Формирования универсальных логических учебных действий младших школьников на уроках математики


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1"
Формирования универсальных логических учебных действий младших школьников на уроках математики
Выполнила учитель начальных классов Брандт А.А.
Соликамск – 2015
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Глава I. Теоретическое обоснование формирования универсальных логических учебных действий младших школьников PAGEREF _Toc360454179 \h 51.1Характеристика понятия «Универсальные учебные действия» PAGEREF _Toc360454180 \h 51.2Сущностные характеристики развития универсальных логических учебных действий у младших школьников PAGEREF _Toc360454181 \h 81.2.1Мышление. Виды и типы PAGEREF _Toc360454182 \h 81.2.2Характерные особенности логического мышления в младшем школьном возрасте PAGEREF _Toc360454183 \h 101.3Математические средства для развития логического мышления PAGEREF _Toc360454184 \h 111.4Значение универсальных логических действий в образовательном процессе PAGEREF _Toc360454185 \h 121.4.1Классификация логических действий PAGEREF _Toc360454186 \h 12Вывод к главе I PAGEREF _Toc360454187 \h 13Глава II. Педагогический опыт для формирования универсальных логических у действий младших школьников математическими средствами PAGEREF _Toc360454188 \h 142.1Упражнения развития логических действий: анализ и синтез PAGEREF _Toc360454189 \h 142.2Упражнения развития логических действий: сравнение PAGEREF _Toc360454190 \h 162.3Упражнения развития логических действий: классификация PAGEREF _Toc360454191 \h 182.4Упражнения развития логических действий: аналогия PAGEREF _Toc360454192 \h 192.5Упражнения развития логических действий: обобщение PAGEREF _Toc360454193 \h 20Вывод к главе II PAGEREF _Toc360454194 \h 23Заключение PAGEREF _Toc360454195 \h 24Список литературы PAGEREF _Toc360454196 \h 25Приложение № 1 PAGEREF _Toc360454197 \h 29Приложение № 2 PAGEREF _Toc360454198 \h 30Приложение № 3 PAGEREF _Toc360454199 \h 31Приложение № 4 PAGEREF _Toc360454200 \h 32Приложение № 5 PAGEREF _Toc360454201 \h 33
Введение
В наши дни в образовательных стандартах основным направлением является осуществление развивающего потенциала младшего образования. Исходя из этого, учитель главной целью своей работы ставит развитие универсальных учебных действий у младших школьников.
Одним из компонентов познавательных учебных действий являются логические действия, их формирование подразумевает способность к анализу, синтезу, обобщению, осуществлению умозаключений без опоры на наглядность, установление причинно-следственных связей и другое. Развитие логического мышления является важной задачей начального обучения, для успешного усвоения ребенком учебного материала и гармоничного развития личности. Но чаще всего развитие логического мышления происходит спонтанно и, уже в старшем возрасте, применение логических действий вызывает затруднения.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что учитель за неимением системы работы с различного рода занятиями не всегда знает, как систематизировать и упорядочить блоки заданий для формирования у учащихся логическое мышление.
Основные методики были разработаны в трудах педагогов и психологов: С.Л. Рубенштейн, О.К. Тихомиров, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Д.Н. Богоявленский, А.З. Зак, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина и др.
Данная проблема так же широко исследуется и современными исследователями: Истомина Н.Б., Махмутов М.И., Моро М.И., Винокурова Н.К., Занков Л.В.,Тихомирова Л.Ф., Чекин А.Л. и другие.
Наиболее ярко развитие универсальных логических действий младших школьников можно проследить на материалах математики, так как они включают в себя обширный комплекс заданий по развитию логического мышления.
Предмет нашего исследования это комплекс математических заданий направленных на повышение сформированности универсальных логических действий младших школьников.
Объектом является процесс формирования универсальных логических действий младших школьников на материалах математики.
Проблема: каковы условия формирования универсальных логических действий младших школьников на материалах математики?
