Внеклассное занятие по литературному чтению «Книга – твой лучший друг»

Внеклассное занятие
по литературному чтению
«Книга – твой лучший друг»

Цели: повторить изученные произведения; прививать любовь к чтению
и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память, воспитывать интерес к литературным произведениям.
Оборудование: иллюстрации из сказок, рисунки сказочных героев, портреты писателей, книги.
Ход занятия

I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. (С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно предложить детям отгадать загадки).
II. Загадки по теме.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)

Кто молча учит,
Без языка, а обо всем говорит? (Книга)

Правильно!
Книгу, всем понятную,
Умную, занятную,
Мальчики и девочки –
Все читать хотят.

- Сегодня мы будем говорить о книгах.

III. Стих о книге.

Сколько звезд в небесах,
Столько цвету в лесах,
Сколько капель в реке, -
Столько книг на земле!
Есть с ладошку одни.
Есть большие тома,
Проживают они
Вместе с нами в домах.

- Кто пишет для вас интересные и увлекательные книги?
– Каких детских писателей вы знаете и любите? (А. Барто, В. Драгунский, С. Михалков, С. Маршак)

IV. Слово учителя.

У каждого из нас есть любимая книга, писатель или поэт.
Я люблю А.С. Пушкина. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства, пленяет душу чудесными сказками. В юности Пушкин формирует нравственный мир человека. А позже наступают зрелые годы, и мы снова обращаемся к Пушкину по велению ума и сердца.

- Чтение наизусть отрывков из произведений Пушкина.

V. Конкурс «Пословицы»

Русская народная пословица говорит:

«Кто много читает, тот много знает».

И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: О нашей Родине, ее просторах, о ее лучших людях; о растениях и животных, о морях и океанах.

Другая пословица говорит, что

«Книга – наш помощник в труде».

Рабочий читает книги о станках, чтобы лучше ими управлять; врач о том, как лучше лечить людей, чтобы они не болели; учитель о том, как лучше учить и воспитывать детей.

Далее дети по очереди называют пословицы о книгах.

Ученье свет, а неученье – тьма.
Хорошая книга – лучший друг.
С книгой жить – век не тужить.
Книгу читать – как на крыльях летать.
Прочел новую книгу – встретился с другом.
Книга – твой друг, без нее, как без рук.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Книга – источник знаний.

Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы бережно должны относиться к книге. Не трогать их грязными руками. Не писать на книгах – это так некрасиво. Если вы не закончили читать, то вложите закладку. Помогите книгам остаться чистыми, и они помогут вам быть счастливыми и радостными.

VI. Конкурс: «Автор произведения»
(Учитель зачитывает отрывки из любимых книг, а дети отгадывают:
- Из каких книг эти отрывки?
- Называют автора и название книги.)

1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года. (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит. (К. Чуковский «Айболит»)

3. Несет меня лиса
За темные леса,
За высокие горы,
В далекие страны!
Котик – братик,
Отними меня! (Р.н.с. «Кот, петух и лиса»)

4. Лихо мерили шаги
две огромные ноги:
сорок пятого размера
покупал он сапоги! (Михалков «Дядя Степа»)

5. Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о котором просила меня дочь меньшая, любимая. (С. Аксаков «Аленький цветочек»)

6. Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.
- Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде! (Андерсен «Гадкий утенок»).

VII. Конкурс: «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
Учитель показывает иллюстрации сказок, дети по очереди определяют, откуда они взяты.

VIII. Конкурс: «Отгадай героя».

Он кот – звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит.
(Матроскин)

Его любимая фраза: «Ребята! Давайте жить дружно!»
(Леопольд)

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
(Буратино)

Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)

Появилась девочка
В чашечке цветка
И была та девочка
чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала,
Вот какая девочка,
Как она мала.
(Дюймовочка)

Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек – сказок есть она.
А в ней герой – мальчишка овощной,-
Он храбрый, справедливый, озорной.
(Чиполлино)

IX. Конкурс: «Собери имя литературного героя»

З О Л У Ш К А Б У Р А Т И Н О

- Из каких произведений эти герои?
- Кто авторы произведений?

X. Конкурс: «Узнай, кому принадлежит предмет? »
Горошина («Принцесса на горошине»)
Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)
Утиное яйцо («Гадкий утенок»)

XI. Заключительное слово учителя.

Сегодня мы говорили о книгах, вспоминали свои любимые произведения и их авторов. Я знаю, что многие из вас много читают, посещают нашу школьную библиотеку, городскую детскую библиотеку.
Я хочу пожелать, чтобы все оставались хорошими читателями, бережно относились к книгам.

В конце занятия дети могут взять на выставке и почитать книгу, которая их заинтересовала.


























15