Выступление на МО Развитие профессионально- трудовых навыков учащихся с особыми образовательными потребностями на уроках швейного дела



ГКОУ РО школа-интернат VIII вида п. Орловский








Развитие профессионально-
трудовых навыков учащихся
с особыми образовательными
потребностями на уроках
швейного дела

(выступление на МО)





Учитель ПТО
Левшина В.А.








2012 г.



Целью профессионально – трудового обучения в коррекционной школе является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы. Для достижения этой цели в процессе трудового обучения решаются задачи: формирование технических и технологических знаний; развитие у учащихся трудовых умений и навыков; воспитание положительного отношения к труду.
Задачи эти должны решаться комплексно в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.
Профессионально – трудовая подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционную направленность в развитии личности школьников с интеллектуальной недостаточностью. Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся. Обучение труду у нас в мастерской складывается из последовательных этапов. Каждый этап решает определенные задачи обучения. К нам приходят дети из начальной школы. Их трудовое обучение там направлено на всестороннее развитие и приобретение начальных трудовых умений. Они работают, в основном, с бумагой, картоном, пластилином, природным материалом. В пятом классе трудовое обучение решает те же задачи, что и в начальной школе, но их решение происходит на более высоком уровне. Дети впервые приходят работать в мастерские, и важно воспитать у них организационные умения и навыки.
С первых дней дети учатся организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться оборудованием с соблюдением всех правил техники безопасности, соблюдать форму одежды, умению обращаться к учителю, убирать свое рабочее место. Усвоенные детьми организационные умения и навыки впоследствии закрепляются, как полезные привычки и облегчают переход к самостоятельной работе. Изучение правил техники безопасности начинаются с рассказов о некоторых случаях в мастерских школ, которые стали возможными в результате нарушения трудовой дисциплины и невыполнения правил техники безопасности. Ребята внимательно слушают и усваивают эти правила. С пятого класса учащиеся занимаются не только практическим исполнением задания. Например, изготовление мешочка для хранения работ. Предварительно обговаривается план пошива, последовательность выполнения операций, анализирую образец. Дети учатся логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы, тем самым развивается речь каждого ученика. Чтобы учащимся было легче отвечать, на уроках используются образцы готовых изделий, поузловой обработки, выполненные в технологической последовательности.
Очень важно предварительно продумывать все элементы урока. Такое осмысливание работы заметно влияет на повышение эффективности занятий. При подготовке к уроку подбираю различные игровые моменты. Игровые моменты особенно нужны, когда задание вызывает у ребят затруднение. Так, например, учащиеся пятых классов, а иногда и старших затрудняются в определении последовательности действий и операций. В этом случае используется игра «Поезд знаний». В вагончиках поезда - прорези, в которые вставляются карточки с последовательностью работы. Или игра «Всезнайка». Учащиеся берут со стола перевернутые карточки с вопросом или заданием и дают на них ответ. Большой интерес в 5 классе вызывает игровой момент «Матрешка». Например, тема урока: «Виды стежков». Приходит в гости Матрешка, которая перепутала фартуки. На фартуках выполнены виды стежков. Учащиеся помогают ей разобраться и найти нужные. Проверить правильность ответа можно, перевернув фартук, где написано название стежка. В средних и старших классах дети уже отвечают на вопросы швейного лото или вопросы «Конверта дружеских вопросов». Выходит ученица и из конверта с подготовленными к данной теме урока вопросами, достает листок с вопросом. Обращается к любому учащемуся, читает вопрос. Если он не отвечает, ему помогают остальные. Используются так же игровые моменты, такие как: «Путешествие по станциям», «Лото», «Верно-неверно», «Игра-молчанка» и другие. На уроках создаются различные игровые ситуации. Например, тема урока: «Ночная сорочка».
- Ребята, представьте, что мы пришли в магазин «Ткани». Показывается «витрина» с полосками тканей.

