Технологическая карта урока по теме Биотехнология. ГМО за и против

Технологическая карта урока по дисциплине «Естествознание»
Тема урока: Селекция микроорганизмов. Биотехнология. ГМО.
Тип урока: по дидактическим целям – комбинированный, по используемым методам обучения – проблемный.
Дидактическая цель: создание условий для активного осмысления новой учебной информации.
Задачи:
Образовательные:
Повторить материал и проконтролировать знания обучающихся по теме “Селекция животных”
Сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами.
Познакомить учащихся с основными направлениями биотехнологии.
Продолжить развитие познавательного интереса у обучающихся к изучению проблем современной селекции.
Развивающие:
Развивать умения находить необходимую информацию в тексте;
Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать свои знания и знания однокурсников;
Развивать умение находить взаимосвязь: строение – структура – функции
Воспитательные:
Обеспечить условия сотрудничества преподавателя и обучающихся в процессе педагогических технологий на основе активации и интенсификации деятельности учащихся.
Эстетическое воспитание.
Межпредметные связи – химия
Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о микроорганизмах, о роли микроорганизмов в селекции и биотехнологии.
Личностная значимость материала: определять продукты, содержащие ГМО, и делать выбор «за» и «против»
Методы и методические приемы:
Эвристическая беседа
Работа с ключевыми терминами
Проблемное изложение
Работа в парах
Работа с текстом
Ключевые биологические понятия урока: микроорганизмы, селекция, методы селекции, биотехнология, клеточная инженерия, генетическая инженерия, клонирование, генетически - модифицированные организмы (ГМО).
Понятия, знания которых необходимо для успешного усвоения материала:
Строение микроорганизмов, размножение микроорганизмов, закономерности наследственности и изменчивости, методы селекции животных и растений.
Материалы и оборудование:
Средства мультимедиа (проектор, интерактивная доска, ноутбуки)
Компакт – диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологи Кирилла и Мефодия. Общая биология»
Электронная презентация
Видеофрагмент «Трансгенные растения»
Таблица «Строение микроорганизмов»
Таблица «Репликация ДНК»
Модель «Строение ДНК»
Дидактический материал: карточки: игра – найди пару «Гибридные животные», рабочий лист.
Ход урока:
1. Этап учебного занятия: Организационный момент.
Время: 1 минута
Цель: Включение в деловой ритм и подготовка обучающихся к работе.
Компетенции: Знать правила поведения на уроке. Уметь готовиться к уроку.
Методы и методические приемы: словесный метод
Форма: фронтальная беседа
Используемые цифровые ресурсы: нет
Деятельность преподавателя
Деятельность студента

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Готовятся к уроку. Приветствуют преподавателя.


2. Этап учебного занятия: Проверка знаний о методах селекции растений и животных.
Время: 3 минут
Цель: Контроль усвоения знаний
Компетенции: Знать методы, применяемые в селекции растений и животных
Методы и методические приемы: фронтальный опрос, игра – собери пару «Гибридные животные»
Используемые цифровые ресурсы: электронная презентация
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся

Инструктаж по выполнению игры – собери пару «Гибридные животные» (Слайды 8 - 16)
Проводит фронтальный опрос
Инструктаж по выполнению задания «Найди ошибки в тексте и исправь их» (Слайд 17)
Учащиеся составляют пары в игре – собери пару «Гибридные животных)
Выполняют задание «Найди ошибки в тексте и исправь их»
Текст к заданию: «В 1973 году Н.И. Вавилов методом самоопыления вывел тонкорунный сорт овец,
из которых впоследствии академик Цицин, методом гетерозиса, создал чистую линию»


3. Этап учебного занятия. Изучение нового материала.
Время: 15 минут.
Цель: Настроить на осознанное восприятие нового материала; обобщить и систематизировать знания учащихся о микроорганизмах; познакомить учащихся с методами селекции микроорганизмов; дать понятие о биотехнологии; познакомить с методами биотехнологии: генной и клеточной инженерией; познакомить с процессом клонирования; рассказать об основных достижениях генной инженерии; дать понятие о генетически – модифицированных организмах; выявить плюсы и минусы продуктов, содержащих ГМО.
Компетенции: умение быстро включаться в работу, слушать, выбирать главное, воспринимать цели, обобщать, делать выводы.
Методы и методические приемы: проблемное изложение, эвристическая беседа, мозговой штурм, сообщения учащихся, работа с текстом, работа с заданиями.
Используемые цифровые ресурсы: Презентации: «Биотехнология. ГМО», видеофрагмент «Трансгенные растения»
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся

1.Активизация познавательной деятельности
Проводит эвристическую беседу
Предлагает ответить на проблемный вопрос:
Что общего между стаканом скисшего молока, клубеньками на корнях фасоли и больным туберкулезом, у которого наблюдается слабость, одышка, кровохарканье? (Слайды 18 - 21)
1) К какой группе организмов, относят бактерии?
2) Назовите еще группы, которые относятся к микроорганизмам?
3) Назовите особенности микроорганизмов?
4) Какие ассоциации у вас возникают со словом микроорганизмы?
5) Зачем тогда селекционировать микроорганизмы?
6) Как вы думаете, каковы особенности селекции микроорганизмов: и с чем это связано?
7) Сформулируйте цели урока
2. Объяснение нового материала
Дает понятие о селекции микроорганизмов, об особенностях селекции микроорганизмов (Слайды 22 – 26)
Знакомить с методами селекции микроорганизмов: традиционные (отбор, искусственный мутагенез), биотехнология (клеточная инженерия, генная инженерия)

Знакомит с технологией клеточной инженерии.