Целью нашего исследования становится повышение уровня сформированности универсальных логических действий младших школьников на материалах математики.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ формирования универсальных логических действий;
- дать определение понятию «универсальных логических действий», его характеристика и структурные компоненты;
- выделить особенности математического воспитания младших школьников;
- изучить математические средства для развития логического мышления;
- раскрытие характеристик формирования логических универсальных учебных действий посредством упражнений развивающего характера;
- дать характеристику системе средств, позволяющих формировать универсальные логические действия;
- обоснование и описание педагогического опыта по данной теме.
В работе используются следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, социально-педагогической, научно-методической, математической литературы по проблеме;
- обобщение полученного материала индуктивным и дедуктивным путем;
- аналитическая обработка данных.
Исследования проводится на базе: МАОУ "Чердынская СОШ имени А.И. Спирина", 1 «А» класс, классный руководитель Никулина С.А. В исследовании приняли участие 25 учащихся. Сроки исследования: апрель - май 2013 г.
Глава I. Теоретическое обоснование формирования универсальных логических учебных действий младших школьниковХарактеристика понятия «Универсальные учебные действия»«Министерством юстиции Российской Федерации был зарегистрирован приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении стандарта начального общего образования №17785 от 22.12.2009г. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ. Все материалы, заложенные в стандарт, прошли трехлетнюю апробацию в 14 регионах России. С1сентября 2011года все учащиеся первых классов будут обучаться по новым стандартам». [28]
В стандарте содержится система требований к структуре программы начального общего образования, к условиям и результатам ее реализации.
Новый стандарт – это общественный договор, в котором отражаются требования, предъявляемые к образованию обществом, согласуются государством, семьёй и самими учащимися.
В стандарт второго поколения основывается трех методических компонентах - мотивация обучения, контроль и оценка, дифференциация.
Цель обучения в начальной школе, по стандарту 2009 г., - формирование учебной деятельности. [29]
В широком значении: «универсальные учебные действия» — это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении: «универсальные учебные действия» - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающихего способность к самостоятельному усвоению новых знанийи умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД:
— предоставить возможность учащемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, осуществлять поиск и применение нужных средств, и способов их достижения, осуществлять контроль и давать оценку процессу и результатам деятельности;
— организация условий гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
— создавать ситуацию успеха усвоения знаний, формирования навыков, умений и компетентностей в различных предметных областях. [19]
Универсальные учебные действия различаются по четырем видам:
Личностные универсальные действия включают в себя:
- самоопределение жизненное, личностное, профессиональное;
- действия к личному жизненному самоопределению, принятие моральных ном, соотносить поступки и действия с принятыми этическими принципами, умения выделить нравственный аспект поведения;
- ориентироваться в межличностных отношениях и социальных ролях.
Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе.
Регулятивные — включают действия, которые позволяют учащимся организовывать свою учебную деятельность:
- целеполагание, подразумевает постановку учебной задачи, опирается на соотношение усвоенных знаний и умений, и тем, что еще неизвестно;
- планирование — выделяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование;
- контроль действий и соотношение их с заданным эталоном;
- коррекция плана и действий;
- оценка.
Блок универсальных познавательных учебных действий содержит в себе:
общеучебные действия, включая знаково-символические;
самостоятельно определять и формулировать цель, поиск и анализ необходимой информации;
использовать методы информационного поиска, в том числе с использованием компьютерных средств;
знаково-символические действия, в том числе моделирование;
уметь систематизировать знания;
уметь осознанно и грамотно выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме и др.
логические действия;
анализ;
синтез;
сравнение, сериация, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, производить доказательство;
выдвигать гипотезы и уметь обосновывать их.
действия постановки и решения проблем.
формулирование проблемы;
самостоятельная разработка способов решения проблем поискового и творческого характера.
