Программа по профилактике экстремистской деятельности, гармонизации межэтнических отношений, недопущению проявления фактов национализма и ксенофобии среди несовершеннолетних


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮдЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОГРАНИЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»
Программа
по профилактике экстремистской деятельности, гармонизации межэтнических отношений, недопущению проявления фактов национализма и ксенофобии среди несовершеннолетних

Пограничный
2014
Пояснительная записка
Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации, в том числе и на территории Приморского края.

Формирование негативного отношения к такому опасному явлению в обществе, как экстремизм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.
В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной , политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Молодёжь может быть вовлечена в деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом. Проблема толерантности актуальна для нашего многонационального города. Поэтому в образовательным учреждении возникла необходимость подготовки программы по профилактике экстремистской деятельности и последующей её реализации.
Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Она призвана укрепить основы и методы процесса формирования толерантного сознания и поведения учащихся МБОУ « ПСОШ № 1 Пограничного муниципального района». Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма .Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы нашей школы.
Основание для разработки программы
Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» , Федеральный закон « О противодействию экстремистской деятельности « от 27.07.2006 № 148-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 29.04.2008 № 54-ФЗ.
Заказчик программы
Департамент образования Приморского края
Разработчик программы
Коллектив МБОУ « ПСОШ № 1 Пограничного муниципального района»
Сроки реализации программы :2014-2019 годы
Цели и задачи программы
Целями программы являются:
реализация государственной политики в области профилактики экстремизма в Российской Федерации, совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности;
предупреждение экстремистских проявлений среди обучающихся МБОУ « ПСОШ № 1 Пограничного муниципального района» и укрепление межнационального согласия;формирование у обучающихся позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством воспитания культуры толерантности и межнационального согласия;
формирование у обучающихся навыков цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах.
Обеспечение информационной безопасности учащихся школы.
Обеспечение необходимой адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.
Профилактики участия школьников в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность.
2.2 Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма ;привлечение граждан, общественных организаций, средств массовой информации для обеспечения максимальной эффективности деятельности по профилактике экстремизма;
проведение воспитательной, пропагандистской работы с детьми и работниками школы, направленной на предотвращение экстремистской деятельности, воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде.

проведение мероприятий с обучающимися по предотвращению экстремизма и мониторинга психолого-педагогическими службами.

проведение мероприятий с обучающимися по предотвращению экстремизма, адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования социальными и психологическими службами.
использование Интернет в воспитательных и профилактических целях, размещение на сайте школы информации , направленную на формирование у молодёжи чувства патриотизма, гражданственности, а также этнокультурного характера, создание сайта патриотического клуба, направленного на формирование толерантного поведения и навыков критического осмысления молодыми людьми происходящих общественных процессов.
осуществление мониторинга по развитию и выявлению субкультур и межнациональных отношений в школе.
проведение работы по информационной безопасности, осуществление мониторинга сети Интернет в образовательном учреждении для выявления информации экстремистской направленности.
организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму.
организация НОУ конкурса социальных проектов , направленную на формирование нравственности и толерантности.
проведение родительских собраний, заседания Управляющих Советов с вопросами профилактики экстремизма, ксенофобии, информационной безопасности.
повышение занятости молодёжи во внеурочное время

воссоздание системы социальной профилактики проявлений экстремизма , направленной, прежде всего, на активизацию борьбы с безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией;
Организация управления реализацией программы
и контроля за ходом ее исполнения
Ответственными за выполнение мероприятий программы в установленные сроки являются исполнители программы.
Контроль за исполнением программных мероприятий осуществляет
Директор школы
В ходе реализации программы отдельные ее мероприятия в установленном порядке могут уточнятсяРеализация Программы позволит:
1. Создать эффективную систему правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму ,этнической и религиозной нетерпимости.
2. Снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков в ученической среде
3. Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан.
4. Сформирует у обучающихся навыки цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах.5.Обеспечит информационную безопасность
6. Обеспечит необходимую адаптацию и социализацию детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.
7. Предотвратит участие школьников в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Воспитательная работа по формированию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде.
1.1 Перечень программных мероприятий
1.2 План воспитательной работы по предотвращению экстремизма на 2014 год в МБОУ « ПСОШ № 1 Пограничного муниципального района»
1.3 Мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди учащихся в классном коллективе.
1.4 Мониторинг по выявлению субкультур в классном коллективе
1.5 Приложение
Работа психологической и педагогической службе по формированию толерантности в школьной среде.
2.1 Перечень программных мероприятий
2.2 План работы педагога по формированию толерантности в школьной среде на 2014-2015 год.
2.3 Мониторинг по изучению социально- психологической комфортности коллектива
2.4 Приложение
Работа социальных служб по предотвращению экстремизма в школьной среде.
3.1Перечень программных мероприятий
3.2План работы социального педагога по предотвращению религиозного экстремизма на 2014-2015 год в МБОУ « ПСОШ № 1 Пограничного муниципального района».
3.3 Мониторинг адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.
3.4.Приложение
Работа информационной службы по обеспечению информационной безопасности.
4.1 Перечень программных мероприятий
4.2 План работы инженера по охране труда и системного администратора по информатизации по обеспечению информационной безопасности на 2014,2015 годы в МБОУ « ПСОШ № 1 Пограничного муниципального района».
4.3 Мониторинг сети Интернет в МБОУ « ПСОШ № 1 ПМР».
4.4 Приложение
1.Воспитательная работа по формированию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде.
Перечень программных мероприятий
Мероприятия исполнители Сроки проведения цели
Классные часы по толерантности
Классные руководители Раз в четверть формированию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде.
2. Родительские собрания по вопросам предотвращения экстремизма Классные руководители Раз в полугодие Профилактика экстремизма, ксенофобии,
информационная безопасность
3. Конкурсы, выставки, викторины, круглые столы , концерты по профилактике экстремизма, по формированию патриотизма и гражданственности
зам. директора по воспитательной работе и инженер по охране труда и ТБ В течении года Формирование толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде.