-Какую ткань вы купите для ночной сорочки? Почему?
Ученики выбирают ткань, объясняя при этом:
-Для ночной сорочки нужна тонкая ткань. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это хлопчатобумажная ткань. Она хорошо стирается, утюжится, пропускает воздух и впитывает влагу.
Во время повторения темы урока учащиеся класса работают у доски и индивидуально. Например, одна ученица расставляет у доски текстовые карточки с последовательностью работы, другая предметные карточки, а остальные дети работают на местах.
На каждом уроке применяется наглядный материал. Эффективность применения наглядных средств в основном объясняется тем, что при зрительном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным средствам относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия, с помощью которых раскрывается сущность воспринятого учащимися. Необходимым наглядным средством служит изделие – образец. Кроме того, используются образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия. Это практический показ приема работы. Его цель состоит в восприятии и первоначальном запоминании учащимися трех составляющих приема работы.

-Образа результата действий;
-Орудия труда;
-Образа трудовых движений.

Необходимо разъяснить назначение приема и показать его выполнение. На первом этапе демонстрируется результат работы, то есть образец изделия, который будем шить. На втором этапе выполняется действие в замедленном темпе, внимание акцентируется на особо трудных для выполнения моментах. На третьем этапе повторяется выполнение приема несколько раз в рабочем темпе. Более сложным является обучение тем трудовым операциям, которые не оцениваются с помощью зрения. В этих случаях эталоном служит мышечное усилие. Например, при шитье на машине с электроприводом. Необходимо точно нажимать на педаль. Малейший сбой в нажатии приводит к браку в изделии.
Учебная программа определяет знание учащимися основных механизмов швейной машинки. Основным наглядным средством являются сами швейные машины, а также плакаты с отдельными механизмами.
К наглядным средствам относятся оформленные для демонстрации тексты. Например, правила самостоятельной работы. Это: рассмотри образец, вспомни, что похожее приходилось делать, продумай план, подготовь необходимые инструменты, проконтролируй работу и сравни ее с образцом.
Трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении теоретических знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение наглядных средств является отличным способом развития умений детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.
После каждой практической работы проводится опрос детей: что они делали и в какой последовательности. Многим учащимся трудно дается объяснение и при этом применение терминов ручных и машинных работ. Так, например, тема урока: «Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами». Последовательность работы сначала проговаривается хором, а затем индивидуально. Например, подогнули долевые срезы деталей ручек на изнаночную сторону. Ширина подгиба -7мм. Заметали.
В конце каждой практической работы учащиеся проверяют работы друг у друга, оценивают их, указывают на ошибки.
В старших классах сформированные трудовые умения позволяют применить во время практического повторения пооперационное разделение труда, когда каждый из учащихся несет ответственность за изготовление определенного узла изделия. Одна ученица обрабатывает вход в пододеяльник, другая боковые срезы. Таким образом, каждый несет ответственность за выполнение определенной операции по обработке изделия. Эта работа очень похожа на работу на производстве.
Профориентационная работа в нашей школе имеет свои особенности. Дети не могут свободно выбирать профессию, как в других школах. Хочу поделиться опытом ориентации наших детей на профессию швеи – оператора швейного оборудования. Эта специальность приемлема для наших детей по следующим причинам:
1) Благоприятные условия труда: светлые цеха, организованное питание, что сохраняет здоровье и трудоспособность.
2)Эта профессия, чаще всего, предполагает работу на большом предприятии. Рабочее место находится в цехе на виду у коллектива, это положительно действует на наших учащихся.
3)Доступность. В связи с тем, что длительное время выполняется одна или несколько операций, возможна выработка устойчивого навыка.