В функции универсальных коммуникативных действий входят: обеспечение социальной компетентности и прислушивание к мнению других людей, партнера по общению или деятельности, уметь слушать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении проблем, уметь работать в группе сверстников и строить продуктивное взаимодействие с другими людьми.
Планирование и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками;
формулировка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
уметь в понятной и доступно форме формулировать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
владеть различными формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам родного языка. [24]
Система универсальных учебных действий раскрывается в соответствии с критериями нормативно0возрастного развития познавательной и личностной сфер ребенка. Образовательный процесс определяет структуру и свойства учебной деятельности ребенка и тем самым предопределяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. [30]
Сущностные характеристики развития универсальных логических учебных действий у младших школьниковМышление. Виды и типыМышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
В процессе мышления человек отражает в своем сознании саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения. [25; 90]
В психологии принята классификация видов мышления:
1) Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Относится к самому элементарному виду мышления. Наглядно-действенное мышление находит свое отражение в наблюдении за реальными объектами и познании отношений между ними в реальной ситуации. Они являются базой для возникновения других форм мышления.
2) Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении субъект оперирует наглядными изображениями объектов, используя их образные представления. Образ предмета объединяет систему разнородных практических операций в единое целое.
3) Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. Данный вид мышления субъект, оперируя логическими понятиями, может познавать закономерности и взаимосвязи исследуемой области. Развитие словесно-логического мышления способствует изменению и систематизации мира образных представлений и практических действий.
4) Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, способствует выделению основных черт предмета и отвлечении от других, несущественных. [26; 209-210]
Характерные особенности логического мышления в младшем школьном возрастеВ младшем школьном возрасте главную роль играет мышление, оно преобразуется из наглядно-образного в словестно-логическое. Индивидуальные различия мышления формируются к концу младшего школьного периода.
Первые два года мыслительная деятельность ученика начальных классов очень похожа на особенности мышления дошкольника. Но уже в этом возрасте ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Ученик строит свои умозаключения на основе определенных фактов, особо проявляется при усвоении учебного материала. В период обучения быстро развивается абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где ученик переходит от действий с конкретными предметами к умственным операциям с числом. [6; 100]
В своих трудах ученые: С. И. Шварцбурд, А. Я. Хинчин, Ж. Адамар, А. Пуанкаре и др., дают определение математическому мышлению как логическому, которому свойственны способности к анализу, пространственным представлениям, обобщению и пр. Они наделяют математическое мышление качествами, определяющими характеристику мышления в любой предметной области. К характерным чертам относят: широту, глубину, абстрактность, гибкость и др. качества.
Знания, полученные ребенком из различных источников вызывают потребность выявлять причинно-следственные связи между предметами (явлениями), учится давать им объяснения, мыслить отвлеченно. Учеными было доказано, что при правильной методической организации обучения, младшему школьнику становится по силам усваивать абстрактный теоретический материал. Современные программы и учебники учли это и в настоящий момент предлагают учащимся углубленный теоретический материал, в котором особое внимание уделяется на развитие абстрактного мышления. Так, например, по итогам исследования В.В. Давыдова в курс начального обучения математики были включены темы на нахождение отношений между величинами. [7; 138]
Математические средства для развития логического мышленияСредства обучения (педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. В самом общем плане к ним относятся:
виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;
педагогическая техника: речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.
1. Наглядные пособия (модели геометрических тел, таблицы, схемы, чертежи, диаграммы и др.).
2. Дидактические материалы (раздаточный материал, например, карточки, дидактические пособия, содержащие КИМы и указания к ним. Это сборники контрольных и самостоятельных работ, тесты по изучаемым темам). 3.Тетради с печатной основой.
4. Дидактические игры.
5. Специальное оборудование кабинетов математики для проведения лабораторных и практических работ.
6. Технические средства обучения (видео и кинофильмы, диафильмы, компьютерные обучающие программы и др. средства ИКТ, Интернет). [9]
Значение универсальных логических действий в образовательном процессеКлассификация логических действийЛогические действия имеют межпредметный характер, они направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В школьном курсе под логическим мышлением принято понимает способность и умение учащихся производить простые и составные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).