4. Мониторинг по выявлению субкультур Зам.директора по воспитательной работе , классные руководители Раз в полугодие Выявление и профилактика участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность.
5. Мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди учащихся в классном коллективе зам. директора по воспитательной работе , классные руководители Раз в полугодие определение уровня взаимоотношений среди учащихся в классном коллективе
6. Организация волонтёрского движения по реализации мероприятий , противодействующих молодёжному экстремизму зам. директора по воспитательной работе В течении года Противодействие молодёжному экстремизму
Участие в молодежных акциях
«Нет экстремизму!»
зам. директора по воспитательной работе и инженер по охране труда По плану предупреждение экстремистских проявлений среди обучающихся МБОУ « ПСОШ № 1» и укрепление межнационального согласия;Вовлечение обучающихся в кружки, секции зам. директора по воспитательной работе В течении года профилактика участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность.
План воспитательной работы по предотвращению экстремизма
Мероприятия ответственные сроки Учреждения, привлекаемые к проведению мероприятий цели
Военно-патриотическое направление
Мероприятие, посвящённое 70 летию битвы под Москвой Зам. директора по ВР, инженер по охране труда и технике безопасности, кл.руководители. ноябрь Приглашение ветеранов Повышение эффективности функционирова-ния системы патриотического воспитания в школе
Участие в олимпиадах по ОБЖ зам. директора, инженер по охране труда и ТБ преподаватель ОБЖ декабрь Образовательное учреждение Воспитание патриотизма
Месячник обеспечения безопасности объектов образования.
зам.директора по ВР, учитель ОБЖ , инженер по охране труда и ТБ февраль Сотрудники ФСБ, полиции, МЧС Повышение эффективности функционирования системы патриотического воспитания в школе, пополнение фонда Зала боевой славы
«Страны ты патриотом будь» зам.директора по ВР, преподаватель ОБЖ, руководитель школьного музея февраль Приглашение ветеранов Повышение эффективности функционирования системы патриотического воспитания в школе, пополнение фонда Зала боевой славы
Акция «Мой ветеран» Зам.директора по ВР,
Классные руководители В течение года Формирование культуры поведения, уважительного отношения к истории своей Родины, оказание посильной помощи ветеранам
Школьная конференция «Виват, Россия!» Зам. директора по ВР,руководи тель школьного музея, руководители кружков, февраль Приглашение учащихся других школ повышение количества обучающихся, занимающихся научной работой по патриотическому направлению на 10%
Фестиваль творчества «Катюша» Зам. директора по ВР, педагог-организатор, кл.руководители, апрель Приглашение ветеранов формирование позитивного отношения к школе, увеличение количества детей, активно участвующих в жизни класса и школы до 80%
Месячник по патриотическому воспитанию Заместитель директора по ВР, классные руководители Май Школьный и районный музеи, библиотеки Расширение рамок патриотического воспитания
Неделя истории Руководитель ШМО Май Музеи и библиотеки. Расширение рамок патриотического воспитания
Вахта памяти (возложение цветов к памятнику) Зам. директора по УВР май Расширение рамок патриотического воспитания
Парад Победы. Зам. директора по ВР, педагоги школы май Повышение эффективности функционирования системы патриотического воспитания в школе, пропаганда работы школы патриотического воспитания
Художественно-эстетическое направление
Классные часы по толерантности Классные руководители 1 раз в четверть формирование толерантности, культуры мира и межнацио- нального согласия в школьной среде.
Классные часы по
« Неформальные течения» Классные руководители 1раз в полугодие Приглашение специалиста по управлению молодёжной политикой Выявление и профилактика участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность.
Фестиваль творчества Зам. директора по ВР, классные руководители, ШСУ октябрь Выявление школьных талантов, увеличение количества детей, активно участвующих в жизни школы
Фотовыставка
« Мой Приморский край» Зам.директора по ВР декабрь Воспитание патриотизма, толерантности, уважение к культуре других народов
« Пограничный-капелька России» Зам.директора по ВР ноябрь Образовательное учреждение формирование у обучающихся позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством воспитания культуры толерантности и межнационального согласия;
Спортивно-оздоровительное направление
Соревнование по футболу на первенство школы руководитель МО , учителя физкультуры октябрь Увеличение охвата детей спортивно-оздоровительными мероприятиям
Соревнование по волейболу на первенство школы руководитель МО , учителя физкультуры ноябрь Увеличение охвата детей спортивно-оздоровительными мероприятиями на 20%
Соревнование (эстафеты) руководитель МО ,учителя физкультуры декабрь Увеличение охвата детей спортивно-оздоровительными мероприятиями на 20%
Соревнование по пионерболу руководитель МО,учителя физкультуры декабрь Увеличение охвата детей спортивно-оздоровительными мероприятиями на 20%
Соревнования по баскетболу на первенство школы Руководитель МО физической культуры, учителя физкультуры январь Увеличение охвата детей спортивно-оздоровительными мероприятиями на 20%
Соревнования по военно-прикладным видам спорта зам. директора по ВР, учитель ОБЖ февраль Повышение эффективности функциониро -вания системы патриотического воспитания в школе, пропаганда здорового образа жизни
Интеллектуальное направление
Викторина « Знаешь ли ты культуру и традиции других народов» Зам. директора по ВР,классные руководители декабрь Воспитание патриотизма, толерантности , уважение к культуре других народов
Школьная конференция «Виват, Россия!» Зам. директора по ВР, руководители кружков, февраль Приглашение учащихся других школ повышение количества обучающихся, занимающихся научной работой по патриотическому направлению на 10%
Защита соц.проекта
«Фестиваль творчества народов России» ( как реализованный проект) Заведующая школьным музеем апрель формирование у обучающихся позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством воспитания культуры толерантности и межнационального согласия;
Работа с родителями
Родительское собрание по профилактике экстремизма, информационной безопасности
Классные руководители В течение года Приглашение специалистов из служб 0ВД Профилактика экстремизма, ксенофобии,
Информацион- ная безопасность
Работа с документацией
Анкетирование по определению уровня взаимоотношений в классе Классные руководители Раз в полуго- диеопределение уровня взаимоотноше-ний в классе
Анкетирование по выявлению субкультур в школе Классные руководители Раз в полугодие выявление субкультур в школе
Мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди учащихся в классном коллективе
Инструментарий мониторинга
Предлагаемые характеристики оцениваются по 5-бальной шкале
5- проявляется всегда
4- проявляется часто
3- бывает редко
2- этого у нас нет
1- у нас другая позиция
№ характеристики оценка
5 4 3 2 1
1 Мы доброжелательны и терпимы друг другу 2 Мы помогаем друг другу в в сложных затруднительных ситуациях: в учёбе, в повседневной жизни, в организации досуга 3 У нас доброжелательные отношения с учениками других классов 4 Мы стараемся защитиь своих ребят,когда они нуждаются в этом 5 Мы отмечаем совместно праздники и дни рождения 6 Мы уважительно относимся к ребятам других национальностей Если средняя оценка учащихся класса:
от 6-до 12 баллов – это очень низкий уровень ( негативный)
от 13-до 18 баллов – это низкий уровень ( негативный)
от 19 до 24 баллов –это средний уровень( нейтральный)
от 25-30 – это высокий уровень ( позитивные)
Мониторинг по выявлению субкультур в классном коллективе
Раз в полугодие проводить классный час
« НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ТЕЧЕНИЯ » в форме
( бесед, лекций , семинаров, докладов, круглых столов и т.д) в целях:
Повышения знания школьников о молодежных субкультурах,
Воспитания культурной грамотности школьников;
Просвещение школьников о возможностях самореализации и развития, которые предоставляет участие в субкультурах;
Профилактики участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность.
