Здоровый образ жизни (всё против перегрузок) доклад


Тема: «Здоровый образ жизни»
(Все против перегрузок)
Чернова С. А.
Март 2001 г.
Еще в 1935 году выдающийся физиолог И. ТТ. Павлов произнес замечательные слова: «Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И учитель обязан научить детей, как правильно, т.е. полезно и приятно работать, отдыхать, питаться, как правильно думать, чувствовать и желать».
Уже в пятый раз я набираю детей в первый класс. Первый день прихода в школу является событием, запоминающимся на долгие годы. С этого момента начинается новый этап в жизни ребенка.
И от того, каково будет его физическое и психическое здоровье, а также готовность к обучению, во многом зависит формирование и развитие его личности.
Для здоровья детей надо потрудиться учителю, поэтому с первых дней я знакомлюсь с медицинскими справками и работаю в сотрудничестве с нашим медиком Афанасьевой Ларисой Алексеевной.
В моем 1 «В» классе - 34 ученика, из них 28 - здоровых, у двух - косоглазие, у одной - астигматизм, у другой - заболевание почек и у двух - нарушение осанки (сколиоз).
В короткий срок определяюсь в том, куда кого посадить. Детей, у которых проблемы со зрением, сажу за 1-2 парты, с косоглазием - за первую парту среднего ряда.
Самое важное в сохранении и укреплении здоровья ребенка - выполнение рационального режима дня.
Даю примерный режим дня учащихся.
7.00—пробуждение.
7.00 - 7.30—утренняя гимнастика, умывание, уборка постели.
7.30 - 7.50— завтрак.
7.50 - 8.05—дорога в школу.
8.15 - 12.55—учебные занятия.
13.00 - 13.10—дорога из школы домой (прогулка).
13.10- 13.30—обед.
13.30 - 14.30—дневной сон.
14.30 - 16.00—пребывание на воздухе.
16.00 - 17.00—приготовление уроков.
17.30 - 19.00—пребывание на воздухе.
19.00 - 20.00—ужин и свободные занятия.
20.30-7.00—сон.
Сон необходим для здоровья и нормального развития человека. Сон представляет собой важнейшее условие сохранения здоровья и работоспособности. У. Шекспир писал: «Сон - источник всех сил, бальзам больной души, важнейшее из блюд в земном пиру». А К. Д. Ушинский говорил, что излишний сон делает человека вялым, тупым, ленивым.
Обе крайности - как недостаток, так и излишек сна, нежелательны. Дети 7-8 лет должны спать 11-12 часов.
При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка.
Школа - это прежде всего парта, сидение за ней по несколько часов в день; это, кроме того, сидение за домашними заданиями, за чтением десятков книг; это, короче, - резкое ограничение подвижности ребенка. Страдают от этого больше всего как раз дети физически некрепкие, малоподвижные, вялые. Им учиться труднее, болеют они чаще, занимаются больше, поэтому сидят дольше, а, следовательно, все больше слабеют.
А вот крепкий здоровый ребенок (ведь ему хочется двигаться, он возьмет свое на переменах, вне уроков, в подвижных играх, а кому повезет - в спортивных кружках).
Нарушения осанки сопровождаются повышенной усталостью и нарушением общего самочувствия ребенка, поэтому я на каждом уроке провожу физминутки. Например: «раз - подняться, потянуться...» и т.д.
На некоторых уроках, где требуется большое напряжение, провожу гимнастику для глаз и массаж для пальцев.
Гимнастика для глаз: нарисовать глазами солнышко и показать лучики.
Массаж: «Этот палец в лес пошел...»
Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо его научить трудиться. Надо «окунуть» ребенка в труд, работать вместе с ним, делать это дружно, радостно, с подъемом. В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и медленнее наступает утомление.
На уроках применяю различные игры, т.к. игра имеет важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей.
Обязательно в начале дня дети должны войти в чистый, светлый, проветренный класс.
Я работаю в тесном сотрудничестве с преподавателями физкультуры Ярышевой Г. Ю., Махиня Л. П., учителями хореографии Лахтиной В. А., Сафиновой 3. Ю., валеологом Корниенко Е. В. и учителем танцев Паниной С. А. эти люди вместе со мной играют большую роль в том, чтобы осанка детей была правильной.
Рекомендации:
Для ношения книг - ранец.
Первокласснику нужно заниматься подготовкой к урокам следующего дня не более 1 часа.
При выполнении домашних заданий целесообразно устраивать 10- минутные перерывы через каждые 30 минут работы. Во время перерыва нужно встать, потянуться, сделать несколько глубоких вдохов, походить по комнате или выполнить несколько гимнастических упражнений.
Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, неоправданные перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников. Они легко раздражаются, становятся капризными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания.
Так постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм.
Поэтому возникает необходимость постоянной связи родителей с преподавателями школы и со школьным врачом.
Не зря говорят: «В здоровом теле - здоровый дух!» Я считаю, что сам учитель должен быть примером для детей, всем своим поведением пропагандировать здоровый образ жизни.
Поэтому надо смотреть в будущее, и мы запланировали уже два мероприятия:
В конце мая - выезд на природу.
В 2002 году на Крещение - погружение в воду.
Желаю всем быть здоровыми и разумно давать детям задания, не перегружая их и думая о физическом состоянии детей.
Ведь дети - наше будущее.
А нам необходимо здоровое подрастающее поколение.