К простым логическим действиям относят:
Анализ – выделяем элементы объекта, его признаки и свойства;
Синтез – объединение различных элементов, частей объекта в целое;
Аналогия – это сходство между предметами, явлениями, понятиями, способами действия;
Сравнение – нахождение сходства и различия, выделение общих признаков объектов.
Классификация – выделение сходства и различия предметов по определенным признакам;
Сериация – упорядочение объектов по выделенному признаку или свойству;
Обобщение – выделение существенных признаков предметов, свойств и отношений;
Доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
К группе составных логических действий относят:
построение отрицания;
утверждение и опровержение;
построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной. [4]
Вывод к главе IТаким образом, исходя из исследования 1 главы, можно сказать, что основы доказательного мышления начинают закладываться в младшем школьном возрасте. При развитии логического мышления основной целью становится: обучить учащихся делать выводы из исходных суждений, не привлекая других знаний.
Формирование логической грамотности, или универсальных логических действий, происходит на всех учебных дисциплинах. Но стоит заметить, что если языковая грамотность главным образом формируется на уроках русского языка и литературы, то логические действия соответственно в первую очередь на математике. Логические действия позволяют систематизировать и упорядочить имеющиеся математические знания, вывести и конструировать новые знания.
Таким образом, математика и другие предметы естественно-научного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывает возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах.

Глава II. Педагогический опыт для формирования универсальных логических у действий младших школьников математическими средствамиИзвестно, что младший школьный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития познавательных психических процессов и интеллекта. Развитие мышления учащихся - одна из основных задач начальной школы.
Продуктивная деятельность подразумевает под собой активную мыслительную работу и выражается в мыслительных операциях: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. В психолого-педагогической литературе эти операции получили название логические приемы.
При усвоения математического материала эти операции являются основным условием построения развивающего обучения. Продуктивная деятельность способствует положительному развитию всех психических функций. Развивающее обучение подразумевает создание условий для овладения учащимися приемами умственной деятельности. Их усвоение способствует существенному изменению умственного развития ребенка. У учеников развивается самостоятельность в решении учебных задач, они способны рационально строить свою учебную деятельность. [27; 79]
Во второй главе мы рассмотрим возможности активного включения в процесс обучения математике различных приемов умственных действии на примере упражнений представленных в учебниках по «Математике» 1-4 класс, авторов Истоминой Н. Б., Моро М. И., Петерсон Л. Г.
Упражнения развития логических действий: анализ и синтезОдними и важных мыслительных операций являются анализ и синтез. Анализируя мы выделяем элементы объекта, его признаки и свойства. При синтезе происходит объединение различных элементов, частей объекта в целое.
Аналитико-синтетическая деятельность включает в себя умения определять элементы того или иного объекта, его признаки, объединять их, выделять новые функции.
«Формированию этих умений может способствовать:
а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий;
б) постановка различных заданий к данному математическому объекту».
При обучении математике младшим школьникам предлагаются упражнения, в которых необходимо: выделить свойства, форму, признаки предмета, сравнение, соотношение, составить рассказ, установление связи между этапами сюжета и др. [10; 166]
Пример (приложение 1):
На каких предметах можно выделить квадрат, круг, треугольник? Назовите эти предметы.
При помощи этого задания можно формировать и активизировать, такие стороны мыслительной деятельности, как анализ и синтез, а также развить пространственное воображение. Выполняя это упражнение дети отмечают какие фигуры похожи на квадрат, какие на треугольник и круг. Таким образ учитель может уточнять и обобщать геометрические представления детей.
Перерисуй узор и продолжи его.
Для развития аналитических и синтетических способностей детей сначала просят составить рассказ о нарисованном узоре, а затем уже приступить к работе в тетради.
