Статья Формирование экологических компетенций учащихся во внеурочной работе по предмету «Биология» на уровне основного общего образования»


«Формирование экологических компетенций учащихся во внеурочной работе по предмету «Биология» на уровне основного общего образования»

Вопросы взаимоотношений человека, природы и общества возникали на всех этапах развития человечества, особенно много их накопилось в настоящее время. Сегодня наиважнейшими проблемами человечества являются глобальные экологические катастрофы, которые возникли в результате нерационального, безнравственного, потребительского отношения людей к природе.
Уровень экологической культуры необходимо формировать уже с детства, направлять ребенка в период становления личности на школьной ступени образования. Поэтому нам необходимо сформировать у выпускника школы экологическую компетенцию, которая позволит ему оптимально взаимодействовать с окружающим миром, сохраняя свое здоровье и целостность природных экосистем. Поэтому одно из главных направлений в наше время - достижение экологической грамотности всего населения страны и, прежде всего, наших детей.
Именно на уроках биологии есть возможность для экологического воспитания. При формировании экологической компетенции необходимо разнообразить виды и формы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся.
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования школьников.
Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, цель которой создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Вместе с базовым образованием внеурочная деятельность даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке. Внеурочная деятельность даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. В условиях общеобразовательного учреждения получение ребёнком такой возможности означает не только и не столько включение в занятие, по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Во внеурочной деятельности ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения успеха, что в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность, стимулируя его активность в ней, можно рассчитывать на новый качественный результат. Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС. В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества
В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и экологическое, спортивно-оздоровительное).
В условиях формирования современного образовательного пространства одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся. В связи с поставленными целями Национальной стратегии в области образования актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения
В ФГОС ООО отражены направления формирования экологического мышления и социального проектирования, соответствующие системно-деятельностному подходу, и определен переход от трансляции экологических знаний к формированию экомышления обучающихся и навыков экоориентированной деятельности, а также ответственного, экологически обоснованного и безопасного преобразования жизни человека.
Для меня, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Внеурочная деятельность основывается на интересах учащихся, ее содержание позволяет расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях. В своей педагогической деятельности я применяю три формы внеклассной работы: индивидуальную, групповую, массовую.
Индивидуальная работа - это частные беседы консультировании по возникающим вопросам экологии, при работе над докладами, в ходе выполнения исследовательских проектов.
Групповая работа - это, прежде всего, работа в школьном кружке и на элективных курсах..
Массовая работа - это конференции, семинары, конкурсы экологических работ, рисунков, плакатов, олимпиады, участие в различных экологических акциях, операциях, экскурсии.
Благодаря массовой работе у учащихся формируется практические навыки по охране и восстановлению природных объектов.
Ежегодно проводятся экологические акции и операции в школе, в которых дети принимают активное участие, так как понимают важность своей деятельности: «Чистые берега», «Трудовой десант», «Марш парков», «Спаси зимой птицу».
Активно использую технологию проектно-исследовательской деятельности. Это и информационные проекты (в основном учащиеся 5-6 классов), исследовательские ( 7-9 классы), практико-ориентированные (10-11 классы)
Тесно работаю с учителями предметниками: географами, химиками, физиками и математики.
При проведении экологических исследований происходит общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических проблем. В процессе исследовательской деятельности школьник учится сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы.

В настоящее время веду работу по инновационной деятельности на базе республиканской инновационной площадки Института психологии и образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при Казанском (Приволжском) федеральном университете. Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Тема моей инновационной работы: «Формирование экологических компетенций учащихся во внеурочной работе по предмету «Биология» на уровне основного общего образования».
Куратор проекта: Доцент отделения управления и экономики образовательных учреждений ПМЦПКиППРО Штретер Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук
Инновационная работа внедряется в образовательное пространство МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №173» Приволжского района города Казани

Цель инновационной работы - развитие экологической культуры личности, вовлекая в исследовательскую деятельность, воспитание творческой, социально-активной личности, понимающую законы природы.
Задачи
Формирование знаний об экосистемах Земли и границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей и природной среды, здоровья населения;

Воспитание ответственности, чуткости, доброты, отзывчивости, заботы и бережного отношения к природе и людям, стремление внести свой вклад в сохранение и улучшение природной среды.
Формирование экологического мышления на основе ознакомления их с разнообразием природы, изучение экологических проблем;
Формирование навыков исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
Временные рамки
информационно - подготовительный, обучающий. этап (01.09.2016-30.05.2017);
внедренческий, экспериментальный этап (01.09.2017-30.05.2018);
аналитико - прогнозирующий, оценочный этап (01.09.2018-30.05.2019).
Программа информационно - подготовительного этапа:
Разработка плана деятельности.
Проведение и анализ уроков, внеклассных мероприятий с позиций экологического образования и воспитания.
Отражение экспериментальной работы на личном сайте.
Работа с родителями.
Работа с учащимися.
Методическая база
Системно-деятельностный и культурно-исторический подходы в рамках перехода в ФГОС
Исследовательская и проектная деятельность .
Курсы и научно-практические семинары для педагогов.
Комплексное консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания учащихся.
Организационное и научно - методическое обеспечение :
Проектная и исследовательская деятельности.
Организация внеурочной деятельности.
Формирование экологической грамотности и экологической культуры учащихся в рамках внедрения ФГОС.
Технические средства обучения, сети Интернет, личный сайт.
Планируемые результаты
социальное партнерство с окружающим
усиление в содержании экологического образования и воспитания;
успешная социализация личности учащихся в жизни.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Внеурочная деятельность экологической направленности в современных условиях» Мусяца с.Н.
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
 Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
 Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006.
· № 2. – С. 16–29.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Презентация инновационной экологической площадки в школе». Авезова О.Г.












15