Методические разработки по теме: «Моделирование как средство обучения младших школьников решению арифметических задач»


Методические разработки Артемовой Лилии Семеновны по теме: «Моделирование как средство обучения младших школьников решению арифметических задач»
Данная методическая разработка актуальна, так как новые стандарты начального общего образования по математике ориентируют на практические жизненные потребности человека в умении решать разные задачи. Таким целям отвечает не частный, а общий подход в обучении решению текстовых задач.
Для того чтобы каждый ученик научился решать текстовые задачи, нужно улучшить методику организации первичного восприятия и анализа задачи, для осознанного выбора арифметических действий с помощью которых решаются задачи. Поэтому в обучении решению задач необходимо использовать подход, предполагающий формирование общего умения решать задачи. В основу формирования общего умения решать задачи следует положить прием моделирования. Отсюда вытекает проблема исследования – какие формы работы по обучению учащихся моделированию могут быть использованы учителем при решении задач на уроках математики?  
Цель исследования – разработать формы работы по обучению младших школьников моделированию при решении задач на уроках математики.
Задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть различные методические подходы к обучению решению задач с помощью моделирования;
подобрать формы работы по обучению младших школьников моделированию при решении задач на уроках математики;
Планируемый результат: приведенная мною система работы над задачей с помощью моделирования способствует повышению умения решать задачи.
Изучив, теоретическую сторону данной проблемы и исходя из практического опыта, можно сделать вывод, что моделирование является наиболее эффективным методом обучения решению задач. Моделирование позволяет выйти на обобщенные способы решения различных видов задач. Формирование действий моделирования, общих методов решения задач предполагает качественно иной подход к формированию умения решать задачи, так как моделирование является способом познания, позволяющим видеть любой предмет, в том числе и задачу, как объект исследования, определять действия с ним задолго до того, как будет получен конечный результат. Для анализа текстовых задач используются различные модели: схематизированные, знаковые, графические, но наиболее эффективно применять схематические модели, так как по схеме легко определить, какие действия над данными числами нужно выполнить, чтобы получить искомое.
В структуре любой задачи выделяют:
Предметную область, т.е. объекты, о которых идет речь в задаче.
Отношения, которые связывают объекты предметной области.
Требование задачи.
Для определения уровня сформированности умения решать арифметические задачи с помощью моделирования определяю следующие показатели: чтение и усвоение текста задачи; самостоятельность анализа решения задачи и выбор действия; составления плана решения; запись решения задачи; проверка правильности решения.
Первоначальным этапом по формированию у ребенка умения моделировать ситуацию задачи, а затем описывать ее с помощью математических символов является обучение выполнению действий с предметными совокупностями таким образом, чтобы действия ребенка соответствовали смыслу ситуации, предлагаемой условием задачи. То есть самым простым способом моделирования задачи является моделирование на предметной наглядности, поскольку в этот период особенно важно правильное понимание смысла действия, а смысл действия удобнее всего проиллюстрировать наглядно.
Рисование графической схемы, во-первых, заставляет ученика внимательно читать текст задачи, во-вторых, позволяет перенести часть умственных действий в действия практические и закрепить результат в виде материального объекта, в-третьих, дает возможность искать решение самостоятельно. С целью формирования умения выбирать арифметические действия для решения задач, предлагаются задания, в которых используются следующие формы работы:
Выбор схемы;
Выбор вопросов;
Выбор выражений;
Выбор условия к данному вопросу;
Выбор данных;
Изменение текста задачи в соответствии с данным решением;
Постановка вопроса, соответствующего данной схеме;
Объяснение выражений, составленных по данному условию;
Выбор решения задачи.
С детьми составляется памятка.
ПАМЯТКА
1. Выбери то, что полезно изобразить отрезком.
2. Что будешь изображать отрезком в первую очередь?
3. Изобрази его и обозначь.
4. Изобрази отрезками другие данные, искомые. Обозначь их.
5. Проверь, правильно ли построен чертеж.
Опыт показывает, что используя графическое моделирование простых задач, дети без особых трудностей, естественно переходят к решению задач в два действия. На графическое моделирование не стоит жалеть времени на уроке. Это с лихвой окупится в процессе решения задачи. И наоборот, отсутствие графической модели может привести к неправильному решению задачи.
На этапе закрепления и обобщения схематического чертежа использую следующие формы работы:
Формулирование текста задачи по предложенному сюжету и отрезочной схеме.
Соотнесение схемы и числового выражения.
Заполнение схемы – заготовки данными задачи.
Нахождение ошибок в заполнении схемы.
Завершение построения схемы.
Выбор схемы к задаче.
Выбор задачи к схеме.
Дополнение условий задачи.
Изменение схемы.
Изменение условий задачи.
Изменение текста задачи.
Итогом обучения построению и осмыслению схематического чертежа является самостоятельное моделирование задач учащимися.
Для этого учащимся предлагается, почти каждый урок, решать задачи с использованием моделирования.
В ходе работы анализируются:
тестово - диагностические работы;
проверочные и контрольные работы по ходу изучения темы;
самостоятельные работы.
Прием моделирования задач стал для обучающихся действенным способом поиска решения. Кроме того, обоснование младшими школьниками своих действий при построении модели способствует активизации мыслительной деятельности, развитию умения рассуждать, учит последовательно и аргументировано излагать свои мысли.
В целом полученные результаты дают основание предположить, что опыт моей работы по моделированию текстовых задач на уроках математики имеет практическую значимость для повышения качества образовательного процесса. Приведенная система работы с математическими задачами дала возможность исключить однотипность в работе с задачами, развивать познавательный интерес к учению, прививать учащимся навыки и умения самостоятельной работы при решении задач, развивать творческую активность. Навыки, приобретенные в начальной школе, учащиеся используют при решении задач и основной школе.