Придумай рассказ по рисункам. Что случилось раньше? Что произошло позже? Что на рисунках относится к математике?
Это задание способствует подготовке учащихся к решению текстовых задач. Перед тем как приступить к решению задачи необходимо проанализировать последовательность этапов и установить связи между ними.
Отвечая на вопрос под рисунком, дети демонстрируют свои знания, полученные за период изучения математики:
- что расположено слева, а что справа;
- сколько персонажей;
- какие геометрические фигуры встречаются. [11; 17]
Выполни измерения по схеме: нарисуй воздушные шары, которые нужно поставить вместо знаков вопроса.
Обсуждается возможность изменения формы у первого или второго шарика. Анализируется направление стрелок. Изменяется форма второго шарика. Аналогично анализируется третий, меняется цвет.
Восстанови пропущенные числа
3…86 2…7619… 7…38… 4945 224…7Для выполнения данного задания учащимся необходимо выработать план действий, чтобы узнать какое выполняется действие и какое число нужно вставить на место пропуска.
Упражнения развития логических действий: сравнениеФормировать умение к приему сравнения необходимо осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания. В математической литературе выделяют следующие этапы:
выделять признаки, свойства одного объекта;
устанавливать различия и сходства;
выявлять сходства и различия между чертами трех четырех и более объектов.
Работа по формированию логического приема сравнения начинается уже с первых уроков математики. В качестве объектов используются рисунки предметов или событий, хорошо им знакомых, из которых они смогут выделить признаки, опираясь на собственный опыт.
Задания разделяются по сравнению предметов по: форме, размеру, цвету, количеству, положению в пространстве и прочее. [10; 169]
Примеры заданий на сравнение (приложение 2):
Рассмотри рисунки. Какой рисунок должен быть следующим? Объясни. Нарисуй следующие четыре гриба в тетради. Сколько грибов нарисовано в учебнике? Сколько в тетради? Сколько всего грибов? Запиши.
Сравнение производится по направлениям: форма, размер, цвет, место расположения.
Сравни рисунки. Сколько палочек слева? Прочитай сколько палочек справа. Сколько яиц на тарелке? Сколько в коробке? Как ты думаешь, десять и один десяток – это одно и то же количество? Возьми десять палочек и свяжи их в десяток.
Задание позволяет развивать логику, применять знания в нестандартных ситуациях, проявлять сообразительность и смекалку.
Определи закономерность. Какие три фигуры будут следующими? Нарисуй их в тетради.
Определяется закономерность расположения. Сравниваются формы фигур, в каком порядке расположены. Сравнивается количество маленьких фигур с большими.
Сравни предметы.
Работа основывается на игре «Говори наоборот». Сравниваются предметы каждого ряда. Выдвигаются предположения в каком случае линейка может быть шире шарфа, а куст больше березы.
Сравни каждое число верхней строки со стоящим под ним числом. Чем они похожи? Чем различаются?
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
На сколько каждое число нижней строки меньше числа, стоящего над ним? Какое общее название подходит всем числам обеих строк? Уменьши на 10 каждое число нижней строки. Запиши результат. Как называются полученные числа?
Сравнивание чисел второго и третьего десятков. Закрепляется умение называть числа по порядку.
Упражнения развития логических действий: классификацияОсновой приема классификации является выделение сходства и различия предметов по определенным признакам.
При разбиении множества на классы необходимо соблюдать следующие условия:
1) отсутствие пустых подмножеств;
2) подмножества попарно не пересекаются;
3) объединение всех подмножеств составляет данное множество.
При подборе заданий на классификацию следует учитывать эти условия.[1;10]
Например (приложение 3):
Посмотри на осенние листья клена. Сравни их. Чем они похожи? Чем различаются? Раздели все листья на две группы. Дай название каждой группе листьев. По какому признаку разделили листья на группы? Раздели все листья на три группы. Дай название каждой группе листьев. По какому признаку разделили листья на группы?
