Песня ко дню материФормирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики при обучении решению задач


СЛАЙД 1
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики при обучении решению задач»
При реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования важно вооружить учащихся универсальными способами действий. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода, авторами которого являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно - воспитательных программ.
Основной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Качество усвоения знаний определяется разнообразием и характером универсальных действий.
В связи с этим возникает противоречие между потребностью школы в методических разработках, направленных на изучение процессов и методов формирования универсальных учебных действий и недостаточностью таких разработок.
Выдвинутое противоречие позволило мне обозначить тему моего самообразования.
СЛАЙД 2
Цель - выявить особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в процессе обучения решения задач.
СЛАЙД 3
Поэтому объектом моего исследования является процесс обучения решению задач в начальной школе.
Предметом исследования являются приемы формирования регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников.
СЛАЙД 4
В своем исследовании я исхожу из предположения о том, что если процесс обучения решению текстовых задач построить на основе использования специальных заданий, направленных на формирование: умения осмыслить предложенную задачу, выделить в ней данные и искомое; умения планировать свою деятельность и действовать по плану; умения контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками, то это будет способствовать повышению уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников.
СЛАЙД 5(читаю 1 строчку)
В соответствии с этим мною были поставлены задачи, представленные на экране:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников;
Изучить методико-математическую литературу и выявить различные методические подходы к процессу обучения младших школьников решению задач;
Разработать систему упражнений, направленных как на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так и на формирование общих умений решать задачи;
Провести апробацию разработанной системы упражнений.
На первом этапе своей работы я поставила перед собой задачу изучить состояние проблемы формирования регулятивных УУД в педагогической теории и в практике обучения математике в начальной школе, а также выявить особенности их формирования.
Для этого были проанализированы работы Асмолова Александра Григорьевича, Кондакова Александра Михайловича, Гальпернина Петра Яковлевича, Выгодского Льва Семеновича, Репкина Владимира Васильевича.
Я выяснила, что проблема формирования универсальных учебных действий – одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса.
Мы будем придерживаться определения УУД, данное Асмоловым А.Г.
СЛАЙД 6
Как указывает Репкин В.В. к основным структурным компонентам учебной деятельности относятся: мотивы; целеполагание; учебные действия; контроль и оценка.
СЛАЙД 7
В составе основных видов универсальных учебных действий, А.Г.Асмолов выделяет четыре блока: личностные УУД; регулятивные;
СЛАЙД 8
познавательные; коммуникативные. Для моего исследования наибольший интерес представляют регулятивные УУД. Поэтому, мы подробно рассмотрели характеристики регулятивных УУД. Они представлены на слайде.
СЛАЙД 9(называю только названия)
Целеполагание, планирование
СЛАЙД 10(называю только названия)
Прогнозирование, контроль, коррекция
СЛАЙД 11(называю только названия)
Оценка, саморегуляция
СЛАЙД 12
По мнению Осадько, критериями сформированности у учащегося регулятивных универсальных учебных действий выступают умения, которые вы можете увидеть на экране. То есть, в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Также мною была изучена методико-математическая литература с целью анализа этапов формирования общих умений решения задач и регулятивных УУД.
Анализ различных методических подходов к обучению решению задач, показал, что методисты выделяют 2 подхода к обучению решению задач.
СЛАЙД 13
Сторонниками первого подхода являются Моро М. И., Бантова М. А. и др. методисты. Несмотря на то, что благодаря этому подходу многие дети успешно решают задачи, существуют и проблемы такие, как: Учащиеся не могут решить нестандартные задачи; Перечень методических средств и приемов, способствующих формированию умения решать текстовые задачи, весьма ограничен, поэтому методистами был разработан второй подход.
Сторонниками II подхода являются Истомина Н.Б., Фридман Л.М, Александрова Э.А., Аргинская И.И., и др. Его основа заключается в том, чтоб сформировать общие умения решать задачи. Остановимся на 2 подходе.
СЛАЙД 14
К. А. Артемов[6] выделил 4 группы общих умений решать задачи.
Первая группа включает умения понять условие и вопрос задачи.
Вторая группа – это умения, направленные на поиск решения задачи.
Третья группа – умения, направленные на запись решения и ответа задачи.
Четвертая группа – умения направленные на проверку и исследование полученного решения.
СЛАЙД 15
При данном подходе работа по обучению решать задачи строится поэтапно. Многие методисты выделяют 4 этапа работы с задачей(Истомина Н.Б).
1.Осознание постановки задачи;
2. Составление гипотетического плана решения;
Осуществление этого плана;
4.Проверка и исследование полученного решения.
СЛАЙД 16
Мною было проведено сравнение формирования общих умений решения задач и регулятивных универсальных учебных действий на каждом этапе работы с задачей
На первом этапе работы с задачей при осознании и постановки задачи развивается и формируется умение понять условие и вопрос задачи, то есть формируется первая группа общих умений. Формируются такие регулятивные УУД, как - Целеполагание
СЛАЙД 17
На втором этапе работы с задачей формируются и развиваются умения, направленные на поиск пути решения задачи, это соответствует второй группе общих умений. При этом, формируются такие регулятивные УУД, как- Планирование, Прогнозирование.
СЛАЙД 18
На третьем этапе (осуществление плана решения задачи) формируются умения, направленные на запись решения и ответа задачи. Формируются такие регулятивные УУД, как - Контроль, Коррекция.
СЛАЙД 19
На четвертом этапе (проверка задачи) формируются и развиваются умения, направленные на проверку и исследование полученного решения. Формируются такие регулятивные УУД, как -Контроль, Коррекция, Оценка, Саморегуляция.
СЛАЙД 20
Таким образом, я отметила, что общие умения, формирующиеся при решении задач во многом совпадают с регулятивными универсальными учебными действиями.
При анализе учебников, я обратила внимание на то, что заданий, направленных на формирование общих умений решать задачи и регулятивных УУД недостаточно. Поэтому я поставала перед собой цель подобрать упражнения, способствующие формированию общих умений решать задачи и регулятивных УУД.
На 1 этапе работы с задачей можно использовать такие задания.
СЛАЙД 21(читаю только подчеркнутое)
а) Соедини вопрос с условием, чтобы получилась задача:
У причала стояло 6 яхт, а лодок - на 10 больше.
У причала стояло 7 лодок и 5 яхт.