Дает понятие о технологии генной инженерии, знакомит с основными достижениями генной инженерии: создание искусственного инсулина, интерферона, соматотропина (Слайды 28 – 37)

Дает понятие о генетически – модифицированных организмах (ГМО) (Слайды 38)


Знакомит учащихся с продуктами, содержащими ГМО, рассказывает о производителях, которые используют в производстве продуктов ГМО.
(Слайды 39 – 40)
3. Самостоятельная работа с текстом
Инструктирует о работе с текстом «ГМО: «за» и «против» (рабочий лист)



Дискуссия: ГМО «за» и «против»

4. Просмотр видеофрагмента «Трансгенные растения»

Участвуют в эвристической беседе.

Слушают преподавателя, однокурсников, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы















Формулируют тему урока и записывают ее на рабочем листе «Селекция микроорганизмов»

Формулируют цели и задачи урока.
 
Записывают в рабочие листы особенности селекции микроорганизмов

Вспоминают и воспроизводят знания о методах селекции: отбор, искусственный мутагенез
Формулируют понятия: биотехнология, клеточная инженерия, генная инженерия и записывают их в рабочий лист

Один учащийся делает сообщение с использованием электронной презентации «Клонирование. Овечка Долли» (Слайд 27)

Слушают преподавателя, смотрят электронную презентацию, делают записи в рабочем листе
 
Один учащийся делает сообщение с использованием электронной презентации «История создания генетически- модифицированных организмов (ГМО)»

Слушаю преподавателя, делают записи в рабочем листе о ГМО, трансгенных организмах



Изучают текст «ГМО: «за» и «против» (рабочий лист)
Учащиеся 1 варианта выписывают аргументы «за» ГМО, учащиеся 2 варианта – аргументы «против» ГМО.

Учащиеся приводят аргументы «за» и «против» ГМО

Учащиеся смотрят видеофрагмент «Трансгенные растения»
Делают выводы о пользу и вреде продуктов, содержащих ГМО.


4. Этап учебного занятия Закрепление знаний.
Время: 15 минут
Цель: проверить степень усвоения знаний по теме: «Селекция микроорганизмов. Биотехнология. ГМО»
Компетенции: умение быстро включаться в работу, слушать, выбирать главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Методы и методические приемы: наглядно-практические: написание синквейна
Используемые цифровые ресурсы: интерактивная доска, электронная презентация «Биотехнология. ГМО»

Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся

I. Проводит фронтальный опрос
1) Что мы сегодня изучали на уроке?
2) Назовите особенности селекции микроорганизмов?
3) Какие методы используют в селекции микроорганизмов?
4) Что такое биотехнология? Назовите методы биотехнологии?
5) В чем сущность генной инженерии?
6) Перечислите основные достижения генной инженерии?
7) Что такое ГМО? В чем заключается технология создания трансгенных организмов?
8) В чем плюсы ГМО? Минусы?
II. Проводит инструктаж по написанию синквейна (Слайд 41)


Рефлексия. Сделайте вывод по сегодняшней теме урока.
Отвечают на вопросы













Составляют пятистишье (Синквейн)
1 вариант тема «ГМО»
2 вариант тема «Биотехнология»

Делают выводы к уроку.
 


5. Этап учебного занятия Заключительная часть
Время: 1- 2 минуты
Запишите, пожалуйста, домашнее задание.
Домашнее задание (Слайд 43)
Параграф 45
Мини-сочинение на тему: «Если бы я был министром пищевой промышленности, то»
Стихотворение «Ода ГМО»
Большое спасибо всем за работу. Вы сегодня очень хорошо отвечали и заработали за урок следующие оценки (комментарии оценок).
Приложение 1.
Рабочий лист
Тема урока: __________________________________________________________________________________
Особенности селекции микроорганизмов:__________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы селекции микроорганизмов

Традиционные Биотехнология
1. 1.
2. 2.

