Статья на тему: ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОВПБ. 01 ИНФОРМАТИКА


ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ОВПБ. 01 ИНФОРМАТИКА
Бочарова Анна Анатольевна
«ОБПОУ» Курский электромеханический техникум
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен вопрос эффективности и целесообразности применения электронного тестирования при проведении уроков «Информатика», дан анализ типов тестовых заданий и показаны бесплатные программы для их создания.
Основными принципами образовательной стратегии ХХI века являются - доступность, мобильность, качество.
Быстрое развитие информационных технологий предъявляет всё новые и новые требования к  студенту как к члену информационного общества. На практике чаще всего оценивание качества подготовки обучающихся производится экспертным, субъективным способом. Зачастую преподаватель не имеет возможности в полной мере представить динамическую картину дидактического состояния каждого студента вследствие нехватки времени и использования неэффективных методов контроля.
Наиболее объективным способом контроля и диагностики знаний является электронное тестирование.
В связи с этим значительно возрос интерес к вопросам технологии создания и применения компьютерных тестов в различных сферах образования, создана система компьютерного тестирования по учебному курсу  «Информатика». Данная система предполагает использование тестовых заданий для различных целей (контроль, диагностика, обучение)  при работе  с обучающимися. Основным элементом системы является база тестовых заданий. Множество тестовых заданий объединяются в группы по разделам, темам. Например, при изучении раздела «Ввод и обработка текстовой информации» создаются тестовые задания по таким видам тем, как «Форматирование и редактирование текста», «Работа с графическими объектами», «Создание и форматирование больших документов», «Работа со списками».
Индивидуальное тестовое задание, как минимум, состоит из текста задания и эталона (правильного ответа) к нему.
По характеру ответов различают два типа тестовых заданий - тесты с закрытым (заданным) ответом и тесты с открытым ответом - в последних заданиях отсутствует набор ответов, среди которых нужно найти правильный ответ (один или несколько). Тесты с закрытым ответом имеют набор ответов.
Исходя из характера тестовых заданий они делятся на:
тесты 1-го уровня - они позволяют установить наличие знаний-знакомств; эти задания всегда имеют набор ответов и требуют от обучающихся установить соответствие признака, указанного в задании и приведенного в ответах;тесты 2-го уровня - они позволяют установить наличие у обучающихся знаний-копий; эти задания могут быть как с открытым ответом, так и иметь набор ответов;
тесты 3-го уровня - позволяют установить наличие у обучающихся знаний-умений; эти задания с открытым ответом и они представляют собой или расчетные задачи, или ситуационные задания.
На уроках «Информатики» целесообразнее применять тестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Потому что это простейший вид задания, в котором правильный ответ уже содержится, и задача испытуемого состоит в его узнавании.
Содержательная основа задания представляет собой часть утвердительного предложения, но не вопрос. Предлагаемые варианты ответов дополняют его до полного утвердительного предложения.
Задача испытуемого – выбрать правильный вариант утверждения.
Достоинства тестовых заданий состоят в следующем, это:
полнота охвата по содержанию (во-первых, содержание практически всего материала по предмету «Информатика» может быть отражено в этой форме заданий, во-вторых, эта форма дает возможность более полно охватить содержание проверяемой учебной дисциплины)
полнота охвата по проверяемым уровням учебной деятельности – от простого запоминания до более сложных уровней, таких, как анализ, применение знаний в нестандартной ситуации, понимание и т.д.
эффективность (быстрота тестирования позволяет предложить больше заданий в одно и то же время)
технологичность (могут проверяться автоматически и легко адаптируются в компьютерную форму тестирования)
простота подсчета первичных баллов обучающихся (как правило, дихотомическая оценка)
объективность (существует эталон правильного ответа, поэтому и не проверяются экспертами)
грамотно написанные задания этой формы валидны и надежны.
Для создания и использования тестовых заданий можно использовать бесплатную программу MyTest. Программа легка и удобна в использовании. Любое образовательное учреждение, студенты могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких либо денежных отчислений. 
Универсальный тест – это приложение для создания тестов и проведения тестирования. Программа содержит в себе два модуля. Модуль под названием Tester позволяет проверять знания студентов при помощи готовых тестов. При помощи модуля Test maker можно составлять и собственные тесты. В них можно использовать графику и тексты с форматированием.
AnsTester - приложение для создания разнообразных тестов, основанных на системе начисления баллов. Помимо тестирования, программа позволяет проводить различные опросы. В пакет входят несколько модулей - один предназначен для проведения тестирования, второй - для просмотра результатов тестов и третий - для создания тестов.
С помощью программы PsyTest for Windows – можно не только проходить огромное множество разнообразных тестов на различные тематики, но и создавать свои собственные. Единственным условием, необходимым для создания новых тестов является подключение редактора текстов.
Таким образом, использование электронного тестирования на уроках «Информатики» имеет целый ряд положительных тенденций, например:
имеется возможность отслеживать в динамике дидактическое состояние каждого обучающегося и группы в целом в течение всего времени изучения предмета;
имеется возможность введения постоянно действующей рейтинговой системы оценки достижений обучающихся, что существенно повышает мотивацию учения;
обработка статистических данных компьютерного тестирования не требует больших временных затрат, что облегчает труд   преподавателя;
Регулярное использование электронных форм тестирования в совокупности с другими методами работы дают положительные результаты. Результатом данной работы является развитие познавательного интереса к предмету, что является очень важным фактором, влияющим на заинтересованность в изучении информатики.
Список литературы
Пак Н.И., Симонова А. Л. Методика оценивания знаний   с помощью тестов // ИНФО. –    № 10. – 2015.
Пак Н.И., Симонова А.Л. Компьютерная диагностика знаний // Образование. – №2. – 2016.
Пак Н.И., Симонова А.Л. Диагностика знаний с помощью тестов // Космос и одарённость, 2000.
Русаков С. В., Русакова О. Л., Шестакова Л. В. Тестовая форма контроля для базового курса ОИВТ // Информатика и образование. – № 6, 7. –1997.
Русаков С. В., Русакова О. Л., Шестакова Л. В. Тестовая форма контроля для базового курса ОИВТ // Информатика и образование. – № 3. – 1995.