Задание формирует у детей умения выбирать основания для классификации (цвет, форма, размер).
На какие группы можно разделить овощи? Какие суммы можно составить по рисунку? Запишите их значение с помощью счетных палочек.
Первоначальной основой введения действия является операция объединения конечных непересекающихся операций для объединения конечных непересекающихся множеств, с которой дети знакомятся на основе практических действий со множествами, рассматривают и анализируют рисунки по данной теме, оперируют подвижными группами предметов. [11; 145]
Какой птичий домик лишний? Найди разные решения. Что можно сказать о жильцах птичьих домиков?
Задание этого типа является частным случаем заданий на классификацию, в которых все представленные объекты делятся на две группы: в первую группу входит выделенный предмет, отличающийся от элементов множества, во вторую – все остальные.
Угадай, какие цифры тебе нужно написать? Напиши каждую цифру столько раз, сколько красных карандашей на рисунке вверху.
Задание направленно на развитие умения группировать цифры по общей начальной точке их написания. Происходит соединение практического навыка владения письмом цифр с аналитической деятельностью.
Поставь между числами знаки сравнения.
9 … 9 8 … 9 5 … 5 7 … 8
Закрепляются умения учащихся подбирать нужный знак сравнения для постановки между числами для составления равенства или неравенства. Формируется умение группировать равенства и неравенства
Упражнения развития логических действий: аналогияАналогия – это сходство между предметами, явлениями, понятиями, способами действия.
На уроках математики мы не редко слышали от учителя: «Сделайте по аналогии» или «Это аналогичное задание». Как правило, задания такого характера даются для закрепления пройденного материала.
Но иногда при помощи этого приема ученика находят новые способы для решения задания. Тогда учащийся сам должен произвести доказательство своего суждения, подводя к выводу.
При построении умозаключения необходимо выделить существенные признаки, иначе вывод может оказаться ошибочным.
При построении умозаключения следует учитывать принципы аналогии:
Аналогия основывается на сравнении, успешность применения аналогии зависит от того как учащиеся могут выделять признаки и свойства предметов, выделять общее и различное;
Для проведения аналогии необходимо два предмета, где свойствам и признакам одного будут противопоставляться свойства и признаки другого. Именно поэтому аналогия подходит для закрепления материала;
По аналогии сравниваются существенные в данной ситуации признаки. Иначе вывод может быть неверным. [20; 56]
Примеры заданий на аналогию (приложение 4):
Перерисуй и продолжи узор.
Данное задание развивает внимание и мелкую моторику, способствует выработке умения выполнять задания по аналогии. Прежде чем приступить к выполнению задания, дети должны проанализировать построение рисунка.
Выполни действия по образцам А и Б. урок 16
Реши и сделай проверку как показано на примере. Урок 17
Выполни задание аналогично образцу. Урок 30
Найди овет сравнивая с первым примером:
а) 15 – 7 = 8
16 – 7 = …
б) 13 – 4 = 9
13 – 5 = …
в) 8 + 6 = 14
9 + 6 = …
Упражнения развития логических действий: обобщениеОбобщение основывается на выделении существенных признаков предметов, свойств и отношений.
Результат обобщения выражается в суждениях, правилах, понятиях. Организация процесса обобщения зависит от его типа – теоретическое и эмпирическое.
В начальных классах на уроках математики приоритет отдается эмпирическому типу, знания получаются путем индуктивных рассуждений (умозаключений). Ученики самостоятельно выделяют математические свойства и правила (способы действий), которые в математике строго доказываются.
Чтобы получить верное обобщение индуктивным способом следует соблюдать:
1) для целенаправленного наблюдения и сравнения продумать ряд математических предметов и последовательность вопросов;
2) подобрать как можно больше «узких» объектов так, чтобы в них повторялась закономерность, которую ученики должны подметить;
3) изменять виды частных объектов, используемые предметные ситуации, схемы, таблицы, выражения, отражали в каждом объекте одну и ту же закономерность;
4) помогать детям выстраивать выводы по своим наблюдениям, задавать наводящие вопросы, уточнять и корректировать формулировки, которые они предлагают. [10; 178]
Приведем ряд примеров, для демонстрации приема обобщения:
Какой предмет «лишний»? Чем похожи оставшиеся предметы? Как расположить их по порядку? Что будет первым по счету? Что вторым? Какие еще предметы имеют форму шара? Нарисуй в тетради фрукты или овощи, имеющие форму шара.
Задание направлено на развитие образно-логического мышления, умения анализировать и проводить операции обобщения.
Раздели линии на две группы. Линии какого цвета в одной группе? В другой? Рассмотри линии. В математике их называют прямые. Прямые чертят с помощью линейки. Начерти несколько прямых. Найди прямые на первом (верхнем) рисунке.
Задание направленно на уточнение и обобщение геометрических представлений учащихся. Дети сталкиваются с различным расположением линий, которые необходимо разделить на две группы.
Отгадай загадку.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?
(С. Маршак)
Сколько в слове-отгадке звуков? Сравни число гласных и согласных звуков. Запиши равенство или неравенство.
При разборе текста загадок активизируются и развиваются различные стороны мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение.
Найди лишний рисунок. Что общего у остальных рисунков? (126)
Задание развивает у учащихся умение давать определение родового понятия и видового признака. Дети учатся сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания о различных множествах (числах и предметах).
Сколько ягод на каждой ветке? Напиши. Запиши эти числа в порядке увеличения. Сравни любые два числа, стоящие рядом. Сделай вывод о последующем и предыдущем числах. Запиши те же числа в порядке уменьшения. Сравни любые два числа, стоящие рядом. Сделай вывод.
Задание развивает логическое мышление (анализ, синтез, обобщение), простейшие пространственные представления.
Вывод к главе IIТаким образом, в главе второй нашего исследования мы подошли к выводу, что после подбора теоретического материала о мышлении младшего школьника, необходимо провести исследование в подборе ряда упражнений для формирования логического мышления. При подборе упражнений, так же была отмечена классификация логических заданий, для совершенствования и развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения. Это является необходимым для выбора заданий при работе учителя в начальных классах.

ЗаключениеУниверсальные логические действия и формируются в контексте всех учебных предметов, но направленно это происходит на уроках математики, начиная уже с первых уроков. Задания аналитического характера развивают логическое мышление младшего школьника. Формирование универсальных логических действий основывается на применении на уроках разного рода заданий развивающего характера, которые помогают развитию познавательного интереса обучающихся.
Исходя из нашего исследования, мы пришли к выводу, что логическое мышление производится словесным путем. Выполняя логические операции, ученик рассуждает, анализирует и устанавливает необходимые связи мысленно. В процессе развития учащийся самостоятельно сможет отбирать и применять к требуемому заданию известные ему подходящие правила, приемы, действия. Сможет применять такие приемы как сравнение, обобщение, классификации, анализ, синтез и др.
При использовании на уроках математики специальных задач и заданий, способствующих развитию логического мышления, у младших школьников повышается интерес к учебному материалу, расширяется кругозор и способствует активному использованию знаний в повседневной жизни.
Список литературыАргинская, И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. [текст] 4-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. – 272 с.
Аргинская, И.И. Математика[текст]: учебник для 1 класса. В 2 ч. Ч.1 /И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина/ – Самара: изд-во «Учебная литература»: изд. дом «Федоров», 2011. – 128 с.; ил.
Аргинская, И.И. Математика[текст]: учебник для 1 класса. В 2 ч. Ч.2 /И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина/ – Самара: изд-во «Учебная литература»: изд. дом «Федоров», 2011. – с.; ил
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли[текст]: система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования [текст]: Дис. докт. пед. наук. М., 2003.
Возрастная психология [текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.: ил.
Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология [текст]: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
Голиков, А.И.    Математическое развитие младших школьников [текст] //Педагогика. - 2008.- №5.- С.34-37. - Процесс обучения в начальной школе.
Иванова, В. А., Левина, Т. В. Педагогика: учеб.-метод. комплекс. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru/ distance/mf_01/ped-asp/01_01.html
Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [текст]: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., стереотип. - М.; Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
Керженцева, А.В. Методический коментарий к заданиям учебника «Математика. 1 класс». [текст] – 2-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 336 с.
Коростелева, Е. А. Математика и логическое мышление, математика. [текст] 2-4 классы/ Е.Коростелева    // Начальная школа. Газета издательского дома "Первое сентября". - 2007.-№18.-С.30-34.
Математика. 2 класс. [текст] Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. Ч. 2 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - 3-е изд. -М. : Просвещение, 2012.— 112 с. ; ил.
Математика. 2 класс. [текст] Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. Ч. 1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - 3-е изд. -М. : Просвещение, 2012.— 96 с. ; ил.
Математика. 4 класс. [текст] Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. Ч. 2 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - 3-е изд. -М. : Просвещение, 2011.— 112 с. ; ил.
Математика. 4 класс. [текст] Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. Ч. 1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - 3-е изд. -М. : Просвещение, 2011.— 112 с. ; ил.
Моро, М. И. Математика. [текст] Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. {Первое полугодие) / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова.— 6-е изд. — М. : Просвещение. 2006. - 112 с. : ил.+Прил. (2 отд. л. ил.)
Моро, М. И. Математика. [текст] Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. {Первое полугодие) / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова.— 6-е изд. — М. : Просвещение. 2006. - 112 с. : ил.+Прил. (2 отд. л. ил.)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. [текст] В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, СВ. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009. — 216 с. — (Стандарты второго поколения).
Петерсон, Л. Г. Математика: [текст]. 1 класс: Методические рекомендации. [текст] Пособие для учителей. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Издательство «Ювента», 2007. — 288 с.: ил.
Петерсон, Л. Г. Математика: [текст] «Учусь учиться» [текст]. 1 класс. Часть 1. — Изд. 4-е, перераб. / Л. Г. Петерсон ; М.: Ювента, 2012. — 64 с: ил.
Петерсон, Л. Г. Математика: [текст] «Учусь учиться». 1 класс. Часть 2. — Изд. 4-е, перераб. / Л. Г. Петерсон ; М.: Ювента, 2012. — 64 с: ил.
Петерсон, Л. Г. Математика: [текст] «Учусь учиться». 1 класс. Часть 3. — Изд. 4-е, перераб. / Л. Г. Петерсон ; М.: Ювента, 2012. — 96 с: ил.
Планируемые результаты начального общего образования: [текст] / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболе-това и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009. — 120 с. — (Стандарты второго поколения).
Психология и педагогика: [текст]: курс лекций /.Г. Крысько. — 4-е изд., испр. - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. — 368 с. : ил., табл.; 90
Психология: [текст] : Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.: ил.; 209-210
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: [текст]. В 2-х т. Т. 2. – М.: Народное образование, 2005. 598
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [текст].Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в свете ФГОС НОО. Зам. директора по УВР в начальной школе Зимненко В. А.
Фундаментальное ядро содержания общего образования проект [текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Про свешение, 2009. — 53 с. — (Стандарты второго поколения).
Чекин А.Л. Математика [Текст]: 2 кл.: Методическое пособие/ А.Л. Чекин; Под ред. Р.Г. Чураковой. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академкнига/Учебник, 2007. — 192 с.
Чекин, А.Л. Математика [Текст]: 2 кл.: Методическое пособие / А.Л. Чекин; Под ред. Р.Г. Чураковой. — изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академкнига/Учебник, 2006. — 256 с.

Приложение № 1




Приложение № 2





Приложение № 3




Приложение № 4




Приложение № 5

4)
5)