Развивающая программа «Ритмическая гимнастика» для детей 5-7 лет

Авторы Кыкманова Г.А.
Гладышева Н.В.








Развивающий курс ритмической гимнастики для детей 5-7 лет





Усть-Каменогорск 2011г

Пояснительная записка
В основу программы курса "Ритмическая гимнастика" взята программа "Ритмическая гимнастика для 1-4 классов"
Цель программы курса:
1. Повышение функциональных возможностей организма, улучшение состояния здоровья
2. Формирование активной жизненной позиции, улучшение режима двигательных навыков
Задачи программы курса:
1. Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости.
2. Повышение работоспособности
3. Повышение двигательной активности при дефиците времени, отводимые на физкультурные мероприятия в режиме дня ребенка
4. Воспитание правильной осанки
5. Улучшение психического состояния ребенка
6. Обогащение знаний об активном отдыхе
7. Повышение интереса к занятиям физкультурой и привитие потребности систематически заниматься физкультурой и спортом
Актуальность программы курса
Значение физкультуры в жизни ребенка неизмеримо выросло в последнее десятилетие. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического труда, и одновременно усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов - загрязнение окружающей среды, нерациональное питание, различные стрессы, гиподинамия. Движения является основным стимулятором жизнедеятельности организма ребенка. Физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний. Ритмическая гимнастика повышает функциональные возможности организма ребенка, благодаря ей дети избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы.
Основными принципами обучения, которые необходимы и достаточны для реализации программы курса "Ритмическая гимнастика" являются:
1. Принцип доступности, упражнения выполняются без предварительного разучивания, они просты и удобны в выполнении.
2. Принцип последовательности, который предполагает организацию движений от самых простых к более сложным. С дальнейшем направлением на умение импровизировать под музыку
3. Принцип разнообразия, включает в себя упражнения активно воздействующие на мышцы и суставы всего тела. Это всевозможные наклоны, выпады, махи ногами и руками, скачки, подскоки, беговые движения, элементы танцев. Упражнения очень просты в исполнении и доступны в обучении
4. Принцип постоянного совершенствования - связан с непрерывностью развития и совершенствованием и продолжением работы на достижение высокого уровня физического развития, за счет усложнения упражнений, увеличения скорости выполнения, сокращения отдыха
Формирование самостоятельной деятельности учащихся
Курс включает обучение учащихся и выполнение 4-5 упражнений самостоятельно, под музыку. Система действий школьника представляет:
1. Усвоить правила поведения ритмической разминки
2. Выбор 2-3 упражнений на каждую группу мышц:
1) Мышцы Верхнего плечевого пояса
2) Мышцы туловища
3) Мышцы ног
4) Прыжки и танцевальные движения
5) Восстановление дыхания.
3. Соответствие выбранных упражнений
4. Показ итогов самостоятельной работы
Смысл занятий ритмики заключаются в том что:
1. Выполнение упражнений под задорную музыку не позволяет замечать утомление, превращая занятие в веселую игру.
2. Танцуя, дети одновременно и упражняются
3. Повышается интерес к занятиям физической культуры и прививается потребность систематически заниматься физкультурой и спортом
Принципы построения курса и его реализация основаны на принципах дидактики: научности, сознательности, системности, последовательности, индивидуального подхода.
Программа рассчитана на детей 0 и 1 класса. Количество часов - 32. С учетом возрастных особенностей используются следующие формы и приемы работы:
1. Игры
2. Танцевальные импровизации под музыку
3. Эстафеты
4. Работа с мячами
Индивидуальное развитие ребенка
Курс "Ритмической гимнастики" направлен на физическое, индивидуальное развитие учащихся с учетом их способностей и возможностей. С этой целью предусмотрены разнообразные движения и упражнения на все группы мышц, разнообразные формы занятий, самостоятельные , групповые, индивидуальные.
Важную роль в обучении детей играет самостоятельное выполнение ими под контролем родителей ежедневных, домашних заданий (в форме мини-зарядки). Это поможет физическому развитию детей и более успешному освоению материала. На начальном этапе обучения некоторые дети плохо осваивают комплекс упражнений под музыку, таким детям необходимо рекомендовать упражнения дома над руководством родителей.
Межпредметные связи
Поскольку выполнение ритмической разминки идет под музыку, каждый учащийся проявляет свои музыкальные способности. Также все движения выполняются на 4-8-12-16 счетов. Связь с математикой, связь с самопознанием
Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся
По завершению курса учащиеся должны
1) иметь представление:
а) О ходьбе и ее разновидностях
б) О беге и е го разновидностях
в) О последовательности выполнения
2) Знать нравственные и этические принципы
3) Уметь управлять своим поведением, уважительно относиться к требованиям педагогов и родителей, трудиться и соблюдать дисциплину.
4) Уметь правильно выполнять 3-4 упражнения под музыку