Биотехнология - _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Клеточная инженерия –_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Генная инженерия –____________________________________________________
Трансгенный продукт – _________________________________________________
ГМО – ________________________________________________________________

ГМО «за» и «против»
Что же такое генетически модифицированные продукты и соответствуют ли они критериям здорового питания? Каждое растение имеет свой уникальный набор генов, созданный природой с определенной целью. Каждый ген отвечает за появления какого-нибудь внешнего признака. Например, цвета, вкуса или устойчивости к внешним воздействиям. Изменяя генотип, ученые изменяют признаки растения. Первое растение - мутант создано с легкой руки Homo Sapiens'а в 1983 году. Это был картофель, в ДНК которого внедрили ген тюрингской бактерии, производящей смертельный яд для колорадского жука. Однако, колорадский жук оказался не единственной жертвой генетических фантазий.
В течении миллиардов лет эволюции природа успешно «перепробовала» все возможные варианты создания живых организмов, почему же деятельность человека по конструированию измененных организмов должна вызывать опасения? В природе постоянно происходит перенос генов между разными организмами (в особенности между микробами и вирусами) так что ничего принципиально нового трансгенные продукты в природу не добавят.
Основное преимущество трансгенных продуктов и их цене. Они значительно дешевле обычных. Раньше, чтобы гены сладости и зимостойкости в результате многократного опыления встроились в хромосомы клубники, нужны были десятки лет постоянных экспериментов. Сегодня ученым так усердствовать не надо - новый сорт слив можно вывести за пару недель. Вырезали с помощью биохимических ножниц донорской ген из ДНК одного растения, подсадили его в косточку или семечко другого вида - и готово! Ученые экономят время, а фермеры получают культуры, которые не боятся вредителей и заморозков, дают высокий урожай не портятся при хранении и перевозке, всегда имеют товарный вид!
Продукты питания, содержащие генетически модифицированные ингредиенты, могут стать полезными для здоровья, если в них встроить вакцины против различных болезней (к примеру, уже получен салат-латук, который вырабатывает вакцину против гепатита Б).
Что отличает трансгенные продукты? Помидоры внешний глянцевый безупречный вид и бесконечная длительность хранения. Бананы лечебные свойства (вырабатывают вакцину против полиомиелита). Картофель «необыкновенная» устойчивость к вредителям и повышенная урожайность. Хлеб с добавлением генетически модифицированных ферментов долго не черствеет. Табак приобретает устойчивость к ядохимикатам.  
Генная инженерия помимо теоретических задач изучение структурно-функциональной организации генома различных организмов решает множество практичных задач.
Учёные Вашингтонского Университета вывели сорт ГМО-тополя, который может деструктировать определённые промышленные яды (хлороформ, бензол, трихлорэтилен), отравляющие природу, перерабатывая их в безвредные вещества (Н2О и СО2).
Фиторемедиация, или фитоочистка, служит новым перспективным методом решения проблемы промышленных загрязнителей.
Большинство раковых опухолей имеют центральную зону, где существенно понижено содержание кислорода (область гипоксии). Раковые клетки в такой области не способны к бесконтрольному делению и разрастанию, но они и не поддаются действию химиопрепаратов, «мишенью» которых являются быстро растущие клетки. В качестве альтернативы лечения раковых заболеваний генетики предложили почвенную бактерию Сlostridium novyi-NT-микроорганизм, обитающий в почве, не выносящий кислорода, то есть анаэробный организм. Споры бактерий вводятся внутривенно и распространяются с током крови по организму, локализуясь именно в зоне гипоксии опухоли. В благоприятных условиях споры прорастают и начинают конкурировать с клетками опухоли, убивая клетки.
В связи с ростом народонаселения Земли, которое по прогнозам ученых должно достичь к 2050 году 9-11 млрд. человек, необходимо удвоение или даже утроение мирового производства сельскохозяйственной продукции, что невозможно без применения трансгенных продуктов. Путем генной инженерии возможно повышение урожайности на 40-50%. Трансгенными продуктами можно накормить всех голодных. Бросили семечко в землю, а из него вырос целый сад. Ни поливать, ни возделывать, ни нитратами удобрять и инсектицидами против вредителей обрабатывать. Отпадет нужна в удобрениях, гербицидах, пестицидах, отравляющих внешнюю среду. Гербициды и пестициды опасны для здоровья, с этим никто не спорит. Вредоносность трансгеннов еще не доказана и проявится она в будущем, никто точно не знает, а вот используемая агрономами химия уже много лет отравляет нам жизнь.
Природа устроена разумно, любое вмешательство в неё только все ухудшит. Трансгенные растения могут стать инвазивными сорняками, т.е. способными вытеснять природные организмы из мест их обитания. Чужеродные гены (трансгены) могут переносится к природным организмам, причинят вред культурным и полезным растениям, могут отрицательно влиять на биоразнообразие.
Риск от использования ГМ продуктов питания можно разделить на 3 категории: риск для здоровья человека, риск для окружающей среды, социально – экономические риски.
К экологическим рискам можно отнести: появление супервредителей, нарушение природного баланса, выход трансгенов из - под контроля. В последнее время отмечается рост аллергических заболеваний, устойчивость организмов к антибиотикам, что специалисты связывают с употреблением в пищу ГМ продуктов. Кроме этого ГМО могут привести к возникновению новых и опасных вирусов. Многие потребители не имеют возможность правильно оценить информацию, поступающую из СМИ о ГМО. Это привело к появлению нового заболевания – трансгенофобия (панический страх у людей употребления "чужих" генов в еде).


«за» «против»
Прием “Синквейн
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
1 вариант «ГМО» 2 вариант «Биотехнология»






Домашнее задание:
Параграф 45
Мини-сочинение на тему: «Если бы я был министром пищевой промышленности, то»
Стихотворение «Ода ГМО»








13PAGE 15


13PAGE 14815