Формирование мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе интеграции учебной деятельности

Выступление на МО
начальных классов.
Учитель Рахимзянова Г.Ш.

Тема: Формирование мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе интеграции учебной деятельности

Математика один из предметов, который позволяет интегрировать различный учебный материал. Эта наука имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника. Математические задачи, накопленные и проверенные в ходе многолетней педагогической практики, позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память. В процессе интеграции разных задач по смыслу и содержанию формируются представления и знания об окружающем мире, что необходимо и содержательно для детей младшего школьного возраста. В методической литературе за развивающими задачами закрепились специальные названия: задачи на соображение, задачи «с изюминкой», задачи на смекалку и др. Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математикой.
От построения учебно-воспитательной деятельности на уроке и от места, которое занимает в нем ученик, зависит не только продуктивность его познания, но и развитие его личности. Но важно еще и стимулирование познавательной деятельности, которое рассматриваем как побуждение ученика к самостоятельности, что ярко формируется, если интегрировать учебный материал.
Для начальной школы ведущими стимулами являются такие, в которых проявляется осознание нужности знания, потребности в нем, привычка учиться. Для этого используются различные средства стимуляции. При изучении математики, например, задача является стимулом познавательной деятельности. Вместе с тем процесс решения задач должен также стимулироваться. С этой целью учитель использует систему задач, предусматривающую подготовительные элементы и элементы развернутого объяснения, а также элементы неожиданности и трудности; постоянно обращает внимание на подборку готовых задач, преобразование задач, составлении и решение взаимообратных задач.
В меру своих сил и возможностей пытаюсь и я решить эту проблему, вводя в уроки математики элементы интегрирования. В ходе задачи дети могут узнать материал по предмету «Окружающий мир», который им не хочется читать или запоминать на рабочем обычном уроке. Например,
Задача. «Из зоопарка сбежал сайгак. Парнокопытное животное из семейства полорогих, с длинным хоботообразным носом на воле может погибнуть. Его поймали через 3 часа за 180 км. от зоопарка. Какая скорость у сайгака?»
После решения подобных задач детям можно предложить узнать больше материала из учебников и энциклопедий.
В ходе решения задач можно повторить и закрепить материал по орфографии, выучить словарные слова, так как детям приходится неоднократно прочитывать и запоминать содержание, чтобы решить задачу. Например, Составь задачи, используя следующий текст: «На л..сной п..лянке 4 рыж..ка и 5 м..слят. А груздей на 3 мен..ше, чем маслят»
Учащимся такие уроки нравятся, они вызывают у них желание самостоятельно подготовить по теме краткое сообщение, или с помощью энциклопедического материала составить подобные задачи. В ходе таких уроков младший школьник расширяет свой кругозор и словарный запас.
В идеале в процессе интеграции учебного материала при планировании урока учитель стремится определить ситуацию, а впоследствии и организовать ее возникновение так, чтобы в результате совместной с учителем, другими учениками деятельности ребенок сделал открытие ценой собственных усилий – интеллектуальных, духовных и нравственных.
15