Основное содержание курса
1.Строевые упражнения
Построение в шеренгу и колонну по одному. Повороты на месте: направо, налево. Команды: Равняйсь! Смирно! Вольно! Шагом марш! Стой!
2. Общеразвивающие упражнения под музыку
Выполнение упражнений для туловища, рук и ног из различных исходных положений. Основная стойка: пятки вместе, носки врозь, руки вытянуты вдоль тела. Упражнения на месте без предметов и с предметами. Упражнения для осанки, активизации произвольного дыхания. Повороты и наклоны головы вправо и влево. Круговые движения выпрямленными и согнутыми руками из исходного положения руки в стороны. Повороты, наклоны вперед и назад, круговые движения туловищем в обе стороны. Наклоны туловища к ногам. Приседания из исходного положения стоя: ноги вместе, ноги врозь. Упражнения для развития подвижности голеностопных суставов. Упражнения для развития гибкости. Упражнения для расслабления.
3. Ходьба и бег. Ходьба с высоким подниманием колен в сочетании с выполнением общеразвивающих упражнений. Ходьба и бег в медленном и быстром темпах под музыку в сочетании с выполнением упражнений.
Прыжки
Подскоки на двух ногах. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Прыжки в длину с места толчком обеих ног.
Упражнения с мячом
Броски мяча вверх и ловля двумя руками, одной рукой. Удары мячом об пол и ловля двумя руками, одной.
Лазание
Лазание скольжением вперед по наклонной гимнастической скамейке.
Танцевальные движения.
Выполнение комплекса танцевальных движений: шаг польки, приставной шаг, скрестный шаг.
Подвижные игры
"Веревочка", "Мяч по кругу", "Два мороза", "Лови мяч", "Снайперы", "День и ночь", "Гуси, лебеди".

Учебно-тематический план.

Название темы
Кол-во часов
Форма проведения
Образовательный продукт ученика
Дидактическое обеспечение

1
Строевые упражнения
3
Индивидуальная, групповая
Памятка
Таблицы, схемы, мячи

2
Общеразвивающие упражнения под музыку
10
Групповая, игровая
Комплекс утренней гимнастики, физминутки
Магнитофон, народные мелодии, музыка современных композиторов, мячи, скакалки, гимнастические маты

3
Ходьба и бег
5
Групповая, индивидуальная
Виды и разновидности ходьбы и бега
Магнитофон, ритмичная музыка

4
Прыжки
4
Индивидуальная, групповая, игровая
Виды прыжков
Музыка, магнитофон, скакалки, гимнастические палки, скамейки

5
Упражнение с мячом
3
Индивидуальная, групповая, игровая
Памятка
Магнитофон, ритмичная музыка, мячи

6
Лазание
2
Индивидуальная, соревнования
Памятка
Скамейки

7
Танцевальные движения
5
Индивидуальная, групповая, игровая, конкурсная
Танцевальные шаги, движения
Магнитофон, музыка (полька, вальс)















Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока


Строевые упражнения (3 часа)

1
Построение в шеренгу и колонну по одному. Игра "Веревочка"

2
Повороты на месте: направо, налево. Игра "Мяч по кругу"

3
Команды: "Равняйсь!", "Смирно!","Вольно!","Шагом марш!","Стой!". Игра "День и ночь"


Общеразвивающие упражнения

4
Выполнение упражнений для туловища и ног из различных исходных положений. Игра "Два мороза"

5
Упражнения на месте без предметов. Игра "Мяч по кругу"

6
Упражнения на месте с предметами. Игра "День и ночь"

7
Упражнения для осанки, активизации произвольного дыхания. Игра "Веревочка"

8
Повороты и наклоны головы вправо и влево. Круговые движения выпрямленными и согнутыми руками из исходного положения руки в стороны

9
Повороты, наклоны вперед и назад, круговые движения туловищем в обе стороны. Игра "День и ночь"

10
Наклоны туловища к ногам. Игра "Веревочка"

11
Приседания из исходного положения стоя: ноги врозь, ноги вместе. Игра "Лови мяч"

12
Упражнения для развития подвижности голеностопных суставов. Упражнения для расслабления. Игра "Два мороза"

13
Упражнения для развития гибкости. Игра "День и ночь"


Ходьба и бег

14
Ходьба с высоким подниманием колен в сочетании с движением рук. Игра "Лови мяч"

15
Ходьба и бег в сочетании с выполнением общеразвивающих упражнений. Игра "Веревочка"

16
Ходьба и бег в медленном темпе под музыку в сочетании с выполнением упражнений. Игра "Снайперы"

17
Ходьба и бег в быстром темпе под музыку в сочетании с выполнением упражнений. Игра "День и ночь"

18
Ходьба и бег в медленном и быстром темпах под музыку в сочетании с выполнением упражнений. Игра "Лови мяч"


Прыжки

19
Подскоки на двух ногах. Игра "Гуси, лебеди"

20
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Игра "Веревочка"

21
Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Игра "Два мороза"

22
Прыжки в длину с места толчком обеих ног. Игра "День и ночь"


Упражнения с мячом

23
Броски мяча вверх и ловля двумя руками. Игра "Веревочка"

24
Броски мяча вверх и ловля одной и двумя руками. Игра "Снайперы"

25
Удары мяча об пол и ловля двумя руками, одной. Игра "Мяч по кругу"


Лазание

26
Лазание скольжением вперед по наклонной гимнастической скамейке. Игра "Веревочка"

27
Лазание скольжением назад по наклонной гимнастической скамейке. Игра "Два мороза"


Танцевальные движения

28
Выполнение танцевальных движений: шаг польки. По одному и в парах. Игра "День и ночь"

29
Выполнение танцевальных движений: шаг приставной, по одному и в парах. Игра "Лови мяч"

30
Выполнение танцевальных шагов: шаг "скрестный". Игра "Снайперы".

31
Выполнение танцевальных движений в комплекс ритмической гимнастики. В парах выполнение польки, приставных шагов. Игра "День и ночь".

32
Выполнение танцевальных движений "польки", приставной шаг, скрестный шаг под музыку. Игра "Снайперы".















Ритмическая гимнастикаTimes New Roman15