Инструментарий мониторинга
Анкета
Дорогой, ученик! После нашего классного часа ответь на вопросы, предлагаемые в анкете.
№ Вопросы Ответы
1. О каких неформальных организациях ты узнал ?2. Какие группы, по твоему мнению, оказывают положительное влияние на молодёжь? 3 Какие группы, по твоему мнению, оказывают отрицательное влияние на молодёжь? 4 Какая группа тебя заинтересовала и почему? Хотел бы ты к нему присоединиться 5 Какие группы вызвали у тебя негативные эмоции и почему? 6 Можешь ли ты себя отнести к какой –нибудь группе? Рекомендации по обработке анкеты
%- отнесли себя к какой-то группе
%- предрасположены к присоединению к каким-либо группам
%- безразличны к неформальным организациям
класс Число представителей
Хип-хоп Эмогламурреконструкторыролевикирокеры готы металистыпанки флешмобыСтрейт-эйджерыпредрасположены к присоединению к каким-либо группам безразличны к неформальным организациям
исповедующие
нетрадиционные течения Ислама 2. Работа психологопедагогической службы по формированию толерантности в школьной среде.
Перечень программных мероприятий
Мероприятия исполнители Сроки проведения цели
Беседы, лекции, семинары,
круглые столы, Педагог-психолог
В течении года формирование толерантности в школьной среде.
Анкетирование по определению психологического климата в коллективе
Педагог-психолог,
классные руководители Раз в полугодие определение психологического климата в коллективе
Родительская академия
« толерантность» Педагог-психолог, классные руководителАнкетирование по определению психологического климата в коллективе
Педагог-психолог, классные руководители Раз в полугодие определение
2.2мониторинг по определению психологического климата в коллективе
Выявление акцентуаций у подростка с помощью теста-опросника Леонгарда.
В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда, согласно которой акцентуации — это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. К.Леонгард различает акцентуированные свойства характера и темперамента (см. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища Школа, 1981).Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет». Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта испытуемым заносятся знаки «+» или «—» в соответствии с вариантом ответа.
СПИСОК ВОПРОСОВ С КЛЮЧАМИ
1. Ты обычно спокоен, весел? (1)
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься? (7)
3. Легко ли ты можешь расплакаться? (6)
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе? (4)
5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники? (—2)
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот? (9)
7. Любишь ли ты бывать главным в игре? (8)
8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься? (5)
9. Серьезный ли ты человек? (6)
10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей? (7)
11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры? (1)
12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел? (—7)
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать? (6)
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези? (4)
15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, в спортивной секции? (8)
16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак? (2)
17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным? (4)
18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел? (9)
19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят? (8)
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе? (5)
21. Тебе обычно немного грустно? (3)
22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать? (10)
23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте? (1)
24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо? (7)
25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки кошек? (—6)
26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно? (4)
27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома? (2)
28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины? (9)
29. Ты — один из лучших учеников в классе? (8)
30. Часто ли ты веселишься, дурачишься? (—3)
31. Легко ли ты можешь рассердиться? (5)
32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым? (10)
33. Умеешь ли ты веселить ребят? (1)
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь? (7)
35. Боишься ли ты крови? (6)
36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения? (—4)
37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо? (7)
38. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату? (2)
39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная? (4)
40. Легко ли ты знакомишься с людьми? (9)
41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах? (8)
42. Ты когда-нибудь убегал из дому? (5)
43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу? (3)
44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой? (3)
45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой? (1)
46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине? (—7)
47. Любишь ли ты животных? (6)
48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться,чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь? (4)
49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться? (2)
50. Твое настроение зависит от погоды? (9)
51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь вопрос? (—8)
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться? (5)
53. Нравится ли тебе быть среди ребят? (—3)
54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние? (10)
55. Можешь ли ты организовать игру, работу? (1)
56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности? (7)
57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги? (6)
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот? (4)
59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать? (—7)
60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице? (2)
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте? (4)
62. Бывает ли с тобой, что ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим? (963. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)? (8)
64. Бывает ли у тебя головная боль? (5)
65. Часто ли ты смеешься? (—3)
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)? (8)
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день? (1)
68. Часто ли с тобой бывают несправедливы? (7)
69. Любишь ли ты природу? (6)
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет? (4)
71. Боязлив ли ты, как ты считаешь? (2)
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом? (9)
73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты считать стихи со сцены? (8)
74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором ни с кем не хочется разговаривать? (5)
75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью? (3)
76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске? (10)
77. Умеешь ли ты развлекать гостей? (1)
78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься? (7)
79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей? (6)
80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради? (4)
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым? (7)
82. Часто ли тебе снятся страшные сны? (2)
83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину? (4)
84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся? (9)
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно? (8)
86. Ты внезапно можешь стать несдержанным и вести себя развязно? (4)
87. Обычно ты немногословен, молчалив? (3)
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене? (8)
Процедура подсчета тестовых баллов
Используя ключи, подсчитывается сумма сырых баллов по каждой шкале (знак «—» перед ключом означает отрицательный ответ). Произведение сырого балла на коэффициент дает показатель типа акцентуации. Показатель считается выраженным, а акцентуированная черта представленной, если он превосходит 12 баллов. Сочетание акцентуированных черт требует специального анализа на основе теории К.Леонгарда.
