Тема: «Методика обучения младших школьников решению текстовых задач».


Тема: «Методика обучения младших школьников решению текстовых задач».
Содержание всех этапов решения задачи, с указанием приемов их выполнения на примере одной задачи.
Задача: Почтальон должен разнести 8 телеграмм. Он уже разнёс 6 телеграмм. Сколько телеграмм ему ещё надо разнести?
№ Этапы решения задачи Приёмы выполнения
1 Подготовительный этап.
Цель:
усвоить содержание понятий,
т.е. установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения, и на этой основе выделить отношения, величины, зависимости известные и неизвестные, искомое требование.
1. Правильное чтение задачи
(правильное прочтение слов и предложений, выяснение значений непонятных слов,
правильная расстановка логического ударения
на числовые данные и на слова,
которые определяют выбор действия,
выделение интонацией вопрос задачи)
2. Правильное слушание при восприятии
задачи на слух (чтение учителем или хорошо читающим учеником)
3.Представление ситуации, описанной
в задаче:
а) создание зрительного образа
(по иллюстрации);
б) создание кинестетического образа
(в практической, игровой деятельности)
4. Разбиение текста на смысловые части.
- Разделите текст вертикальными линиями
на смысловые части.
- Выделите в тексте задачи условие и вопрос.
Условие подчеркните одной чертой,
вопрос - двумя чертами.
Почтальон должен разнести 8 телеграмм. / Он уже разнёс 6 телеграмм.
Сколько телеграмм ему ещё надо разнести?/
5. Построение материальной или материализованной модели:

а) Практической (показ задачи на конкретных предметах, о которых идёт речь в задаче: телеграммы);
3759192762400б) Графической:
- условный рисунок
20240743132300-5143549466510153653422650862965342265071056534226505581653422650405765342265025336534226501009653422650-514353327400 8
76581014033600
6 ?45942213684400
- чертёж (выбирается единичный отрезок: 1 клетка – 1 телеграмма)
8
1043940151765-22860241300003022606667500-247651638301179830161290872490132715729615132715567690151765415290142240272415151765120015151765

9937758445500

6 ?44259510223500 -схематический чертёж (схема)
Рациональный вид модели!
8
883603163830-22860241300003022606667500-247651638301179830161290

9378955588000
6 ?
в) Словесной:
- краткая запись
Было- 8 т.Разнес - 6т.Осталось - ? 6.Постановка специальных вопросов.
- О какой ситуации говорится в задаче?
-Все ли телеграммы сразу разнёс почтальон?

2 Ознакомительный этап
Цель:
познакомить с процессом решения задачи; выделить отличительные признаки задачи;
выбрать арифметическое действие для решения задачи. По опорным словам краткой записи:
Учитель: - Что нужно узнать в задаче?
Ученики: - Сколько телеграмм ему ещё надо разнести?
Учитель: - Какое действие выберем
для решения задачи?
Ученики: - Вычитание!
Учитель: - Почему?
Ученики: - «Осталось», это - стало меньше,
поэтому выбираем вычитание.
По графической модели (например, по схеме):
Учитель: - Покажите на схеме, сколько телеграмм нужно разнести?
Ученики: показывают соответствующий отрезок.
Учитель: - Это часть или целая величина?
Ученики: - Целая величина!
Учитель: - Покажите на схеме, сколько
телеграмм почтальон уже разнёс?
- Это часть или целая величина?
Ученики: - Это часть от целого.
Учитель: - Какой вопрос в задаче?
Ученики: - Сколько телеграмм ещё надо разнести?
Учитель: - Как на нашей схеме обозначено
искомое? Покажите!
Учитель: - Какое действие выберем
для решения задачи?
Ученики: - Вычитание!
Учитель: - Почему?
Ученики: - Нужно найти оставшуюся часть
от целого!
3 Выполнение решения.
Цель:
найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи). Письменное выполнение
арифметического решения:
8 – 6 =2 (т.)
4 Закрепление
Цель:
формирование умения распознавать и применять выделенный способ действия для решения задачи. 1.Прогнозирование результата (прикидка, установление границ ответа на вопрос)
8 – 6 =2 (т.)
- Ответ будет меньше числа 8, так как нужно найти оставшуюся часть от целого;
2. Установления соответствия между результатом решения и условием задачи:
- В текст задачи вместо вопроса подставляем ответ на него («2 телеграммы») и проверяем, нет ли противоречия.
Почтальон должен разнести 8 телеграмм. Он разнёс только 6.
Осталось ему разнести 2.
8 – 6 = 2
3.Решение другим методом.
а) практический (см. выше);
а) графический (см. выше)
в) алгебраический
Пусть Х – число телеграмм, которые осталось разнести почтальону. Тогда, если к нему прибавить число телеграмм, которые почтальон уже разнёс, получим число телеграмм, которые почтальон должен был разнести.
х+6=8
х= 8 - 6
х= 2
4.Составление и решение обратной задачи
а) Текст обратной задачи
Почтальон должен разнести 8 телеграмм.
После того, как он разнёс несколько
телеграмм, то ему осталось
разнести ещё 2 телеграммы.
Сколько телеграмм почтальон разнёс
сначала?
б) Решение обратной задачи
8 – 2 = 6 (т.)
в) Итог проверки:
Ответ обратной задачи совпадает с данным
числом прямой задачи.
Значит, результат решения задачи верен.
5.Определение смысла составленных в процессе решения выражений.
8 – 6 = 2 (т.)
Учитель: - Что обозначает число 8?
Ученик: - 8 – число телеграмм,
которые нужно разнести почтальону.
Учитель: - Что обозначает число 6?
Ученик: - 6 – число телеграмм,
которые почтальон уже разнёс.
Учитель: - Что обозначает выражение 8 - 6?
Ученик: - Количество телеграмм,
которые осталось разнести почтальону.
6.Сравнение с правильным решением – с образцом хода и (или) результата решения.
8-6=2 (т.)
5 Формулировка ответа на вопрос задачи.
Цель: дать ответ
на вопрос задачи
Формулировка полного ответа на вопрос задачи устно;
Почтальону осталось разнести 2 телеграммы.

Запись краткого ответа.

Ответ: 2 телеграммы.