На уроках практического повторения закрепляются навыки и умения работы на швейных машинах. Применяется дифференцированный подход - уже с пятого класса успевающие учащиеся осваивают приемы выполнения операций на машинах с электроприводом. Этим детям дается два задания вместо одного. В старших классах эти учащиеся так же работают с опережением. Их работа усложняется, они привлекаются к оказанию помощи слабым учащимся. Для них проводится инструктаж с опорой на образец и инструкционную карту. На уроках практического повторения, чаще всего, выполняются заказы школы: пошив полотенец, скатертей, штор; прихваток, подушек в технике «Пэчворк», выполняются работы для выставок.
Важнейшим фактором в профориентации являются экскурсии на производство. Они проводятся для ознакомления с различными рабочими профессиями. Учащиеся, конечно, в первую очередь, знакомятся с профессией швеи. Экскурсии были организованы в швейный цех «София». Перед экскурсией учащиеся получают задание. Например, записать названия рабочих профессий; выяснить, какое количество операций должна выполнять швея мотористка за смену; запомнить названия швейных машин; спросить о заработной плате. А также даются задания, касающиеся приемов работы. Это: посадка за швейными машинами, положение рук во время выполнения операций, наматывание ниток на шпульку, обрезание ниток. Если детям дать предварительное задание, направить их внимание на выполнение той или иной операции, они лучше поймут и запомнят все о данной профессии и предварительная работа не пройдет бесследно. На следующем занятии проводятся итоги экскурсии: что узнали, увидели, что особенно запомнилось или показалось интересным. Затем делаются краткие записи в тетрадях.
Приобщение к профессии дело не одного дня, а ежедневная работа всех учителей. Не все дети станут швеями в силу разных причин, но можно утверждать с полной уверенностью - учащиеся научатся выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважительно относиться к людям. А эти качества им пригодятся в жизни, в любой профессии. Некоторые выпускники, которые хорошо учились в школе, принимали участие в различных конкурсах, выставках, по окончании школы, пошли работать по специальности «швея - оператор швейного оборудования». Это: Меньшаева М., Евстефеева Н., Фомичёва А. Они и там проявляли старание при выполнении сложных работ.
В конце обучения учащиеся сдают экзамены по швейному делу. Форма сдачи экзаменов - билеты. Учащимся предлагается 10 билетов. На два вопроса дети дают устные ответы, а затем выполняют практическое задание. Теоретические вопросы включают в себя знания о свойствах тканей, деталях и механизмах швейной машины, мерках, снимаемых для пошива изделий. Особое внимание уделено правилам техники безопасности. Дети не просто заучивают ответы наизусть, учатся выполнять практические задания, но и в течение всего года работают по индивидуальным карточкам – заданиям, каждый ответ на билет продумывают и применяют на практике. Экзамен – это, своего рода, подведение итогов всего курса обучения в швейной мастерской, где выявляется уровень знаний по разным темам учебной программы: материаловедению, технологии пошива изделий, машиноведению, моделированию и конструированию.
Девочки старших классов всегда принимают участие в пошиве костюмов для концертов и театральных представлений, а так же, что очень важно, отшивают программные изделия в натуральную величину. Это дает им возможность наглядно убедиться в результатах своего труда, что является лучшей мотивацией к дальнейшему освоению профессии «швея». Многие не просто шили, но и сами участвовали в выступлениях.
Ежегодно проводятся у нас в мастерских недели трудового обучения. На них дети не только показывают свои знания по предмету, но и демонстрируют костюмы, которые придумывают самостоятельно из уже сшитых изделий. Таким образом, ученики начинают логически мыслить, у них развивается эстетический вкус, творческие способности, а в описании своей модели о и ее назначении, развивается и речь.
В процессе подготовки особое внимание уделяется оформлению выставочных работ. Красиво оформленная работа создает у детей положительный настрой, рождает желание научиться чему-то новому и интересному.
В дальнейшей работе планирую продолжать накопление дидактического материала, такого, как технологические карты с последовательностью выполнения операций по изготовлению изделия, индивидуальные карточки – задания на каждого учащегося, инструкционные карты с поузловой обработкой.
Стремлюсь к эффективности уроков труда - включаю в уроки игровые моменты, стараюсь делать их интересными и увлекательными. Провожу занятия в необычной форме, но с обязательным соблюдением элементов урока. Это уроки – фантазии, деловые уроки, уроки – путешествия и, конечно, уроки-презентации. Использую на них доступный наглядный материал: плакаты, схемы, карты, таблицы, информационные электронные носители.
Одной из главных задач считаю воспитание у детей уважения к людям труда, профессионалам; развитие познавательных интересов и воспитание эстетического вкуса, творческое развитие, а главное – способность перенимать положительный опыт, как в работе, так и в жизни.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15