«Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» при выполнении практических работ на уроках географии».


Припузова Т.Г., учитель географии
МОБУ СОШ № 9 им. М.И. Кершенгольца, г. Якутск.
Использование элементов технологии «Развитие критического мышления»
при выполнении практических работ на уроках географии».

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика- умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Для формирования данных навыков нужно уметь работать с различными источниками информации, в том числе с текстом учебника.
В своей работе я использую приемы и методы технологии развития критического мышления человека (сокращенно РКМЧП, это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которую разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит).
Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Оно учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Применение этой технологии развивает такие базовые качества личности, как критическое мышление, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Изначально технология была разработана для применения на уроках литературы. Однако некоторые приемы и методы можно и применять на уроках географии, как при изучении нового материала, так и при проведении практических работ, а также для домашних заданий.
Хочу поделиться опытом применения методов «Технологии развития критического мышления» при проведении практических работ. Это «Кластеры (гроздь)», «Концептуальная таблица» и «Фишбоун»
Кластер это - графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Проще говоря – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. В процессе составления кластера у учеников формируются: умение ставить вопросы, находить главное в большом объеме учебного материала, устанавливать причинно-следственные и логические связи, строить умозаключения, переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде, проводить аналогии, сравнивать и анализировать.
Например, раздел Хозяйство России, 8 класс. Практическая работа по теме «Состав топливно-энергетического комплекса». Ученики составляют кластер



Или раздел «Хозяйство России», 8 класс. Практическая работа по теме «Состав агропромышленного комплекса»





Кластер содействует самообразовательной и самостоятельной деятельности учеников, умению работать самостоятельно, активизирует учебную деятельность. Кроме того, у учеников есть возможность вносить исправления в готовые схемы.
В зависимости от уровня сформированности навыков самостоятельной работы можно варьировать задания от «Самостоятельно составить схему», до «Продолжите составление схемы».
Примеры тем практических работ с применением приема «Кластер»
Внутренние воды Земли (6 класс)
Рельеф Земли (6 класс)
Географические карты (7 класс)
Металлургический комплекс (8 класс)
Химико-лесной комплекс (8 класс)
Природное районирование России (9 класс)
Природные ресурсы мира (10 класс
Еще один прием – «Концептуальная таблица», он направлен на создание навыков рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию, формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов.
Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы.
Например, при изучении темы «Южная Америка» в 7 классе провожу практическую работу «Своеобразие природы Южной Америки». Задание: сравнить природу таких регионов как «Анды» и «Амазонская низменность».
Амазонская низменность Линии сравнения Анды
Географ. положение
Рельеф
Полезные ископаемые
Климат
Растительность
Животный мир Еще один пример: 6 класс, тема «Атмосфера». При проведении практической работы «Облака» составляется концептуальная таблица «Виды облаков»
Линии сравнения Кучевые облака Слоистые облака Перистые облака
Высота образования Внешний вид Осадки Разновидности Прием «Концептуальная таблица» применяю при выполнении следующих практических работ:
Страноведение (11 класс)
Лесные ресурсы (10 класс)
Минеральные ресурсы (10 класс)
Демографическая политика (10 класс)
Население России (9 класс)
Характер великоросса (9 класс)
Народные промыслы Центральной России (9 класс)
Реки Евразии (7 класс)
Виды почв (6 класс)
Горные системы России (8 класс)
Экономические районы России (9 класс)
США и Канада (11 класс)
Еще один очень интересный прием, который я использую для практических работ это «Фишбоун».
Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава,
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы
Описание алгоритма действий при работе со стратегией «Fishbone».
Как известно любая проблема начинается с головы.
- помещаем нашу проблему в голову рыбы.
- на верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют.
- хвост рыбы – вывод.
Главное  при решении проблемы: найти причинно-следственные связи, ответить на вопросы “ПОЧЕМУ?”
Процедура составления схемы:
на листе провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;
от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 450, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;
идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.
Обычно в среднем звене такое задание выполняется как обобщение вместе с классом или в группах. А вот в старших классах такое задание можно задать как или практическую работу. Например, при изучении темы «Европа» в 11 классе, провожу практическую работу «Ключевые страны Западной Европы», на которой ученик составляют «Фишбоун», выбирая себе вопросы Почему:
В Италии развита индустрия туризма
Во Франции высока роль иммиграции
Великобритания - высокоурбанизированная страна
Германия - страна со сложной демографической ситуацией





Применение приемов и методов технологии развития критического мышления позволяет школьникам в развитии мышления, творческих способностей. Формируются навыки поиска и анализа информации, формулирования корректные вопросы. Что в результате способствует самостоятельности учащихся в изучении предмета