Сколько лодок стояло у причала?

б) Выбери схему, которая соответствует этой задаче:
Я. Я. Я.
Л. Л. Л.
СЛАЙД 22(не читаю)
Вставь пропущенные числа в тексте, используя решение данной задачи:
1)87 – 50 = 37(кг)
2)37 – 20 = 17(кг)
В магазине привезли лук, укроп и петрушку. Лука было… кг, укропа - … кг. Сколько килограммов петрушки привезли, если зелени было … кг?

СЛАЙД 23(не читаю)
СЛАЙД 24
На 2 этапе работы можно построить такой вид рассуждений от данных к вопросу:
По мере рассуждений можно построить «дерево рассуждений». Его строят
одновременно с вопросами.
После того, как дошли до главного вопроса рассуждения заканчивают и переходят к составлению плана решения. Для этого спрашиваем, что будем делать первым действием, что вторым действием. При этом проставляют порядок действий в «дереве рассуждений»
СЛАЙД 25
Беседа от вопроса к данным (анализ).
Например: какой главный вопрос задачи? При ответе на этот вопрос сразу начинаем рисовать схему:
Рассуждения заканчиваются тогда, когда числами заполнены все
крайние кружки. Далее переходим к составлению плана решения. Выясняем, что будем узнавать первым действием и показываем на схеме; что будем делать вторым действием и показываем на схеме. (Древо рассуждений может быть заготовлено учителем заранее)
СЛАЙД 26 (не читаю)
Найди ошибку в готовом плане решения и исправь ее
На 3 этапе работы с задачей можно использовать следующие упражнения
СЛАЙД 27
Выбери правильное пояснение к решению
СЛАЙД 28
Запиши решение задачи:
другие задания представлены в приложении 5, 6.
На 4 этапе можно использовать такие задания
СЛАЙД 29
Закончи решение задачи
Если в обоих способах получился одинаковый ответ, значит, задача решена, верно.
СЛАЙД 30(читаю подчеркнутое)
Верно ли составлена обратная задача? Докажи это.
Составление обратной задачи
Прямая задача:
«Слава принес в класс 7 рисунков, а Павлик на 4 рисунка меньше. Сколько всего рисунков принесли мальчики?»
Решение: 7
С.
?
? 4
П.
7 – 4 = 3 (р.)
7 + 3 = 10 (р.)
Обратная задача:
?
«Павлик и Слава принесли в класс 10 рисунков. Сколько рисунков принес Соава? Если Павлик принес 3 рисунка.
С.
П. 3 10

