Формирование системы работы учителя математики по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ на уровне основного и среднего общего образования


Э.А.Фетхуллова, учитель математики МОУ «Лямбирская СОШ №1»
Выступление на заседании педагогического совета школы 02.11.2016г.
Формирование системы работы учителя математики
по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ на уровне основного и среднего общего образования
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, дальнейшее обучение в 10-11 классах, сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе.
И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.
Ничто так не развивает способность человека к аналитическому мышлению, как математика. Прочные знания в области этой учебной дисциплины в дальнейшем помогут ученику не только успешно освоить ту или иную техническую специальность, но и найдут применение во многих жизненно важных ситуациях
В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов в рамках изучения алгебры и геометрии на уроках, элективных курсах и дополнительных занятиях
Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.
Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, я чаще всего создаю нестандартную для них ситуации. Вот здесь для меня и встает вопрос – «Как учить результативно, чтобы школьный экзамен по математике стал проверкой знаний учеников, а не наказанием»?
Встает еще один вопрос: «Как же подготовить учащихся к сдаче экзамена. Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей работы, и неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих. В этом случае о качественной подготовке к экзамену и говорить не приходится. Без целенаправленной работы по ликвидации пробелов даже самые строгие проверка домашних заданий и учительский контроль теряют смысл, а работа над ошибками мало соответствует своей цели.
Проработав в школе много лет, я пришла к следующим выводам:
1.Понимание изучаемого материала или задачи достигается только в результате активных мыслительных действий, тогда и сама деятельность становится для учащегося интересной.
2.Чтобы повысить интерес учащихся к уроку, совсем не обязательно подбирать какой - либо особо интересный материал – достаточно добиться активизации мыслительной деятельности над изучаемым материалом.
3.Каждый этап деятельности учащегося должен быть оценен на своем уровне, но и поощрение оценкой допустимо. На каждом уроке учащийся должен знать, какие задания он должен уметь выполнять, какой этап деятельности будет следующим, какие основные вопросы по теории должен выучить.
За многие годы работы я использовала элементы разных технологий, но остановилась на технологии полного усвоения знаний.
Поскольку каждый ученик имеет индивидуальные особенности, ему и работать для достижения должного уровня следует в своем, индивидуальном, темпе. Надо заметить, что уровень этот не может быть ниже базового, что обеспечит учащемуся возможность изучать материал по данной теме и дальше (то есть за весь курс).
Трудности подготовки к итоговой аттестации по математике обусловлены следующими объективно существующими противоречиями:
-между осуществлением обязательного всеобщего среднего образования и реализацией принципа индивидуализации усвоения знаний;
-между отсутствием у части школьников мотивации к изучению математики и необходимостью сдачи экзамена в формате ЕГЭ.
-между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы и неспособностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему сведений.
Проблемы в алгебраической подготовке школьников:
слабые знания в построении и применении графиков;
интенсивные затруднения при решении задач с процентами и текстовые задачи;
слабое знание методов решения задач с параметрами;
отрывочные знания о методах решения уравнений (неравенств, систем уравнений).
Проблемы в геометрической подготовке школьников:
низкий уровень умений работать с текстом задачи;
выполнять наблюдение, анализ ситуации в задаче;
распознавать и применять новый материал;
существенные пробелы в теоретической подготовке;
незнание общих методов решения задач,
-Затруднения учителей в профессиональной деятельности
В обучении учащихся решению задач: геометрических, задач с целыми числами, задач с параметрами, подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ
В применении компьютерных технологий
В разработке и проведении элективных курсов
В руководстве исследовательской деятельности
В анализе личного опыта педагогической деятельности
Для разрешения сложившихся противоречий и эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо решить следующие задачи: Педагогические:
-изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;
-развитие его логического мышления, внимания;
-формирование творческого, интеллектуального потенциала старшеклассника;
-совершенствование у учащихся навыков самостоятельной работы.
Учебные:
-ликвидация пробелов по основным темам курса математики;
-отработка математических навыков в соответствии с требованием стандартов образования;
-формирование навыка оформления экзаменационных работ;
-выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.
Ожидаемые результаты
-формирование системы работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации;-повышение качества знаний учащихся по математике;
-качественная подготовка к итоговой аттестации учащихся.
Конечный результат
-повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также самоанализа, стабильные показатели качества знаний;
-успешная сдача ГИА и ЕГЭ;-развитие социально- адаптированной личности.
Основополагающие принципы работ при подготовке к итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ:
психологическая поддержка – это один из важнейших факторов определяющих успешность в сдаче экзамена. Поддержать ребенка – значит верить в него, создать у него установку «ты сможешь это сделать».
Так же, важно во время тренировки по тестовым заданиям приучать ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приведет к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Следует обратить внимание, что интерактивные средства обучения в сочетании со стандартными методами обучения в школе дают высокий коэффициент эффективности по подготовке к ЕГЭ.
В своей работе много внимания уделяю устным вычислениям, начиная с пятого класса. Устные вычисления развивают понимание, наблюдательность и смекалку у учащихся
Большое внимание уделяю обязательному заучиванию правил и формул, это одна из важнейших задач при подготовке учащихся к экзаменам.
Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков, некоторые диагностические контрольные работы провожу на бланках ЕГЭ.
Родителей учащихся знакомлю с процедурой подготовки и проведения экзаменов, с результатами их детей в решении тестов. Убеждаю интенсивно использовать домашний компьютер для успешной подготовки к итоговой аттестации.
Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.
Хочется сказать то, что в математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания.