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, смогли бы люди прожить без книги?
Дети: отвечают.
Хочу сегодня я, друзья,
Открыть вам свой секрет.
Об этом говорил еще мой дед:
«Ученье свет, а неученье- тьма».
И как же прав-то был
Мой дед Кузьма!
Вот посудите сами.
Все хотят красиво жить,
Так нужно вам, друзья,
Предметов прежде
Много изучить!
К примеру, математику,
Наш родной язык
Он научил давать пощады не привык!
Позор тому,
Кто не умеет грамотно писать.
А мне, сказать по правде,
Очень уж не терпится узнать:
Умеете ли вы читать?
Дети: отвечают
Воспитатель: сейчас я вам начну читать,
А вы должны ответ держать:
Чьи довелось вам
Сказки услыхать?
1.ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Поди, лиса вон!
Дети: отвечают.
(русская народная сказка «Лиса, заяц и петух)

2. А дорога-далека,
А корзина-нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок
Дети: отвечают
(маша и медведь)

3. Какой сказочный овощ вытащили с помощью мышки?
Дети отвечают: (репку)

4. Как звали героиню, потерявшую на балу хрустальную туфельку?
Дети отвечают: золушка

Воспитатель: Ну что ж, вижу вы ребята, молодцы! Как дружно, как хорошо вы работали! И сказки вы хорошо знаете.
Звучит расслабляющая музыка.


Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, считать, читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так, давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два,
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка
Воспитатель: Читать книги надо внимательно, вдумчиво, бережно. Человек, любящий читать- счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.
Друзья эти-книги. Они дарят много интересных историй.
А вы ребята, любите читать?
Дети отвечают:
Воспитатель: А кто из вас берет книги из библиотеки?
Дети отвечают:
Воспитатель: О книгах существует много пословиц и поговорок.
Русская народная пословица гласит: « Кто много читает, тот много знает»
Как вы понимает эту пословицу?
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно. Книги рассказывают нам о многом, нашей родине, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем людей.
Другая пословица гласит: «Книга- наш помощник в труде»
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу?
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно, Рабочий читает книгу о станках и машинах, чтобы научиться лучше ими управлять, крестьянину, чтобы получить хороший урожай, врач- как лечить людей, учитель- как учить детей.
А, теперь проведем дидактическую игру «Сложи пословицу». У вас на парте лежат карточки с написанными словами пословицы о книгах, которые надо сложить.
Задания.
Книга-маленькое окошко, через него весь мир видно.
Книга-мост в мир знаний.
Книга-в счастье украшает. А в несчастье утешает.
Книга-твой друг, без нее как без рук.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Давайте поиграем еще в одну игру, которая называется «Рассказ в картинках». Вам нужно посмотреть внимательно на рассказ, и где рисунок заменить его словами
Воспитатель: Молодцы. С эти заданием вы тоже справились.
Давным давно в прежние времена книги писали от руки. Книга была редкостью и ценилась очень дорого. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров. Уже тогда люди понимали, что без чтения книг прожить невозможно. Сейчас книги печатают в типографии. А что такое типография?
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно.
Типография-это книжная фабрика. Как на любой фабрике здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом краски, в каждом цеху машины.
А, кто мне скажет, из чего делают бумагу?
Дети отвечают:
Воспитатель: Молодцы. Правильно.
Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая бумага, а выходит с текстами и картинками. Только потом книги попадают в книжные магазины, в библиотеку. Вот какой путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей: писателей, художников, поэтов и многих других людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу.
Я думаю. С сегодняшнего дня вы полюбите книгу, и еще бережнее будите относиться к ним.
А как вы думаете, ребята, что нужно знать, чтобы стать умелым читателем?
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно. Чтобы стать умелым читателем, нужно знать, как нужно правильно обращаться с книгой.
А. кто мне скажет, как правильно нужно обращаться с книгой?
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно. Бережное отношение к книге поможет продлить ей жизнь. Давайте вспомним правила обращения с книгой.
Дети отвечают:
Воспитатель: Молодцы, ребята несколько правил вы знаете.
Правила обращения с книгой.
Не бери книгу грязными руками
Не рисуй в книге ни в коем случае
Переворачивай страницы аккуратно за верхний уголок
Нельзя вырывать листы и вырезать картинки
Нельзя перегибать книгу
Нельзя читать книги во время еды
Нельзя закладывать в книги карандаш
Нельзя бросать книги, где попало
Выполняйте эти советы, они продлят им жизнь


Антивыставка:
«Спасите нас, ребята!»
Посмотрите, ребята, пожалуйста на нашу выставку На ней помещены книги, который попали в беду.
Ребята, давайте не будем обращаться с книгами как попало, что бы не размножалась такая выставка.
Книги, как люди, тоже болеют, и даже болезни у них бывают похожи на наши, человеческие. А причины книжных болезней кроются в плохом, небрежном отношении к ним некоторых учеников-читателей.
Воспитатель: Ребята, какие же мы примем решения о книге?
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно. Нужно правильно относиться к книгам, не рвать, не трепать. Учебники нужно сохранить так, чтобы по ним могли заниматься другие ребята.
Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот кто много знает. Много знает всегда тот, кто много читает»
Звучит песня: «Учат в школе»
На этом наше занятие заканчивается, всем спасибо за внимание.
Заголовок 215