10 – 3 = 7 (р.)
СЛАЙД 31
Я сделала предположение о том, что обучая ребенка решать задачи, можно сформировать у него регулятивные универсальные учебные действия.
Спасибо за внимание!
На втором этапе нашей работы мы провели констатирующий эксперимент, целью которого выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся экспериментальной и контрольной групп.
СЛАЙД 32
Опытно- экспериментальная работа рпроводилась на базе СОШ №6 г.Вязники. В процедуре тестирования принимали участие ученики экспериментальной группы 3 «А» класс - учитель Лопанова Нина Петровна и контрольной группы 3 «Б» класс- Угодникова Ольга Владимировна. В каждом классе было по 20 человек.
СЛАЙД 33
Цель эксперимента -выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся. Для этого использовалась методика выявления уровней сформированности регулятивных УУД, предложенная Оклимовой О.В.[59].
СЛАЙД 34
Результаты диагностики, проведенной в экспериментальной группе показали,(позволили выявить следующие показатели: 50% учащихся умеют самостоятельно формулировать цель деятельности; 41% учащихся могут составить план действий; 64% учащихся могут безошибочно действовать по заданному плану; 68% учащихся справились с сопоставлением действия с целью, нахождением и с исправлением ошибок; 54% учащихся могут проверить и оценить результаты своей работы.) что сумма баллов за регулятивные умения всего класса составляет 56%.
Результаты диагностики, проведенной в контрольной группе показали, (позволили выявить следующие показатели: 55% учащихся умеют самостоятельно формулировать цель деятельности; 40% учащихся могут составить план действий; 65% учащихся могут безошибочно действовать по заданному плану; 67% учащихся справились с сопоставлением действия с целью, нахождением и с исправлением ошибок; 54% учащихся могут проверить и оценить результаты своей работы). что сумма баллов за регулятивные умения всего класса составляет 56%. Более подробная характеристика сформированности каждого компонента регулятивных УУД представлена в таблице 4
На диаграмме видно, что уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий в обеих группах по всем показателям ниже среднего общероссийского уровня.
Поэтому далее в экспериментальном классе проводилась интенсивная работа как по обучению решению задач, так и по формированию регулятивных УУД.
СЛАЙД 35
На третьем этапе работы, был проведен формирующий эксперимент. Его цель: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики при обучении решению задач с использованием различных методических приемов и заданий.
Для этого при подготовке к уроку были подобраны задания, которые способствуют как формированию общих умений решать задачи, так и формированию регулятивных УУД.
СЛАЙД 36
Четверый этап исследования был связан с проведением контрольного эксперимента и оформлением результатов исследования.
Цель эксперимента- выявление уровня сформированности регулятивных УУД учащихся экспериментальной и контрольной групп.
СЛАЙД 37
Результаты диагностики, проведенной в экспериментальной группе показали, (позволили выявить следующие показатели: 89% учащихся умеют самостоятельно формулировать цель деятельности; 53% учащихся могут составить план действий; 80% учащихся могут безошибочно действовать по заданному плану; 92% учащихся справились с сопоставлением действия с целью, нахождением и с исправлением ошибок; 61% учащихся могут проверить и оценить результаты своей работы.), что сумма баллов за регулятивные умения всего класса составляет 70%.
Результаты диагностики, проведенной в контрольной группе показали, (позволили выявить следующие показатели: 65% учащихся умеют самостоятельно формулировать цель деятельности; 51% учащихся могут составить план действий; 71% учащихся могут безошибочно действовать по заданному плану; 77% учащихся справились с сопоставлением действия с целью, нахождением и с исправлением ошибок; 60% учащихся могут проверить и оценить результаты своей работы.) что сумма баллов за регулятивные умения всего класса составляет 65%. Более подробная характеристика сформированности каждого компонента регулятивных УУД представлена в таблице 5
В итоге мы получили следующие результаты: контрольный эксперимент, проведенный в 3 классах, показал, что в экспериментальном классе после проведенных упражнений уровень сформированности регулятивных УУД оказался выше, чем в контрольном классе, где эти упражнения не проводились.
СЛАЙД 38
Таким образом, наше предположение о том, что если процесс обучения решению текстовых задач построить на основе использования специальных заданий, направленных на формирование общих умений решать задачи, то это будет способствовать повышению уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников, оказалось верным, это является практическим подтверждением выдвинутой нами гипотезы.
Студентка Лапшина Светлана Юрьевна доклад по выпускной квалификационной работе на тему «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики при обучении решению задач», закончила.
СЛАЙД 39
Спасибо за внимание.