Но- Сырые баллы Показатель акцентуа-
мер Тип акцентуации Коэффи- (числоции (произведениешка- циентсовпавших с сырых баллов налыключом ответов) коээфициент)1 Гипертимическая3 2 Тревожная 3 3 Дистимическая3 4 Педантическая 2 5 Возбудимая 3 6 Эмотивная 3 7 Застревающая 2 8 Демонстративная 2 9 Циклотимическая3 10 Экзальтированная б Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимический (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность;
2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
3) циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности); 4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
6) возбудимый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
7) застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной;
8) педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, словоохотливость, обособленность.
11) интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость.
Заключение
по результатам проведённогопсихологического обследования
Обследование было произведено согласно плана работы школьного психолога, в целях исследовать степень выраженности акцентуации характера у подростков.
Всего обследовано 79 обучающихся, что составляет 37 % от постоянного состава учащихся средней ступени обучения.
Для обследования использована методика Леонгарда К. Акцентуированные личности.
Параметры исследования (типы акцентуаций):
гипертимический
дистимичный
циклоидный
эмотивный
демонстративный
возбудимый
застревающий
тревожный
экзальтированный
педантичный
Р е з у л ь т а т ы о б с л е д о в а н и я:
Исследование показало, что по типам акцентуаций обучающиеся распределились следующим образом: (необходимо учесть, что у одного ученика могут быть до 2-3 -х ведущих типов)
А) Гипертимический тип …….. …………………………10 чел. или…………12 %
Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность;В) Тревожный тип (психастенический) ………………………2 чел или.. ………2 %
Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.
Г) Дистимический тип ……………………… ……………….. 9 чел. ил…….…11 %
Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной.
Д) Педантический тип ……………………… ………………0 чел ил……………0 %
Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
Е) Возбудимый тип……………………...……………………..15 чел или…….…18%
Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует
Ж) Эмотивный тип………………………(ярко выражен).22 чел или..................27 %
Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение. З) Застревающий тип……………………………………………2 чел или….………..2%.
«Застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной
И) Демонстративный тип …………………(ярко выражен) 16 чел или……….. 20 %
Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках.
К) Циклотимический тип…………………..(ярко выражен) 46 чел или..............58 %
Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
Л) Экзальтированный тип……………….(ярко выражен) 30 чел или.....................37 %
Очень изменчивое настроение, словоохотливость, обособленность.
Типы акцентуаций характера
Как свидетельствует из приведенного перечня направленности личностного профиля у подавляющего большинства учащихся превалирует.
Циклотимический тип (58%) – общительные подростки, которые достаточно контактны, однако их эмоциональный настрой часто нестабилен.
Экзальтированный тип (37%) – очень изменчивое настроение, словоохотливость, обособленность. Т.е у данных подростков присутствует завышенное самомнение, хотя они не всегда могут свою позицию транслировать в социуме.
Эмотивный тип (27%) – чрезмерно чувствительные, ранимые, глубоко переживающие по малейшим неприятностям люди. Наличие излишней чувствительности к замечаниям, неудачам, поэтому у таких подростков чаще преобладает сниженный эмоциональный фон.
Демонстративный тип (20%) – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Не рефлексивны.

Общие рекомендации (общие коррекционные подходы):
Классным руководителям 7-8 классов учитывать в воспитательной работе ярко выраженный акцентуант /психогенного характера/ подростков. Включить в план по воспитательной работе классные часы по следующей тематике: «Толерантность во взаимоотношениях с окружающими», «Характеристики современного успешного человека», «Современные субкультуры»
Классным руководителям организовать с учащимися ярко выраженной акцентуацией тренинг толерантности «Жить в мире с собой и другими» (по программе Солдатовй Г.У, Шайгеровой Л.АОценка психологического климата классного коллектива.
Методика А.Н.Лутошкина /Опросник №2/
Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого отметьте ту оценку, которая по вашему мнению соответствует истине.
Оценка:
4-5- критерий выражен позитивной окраской;
3 - критерий выражен нейтральной окраской;
1-2 - критерий выражен негативной окраской.
Первая шкала. Направленность деятельности коллектива класса
Показатели позитивной активности Оценки в баллах Показатели негативной активности
5 4 3 2 1 1.Класс активен, полон творческой энергии 1. Класс инертен, пассивен
2.Цели, которые ставит перед собой класс, направлены на достижение общешкольных целей 2.Классу безразличны цели деятельности коллектива
3.Класс стремится общаться и сотрудничать с другими классами 3.У класса наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других классов.
4. В классе существует справедливое отношение ко всем учащимся, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищённости каждого 4.Коллектив класса заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых»
Вторая шкала. Организованность класса.
5. Класс может самостоятельно выбирать себе организаторов по различным видам деятельности 5.Класс не может самостоятельно, без помощи старших, решить вопрос о выборе организатора или проводит выборы не серьёзно, по принципу «кого-нибудь, только не меня»
6.Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия ещё больше сплачивают класс 6.В трудных ситуациях происходит рассогласование класса вплоть до полного распада коллектива
7. Класс легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия 7.Класс не способен к согласованию своих действий
8.Учащиеся активно стремятся сохранить свой класс, как единое целое. Класс настойчиво противодействует попыткам расформирования 8.Учащиеся класса относятся безразлично к его сохранению. Класс легко поддаётся расформированию или даже способствует ему.
Третья шкала. Психологическое единство класса.
9.Учащиеся класса легко находят общий язык и взаимопонимание при решении классных задач 9. В классе нет должного взаимопонимания при решении общих задач.
10. Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствую созданию единого классного мнения 10. Критические замечания со стороны одних членов класса принимаются другими его членами враждебно и способствуют разъединению классного мнения
11. Критические замечания извне принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к исправлению недостатков. 11.Критические замечания из вне принимаются враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, упрямству.
12. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся класса и поведения отдельных его членов, класс активно добивается единого мнения и находит единодушное решение. 12. Класс не способен прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как класса в целом, так и отдельных его членов.
Четвёртая шкала. Психологический климат класса.
13.В классе преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон. 13. В классе преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой.
14.Школьникам класса нравится бывать вместе, им хочется чаще находится в классе, участвовать в совместной деятельности. 14.Члены класса не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению.
15.Успехи и неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса. Имеет место одобрение, а критика упрёки делаются с доброжелательной позиции. 15. На успехи товарищей проявляется зависть, а на неудачи злорадство. Упрёки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.
16.Отрицательная оценка класса со стороны вышестоящих органов вызывает общее сопереживание, выражающее единение класса. 16. В аналогичных ситуациях у части школьников имеет место переживание, выражающееся в разобщении класса или способствующее ему.
Методика изучения уровня развития детского коллектива
«Какой у нас коллектив»
Cоставлена А.Н.ЛутошкинымЦель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.
Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.
Ход выполнения
Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.
Образное описание стадий развития коллектива
1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.
Обработка полученных данных
На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.
Тренинг толерантности «Жить в мире с собой и другими»
Цели:
- ознакомление с понятием «толерантность», «толерантная личность»;
-развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинстов других;
- осознание многообразие проявлений личности каждого участника в групповой поддержке;
- развитие способностей к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
- формирование позитивного отношения к своему народу и другим культурам.
Программа рассчитана для подростков 12-15 лет.
Критерии толерантности:
-равноправие;
- взаимное уважение, доброжелательность к членам группы, обществу;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Содержание программы тренинга
№ Занятие Время
1 Толерантность; что это? 60 минут
2 Толерантная личность 45 минут
3 Я и группа: толерантность к себе. 60 минут
4 Я и группа: толерантность к себе и к другим 60 минут
5 Толерантное общение 45 минут
6 Толерантность к другим: разные миры 60 минут
7 Толерантность к другим: учимся сочувствию 60 минут
8 Границы толерантности 45 минут
9 Завершение. Рефлексия Литература:
Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А, Шарова О.Д. Толерантность. Жить в мире с собой и другими, Москва 2001 г.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., «Генезис», 1998.
Уолцер М. О терпимости. М., «Идея – пресс», 2000.
Рудестам К. Групповая психотерапия. М., «Прогресс», 1990 г.
РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Основная цель данного направления:
способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя и ребёнка.
Решаемые задачи:
Расширение возможностей понимания своего ребёнка;
Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком;
Выработка навыков взаимодействия с ребёнком через ролевую игру.
Активизация коммуникаций в семье.
Для поддержания интереса родителей в вопросах психолого-педагогического просвещения с 2013-2014 учебного года функционирует регулярно действующий теоретический лекторий – «Родительская академия».
Таблица 1. В рамках лектория, в течение пяти лет рассмотрено четырнадцать тем.
Учебный год Тематика встреч:
2009-2010
(1) «Зона пристального внимания – особые дети».
2010-2011
(3) «Построение психологического контакта между ребёнком и родителем».
«Зона пристального внимания – особые дети».
«Психопрофилактика тревожных состояний у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ».
2011-2012
(4) «Кто такие дети индиго?» /кинолекторий/
«Виртуальная агрессия» /кинолекторий/
«Психопрофилактика тревожных состояний у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ».
«Предпрофильная подготовка» /презентация элективного курса/
2012-2013
(3) «Категория трудных детей. Беспризорность».
«Суицид. Причины и последствия»
Детско-родительский тренинг «Шесть шляп»
2013-2014
(3) Подростковый кризис /презентация/
Искусство быть родителем /кинолекторий/
«Суицид. Причины и последствия»
Используемые мною виды психологического лектория:
общие (классы одного возраста по параллелям)
дифференцированные (специально приглашённая группа родителей)
Формы проведения лектория:
Деловая игра
Дискуссия
Кинолекторий
Статистический анализ результатов анкетирования показывает, что 100% реципиентов считают, что получаемая информация на лекториях помогает задуматься, изменить свои взгляды на процесс воспитания ребёнка, увидеть ошибки; 67% поддерживают своё участие в тренинговых мероприятиях. Наблюдается устойчивая мотивация у родителей в психолого-педагогическом просвещении.
Доступность подачи лекционного материала родители оценивают следующим образом:
а) 89% реципиентов обозначили доступность, простоту изложения информации, отметили актуальность подбираемых тем;
б) 11% отразили, что испытывают трудности в восприятии информации. В указанную цифру входят бабушки, дедушки участвующие в воспитании детей.
Таким образом, видно, что значительная часть родителей стремится к психопросвещению. Я считаю, что отсутствие данной формы работы повлекло бы к дезадаптивным формам поведения между родителями и детьми. Наличие в школе родительской академии облегчает образовательный процесс в целом.
На основе лектория разработана подборка рекомендаций для родителей и учащихся по различной проблематике. В рамках серии брошюр было подготовлено два выпуска: «Как вести себя с вашим беспокойным подростком?», «Что делать, если …?».
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
ТЕМА:
« Как подготовить ребёнка к школе»
« Здоровый, счастливый и уравновешенный человек вырастет не из того ребёнка, которому рассказывают о любви, а из того, который сам в полной мере испытывает любовь».
М.Мальц«….Лишь тот осознаёт себя полноценной личностью, кто нашёл свой путь в любви и самоуважении, последнее во многом зависит от приобретённых знаний, опыта и умения решать жизненные проблемы».
У. ГлессерРешаемые цели и задачи:
Познакомить с основными критериями готовности детей к обучению в школе.
Раскрыть наиболее эффективные пути взаимодействия детей и родителей в коммуникативной сфере деятельности.
Демонстрация ценности коллективного взаимодействия в игре в целях сплочения детского коллектива и налаживания межличностных связей.
Краткое содержание.
Психологическая готовность ребёнка к школе. (Информирование)
Итогом развития ребёнка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребёнок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относится:
Желание стать школьником.
Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости.
Достаточный уровень волевого развития ребёнка.
У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей шестилетних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт возможность управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в 1 класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявленных школой и учителем.
Готовность ребёнка в области умственного развития.
Ребёнку необходим известный запас знаний об окружающем мире. Но важен не столько объём этих знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщённости сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Качества восприятия и мышления ребёнка.
Ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Качества личности ребёнка.
Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.
Практическая часть. Вводное упражнение.
Родители сидят в кругу. Предварительно раздаются карандаши, листки бумаги. Ведущий даёт инструкцию:” Сейчас вы должны будите на листочках зафиксировать свои инициалы.
Интерпретация: если в написании ваших инициалов вы в первую очередь написали имя, отчество, фамилию – значит, вы достаточно внимания уделяете себе, способны полноценно совмещать личную и общественную жизнь, иначе же всё происходит с точностью наоборот. Вы не достаточно уделяете внимание не только себе, но и тем, кто постоянно находится рядом.
Как часто вы говорите близким слова одобрения, поддержки? Особенно часто в нашей поддержке нуждаются дети.
Упражнение «Качества плюс».
Ребёнок никогда не должен задавать вопроса: ”Ты меня любишь?”
Задача каждого родителя – постоянно, изо дня в день говорить своему ребёнку что – то положительное, приятное и одобряющее. Если же у вас выработалась привычка всё время обвинять его в чём-то, сделайте над собой усилие и постарайтесь изменить способ общения с ребёнком. Давайте сейчас по кругу пустим мяч, и каждый приведёт в пример те слова одобрения, которые вы используете в общении со своим ребёнком.
Перечень позитивных фраз:
Я горжусь тобой!
У тебя всё так здорово получается!
Ты приносишь мне удачу!
Твоя улыбка освещает наш дом!
Я люблю тебя таким, какой ты есть!
С тобой так весело!
Таких больше нет в целом мире!
Как мне повезло, что у меня такой ребёнок!
Я всегда могу тебе доверять!
Мне нравится твоё чувство юмора!
Упражнение «Рисунок парой».
Участникам предлагается распределиться по парам, сесть спиной друг к другу, выбрать, кто будет выполнять роль – ведущего, а кто роль ведомого. Обе стороны имеют фломастер и листок бумаги. Ведущий задаёт последовательность отображения рисунка.
Например, ведущий говорит: ”Рисуем небо, затем дом, далее огород и.т.д.”.
После того как рисунки будут готовы, идёт обсуждение:
Похожи ли ваши рисунки? Какой вывод можно вынести из данного упражнения?
Вывод: все мы разные и этим интересны друг другу! У каждого из нас имеется своё личное представление об окружающем нас мире.
Заключительная часть.
Упражнение « Бочка».
Тема: «Тревожность и страхи у детей и подростков»
«Возрастные особенности проявления страхов и опасений у детей и подростков»
(начальная школа)
Решаемые цели и задачи:
Познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов у детей и подростков.
Показать наиболее эффективные приёмы снятия страхов у младших школьников.
Краткое содержание:
Теоретическая часть.
Американский психолог Э. Изард в 1999 году дал определение понятию «СТРАХ».
Страх – это специфическая эмоция, которая является составной определения тревожность.
Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые возрастные страхи, которые были изучены подробно многими специалистами (Раншбург Й, Поппер 1983; Захаров А.И. 1997г).
Родителям предлагается поработать с таблицей.
Задача. Сопоставить проявление страха с возрастными категориями детей.
Название страха Возрастные категории
3 4 5 6 7 8 9 10 11-14
Остаться одному дома нападения умереть Смерть родителей наказания Чужих людей Опоздать в школу Животных:
волк, змеи осуждения Врачей, уколов Объективные страхи (войны, стихийные события) высоты Страшных снов Рефлексия.
- Обсуждение. Родителям раздаются таблицы по Захарову для сравнения.
Краткий анализ.
Исследования показали, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте.
Период с 2- лет – страх носит конкретный характер: врача, собаки.
Период с 3 лет – символический страх: темноты, одиночества.
Период с 6-7 лет – страх своей смерти.
Период с 7-8 лет – страх смерти родителей.
Период с 7 – 11 л ет – страх «быть не тем», сделать что- то не так, не соответствующее общепринятым нормам.
Период с 11 -14 лет – быть не принятым среди сверстников.
00И. Раншбург и П. Поппер выявили интересную закономерность: чем выше интеллект ребёнка, тем больше он испытывает страхов.
00И. Раншбург и П. Поппер выявили интересную закономерность: чем выше интеллект ребёнка, тем больше он испытывает страхов.
Причины происхождения страхов.
Многие акушеры и психологи видят предрасположенность к детскому неврозу страха в эмоциональном состоянии матери в период беременности. Негативное влияние на ребёнка оказывает угроза выкидыша. Беспокойство за своё существование на гормональном уровне, испытанное младенцем в период внутриутробного развития, создаёт предпосылки для последующих проявлений тревожности на психологическом уровне.
Детский невроз страха может быть наследованным заболеваниям, передающимся всем членам одной семьи. Здесь имеется в виду наследование типа нервной системы и её особенностей, межполушарной симметрии головного мозга.
Существуют внутри семейные причины, способствующие формированию страхов:
излишняя принципиальность родителей в воспитании ребёнка;
большое количество запретов со стороны родителей, а так же многочисленные нереализованные угрозы со стороны взрослых в семье;
конфликтные отношения между членами семьи. Очень часто недовольство между супругами выливается на ребёнка. Подчас маленькое существо чувствует вину за конфликты, боится оказаться причиной;
тревожные дети могут быть в неполных семьях. Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков, создаёт проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
обнаруживается зависимость между возрастом матери и страхами у ребёнка. Если мать в момент рождения ребёнка была старше 35 лет, то его тревожность неминуемо повышается.
У детей живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются выше, чем у детей в коммунальных квартирах.
Недостаточная двигательная активность в течении дня.
Психологические травмы, типа испуга, которые обостряют возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам.
У девочек процент страхов выше, чем у мальчиков.
Младший школьный возраст.
Свойственен страх темноты, страшных снов.
Как помочь ребёнку преодолеть страх темноты и страшных снов?
Страх темноты один из самых распространённых страхов у дошкольников и младших школьников.
Честно говоря и среди взрослых найдётся немало таких, кому темнота внушает опаску. Что же делать, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх темноты?
☺ Нельзя заставлять ребёнка засыпать в тёмной комнате. Это можно делать. Только с его согласия. Миф о том, будто сон при включенной люстре гораздо вреднее для детской психики, чем ежедневный стресс – ошибочен.
☺ Следует ребёнку предлагать различные игры, в которых он незаметно преодолевает страх темноты.
☻ Следует обратить особое внимание, какие телефильмы смотрит ваш ребёнок. Просмотр ребёнком таких жанров кино как – ужасы, триллеры влияет на душевное равновесие ребёнка.
Практическая часть.
Ведущий предлагает.
Родителям: сконцентрировать своё внимание и изобразить с помощью красок то, чего вы боитесь или опасаетесь на данный отрезок времени.
Рефлексия.
Ваши способы борьбы со своими страхами и опасениями?
Тема: «Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители».
Классы: параллель 5 – 6 классов.
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми». А Макаренко.
Основные задачи:
- Психологическое просвещение родителей, передача знаний о возрастных индивидуально-типологических особенностях детей.
- Укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях.
Краткое содержание лектория.
часть. Приветствие.
Мини-эксперимент «Степень терпения».
Ведущий предлагает начать встречу с небольшого эксперимента.
Показывает родителям пустой стеклянный сосуд и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сосуд полон или пуст?
Ответ родителей: «Пуст!».
Ведущий наполнив сосуд грецкими орехами, спрашивает: «А теперь сосуд полон?»
Ответ: «Да, нет!?».
Затем ведущий дополняет содержимое сосуда крупой, спрашивает «Скажите, пожалуйста сосуд полон?»
Ответ ____________________??????
Ведущий в третий раз наполняет содержимое сосуда водой и спрашивает, скажите, пожалуйста, а теперь сосуд полон?
Ответы родителей ______________?????

Ведущий: «Данный эксперимент можно проводить до бесконечности».
«Реакция на полноту сосуда рассматривается – как степень вашего терпения
во взаимодействии с окружающими: коллегами, детьми, супругом и.т.д».
«Часть родительского состава отреагировала на полноту сосуда сразу;
реакция второй половины родителей на степень наполняемости сказалась после второго- третьего этапа эксперимента;
третьи – вообще остались растеряны в данной ситуации».
Ведущий:
«Данный сосуд может дополнительно являться наглядным примером влияния окружающей среды на воспитание ребёнка.
Например:
орехи – это влияния семьи на воспитание ребёнка (как мы видим, орехи занимают содержимое сосуда - 70% - значительная часть).
Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Образ жизни в семье, как правило, наследуется детьми. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той среды, в которой живёт семья.
Семейное воспитание является педагогикой будней, педагогикой каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека.
Крупа – это те зёрна знаний, которые получает ребёнок в школе.
Школа является наиглавнейшим советчиком и помощником родителям в воспитании детей. Именно помощником!!!
Вода – это та среда, которая окружает ребёнка: друзья, влияние улицы и.т.д.
Родители для детей – это прежде всего жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей.
Наилучший способом воздействия школы на ребёнка в воспитательных целях – это промежуточное, но главное звено – через родителей, семью.
2 часть.
Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?
Из индивидуальных консультаций, отмечу, что в 50% случаях встречаются некоторые перекосы в воспитании детей, которые незамедлительно отражаются на поведенческой, эмоциональной стороне ребёнка в школе.
1 тип «Неприятие» или воспитание по типу «Золушки».
Явное или скрытое эмоциональное отторжение. Отсутствие любви к ребёнку и говорит о неприятии. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают: «ест не так, двигается не так, говорит не то и.т.д.».
Причина:
- родители развелись, а ребёнок напоминает отца – отыгрывание, перенос негатива на ребёнка;
- приёмный или неродной ребёнок для одной из сторон.
Ребёнок реагирует на это по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий; ожесточается; подрастая, ребёнок компенсирует невнимание в компаниях - мстит родителям уходом из дома и.т.д. Он праздно проводит время, пренебрегает учёбой.
Воспитание подменяется жёстким контролем и суровыми наказаниями. Такого ребёнка передоверяют бабушкам, лето обычно такие дети проводят вне семьи – отправляют в бесконечные лагеря.
2 тип «Гиперопёка» или тревожно-мнительный тип.
С ребёнка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях. Такое воспитание наблюдается в семье с единственным ребёнком, а так же где растёт поздний ребёнок. Характерно такое воспитание и для тревожных родителей, когда заболевание ребёнка вызывает панику. Родители постоянно задают ему тревожные вопросы: «Тебя никто не обижает? Ты не болен? и.т.д».
В результате из таких детей, лишённых бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, ранимые, обидчивые, привередливые, мучительно неуверенные в себе, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Такие люди эмоционально пассивны, склонны к пьянству, зависимостям.
3 тип. Эгоцентричное воспитание.
Дети долгожданные в семье. Долгожданному ребёнку навязывают представление, как о самодавлеющей ценности: он кумир, смысл жизни.
Малейшие его прихоти удовлетворяются, желания предугадываются, нет ограничений и дисциплины, понятия «нельзя». Как правило, воспитание сводится к внешней форме проявление: материальному обеспечению. Он не приучен понимать интересы других, ждать своей очереди. Такой ребёнок расторможен и неустойчив.
Попав в коллектив такой ребёнок терпит неудачу. Жизнь и сверстники ставят всё на свои места. Никто такого ребёнка не признаёт принцем, кумиром. Эгоиста не терпят и он закономерно становится отверженным в коллективе сверстников, наблюдаются конфликты. Такое столкновение является на психике ребёнка – психической травмой.
4 тип. Очень распространено противоречивое воспитание.
Воспитанием ребёнка изъявляют желание заниматься сразу все субъекты семьи: бабушки, дедушки, родители, тёти, дяди. Причём требования к ребёнку предъявляют противоречивые.
Одна бабушка говорит одно, другая – другое, родители тоже каждый тянет в свою сторону, требуя от ребёнка взаимоисключающих форм поведения.
☼ Пример привести про тигрёнка в клеточку.
Что делать бедному школьнику?
Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания (да ещё и в школе нередко ему внушается совсем не то, что дома).
5 тип. Гиперсоциальное воспитание.
Ребёнка хотят иметь не потому что его хотят, а потому что дети должны быть у всех.
Это – «правильные люди». Соответственно воспитание у них «как должно быть». До формализма пунктуально выполняют рекомендации. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он сам становится правильным. Отличная оценка для ребёнка становится самоцель. Как правило, такие дети идут на шантаж учителя во имя оценки.
Как правило, такие дети не гибки в социуме и подвергаются в дальнейшем психосоматическим заболеваниям.
Пример: Стратегия жизни.
0000
6. Тип. Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребёнка, является пьянство родителей, распитие спиртных напитков в присутствии ребёнка, угощают детей пивными напитками и коктелями.
Из-за этого зловещего явления ребёнок усваивает скверные примеры и привносит данные пристрастия в коллектив сверстников; из-за этого возникает отсутствие всякого воспитания; из-за этого дети лишаются родителей, попадают в детские дома.
Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребёнку.
Примечание:
Многодетные семьи. Проблема ребёнок-нянька. Такого ребёнка не принимают сверстники, так как ребёнок наделён контрольными функциями.
Приёмный родитель. Должен принимать функцию опёки и поддержки.
Семья с длительно отсутствующим родителем – отец вахтовик. Очередной приезд отца привносит изменения в стабильную жизнь ребёнка, меняет уклад, - контрольная функция отца особенно на мальчика носит поверхностный характер, нестабильный.
3 часть.
Воспитание и наказание.
Совершенно естественно, что родители устанавливают определённые правила и нормы поведения и настаивают на их выполнении. Но бывает иногда, родители ставят ограничения, подкрепляя их систематическими наказаниями, это два разных типа воспитания. Наказания с использованием силы или лишения родительской любви ранят ребёнка. А душевные раны зачастую глубже телесных. Муштра и унижение вызывают у ребёнка чувство бессилия, возникает неприязнь к родителям, скрытая агрессия.
Из практики можно наблюдать три стратегии воспитания.
Лояльная /просьба вести себя по-другому/.
Умеренное /выговоры, порицания + поощрения/.
Строгое /физическое реагирование – шлепки, подзатыльники, пощёчины/.
012192000Методы поощрения и наказания:
Метод поощрения – похвала.
Если ребёнок слышит от родителей одобрение своим качествам или способностям, это помогает прийти к нормальной самооценке. Похвалу нужно высказывать, поскольку дети нуждаются в мотивации.
015240000
Метод убеждения.
Избегать оценки личности «Я», стараться при порицании не затрагивать роль ребёнка / сын, ученик/. Больше делать акцент на поведение ребёнка.
А) В некоторых случаях полезно пропустить вызывающее поведение ребёнка. Иногда дети ведут себя так, что явно провоцируют родителей и хотят быть в центре внимания.
1485900213360поведение
00поведение
1828800796290роль
00роль
22860001139190Я
00Я

Б) Время от времени показывать ребёнку к чему приводят дурные поступки. Ребёнок должен увидеть последствия своих дурных поступков, чтобы научиться анализировать своё поведение и прогнозировать результаты. Если он повздорил с друзьями, пусть он ищет сам способ примириться с ними.
-11430029019500
Материальное вознаграждение.
Вознаграждение в виде денежных подарков весьма проблематично как воспитательный приём; ребёнок быстро придёт к убеждению, что за всё полагается плата, и начнёт ждать её, совершив хороший поступок, поэтому целесообразно дозировать вид поощрения.
Отношение родитель-ребёнок – процесс творческий. Родители сами должны найти пути к своему ребёнку, почувствовать, что нужно именно его сыну, дочери. Поэтому:
пытайтесь сначала разобраться в поведении ребёнка, внимательно его выслушайте, а уж потом действуйте – ваше первое впечатление о том, что реально происходит с ребёнком могут быть неверными;
реагируйте не на все проявления сына, дочери, которые вам не нравятся;
не копите недовольства ребёнком, чтобы оно однажды лавиной не обрушилось на него;
не вступайте с ребёнком в борьбу за власть - победителей в этой борьбе не будет;
дайте ребёнку почувствовать, что считаетесь с его мнением, что и его суждения могут быть для вас авторитетны;
и последнее наиболее трудно выполнимое пожелание. Если вы чувствуете, что вы не правы, - имейте мужество признаться в этом. Чаще всего, боясь потерять авторитет, родители избегают признаваться в своей неправоте. Однако тем самым они подают ребёнку пример подобного поведения: упрямо стоять на своём, не желая объективно оценивать свои поступки и слова.
Приложение к теме №2

Конструктивные способы взаимодействия родитель ↔ ребёнок.
Карта конфликта
1 шаг. Процедура направлена на понимание обеих сторон. Берётся лист бумаги, в центре формулируется общая проблема, которая волнует обе стороны (маму и ребёнка) – вопрос консультанта: как вы себе её понимаете, озвучьте?
2 шаг. Каждый из участников формулирует потребности.
Например: «Я хочу …»
3 шаг. Каждая из сторон описывает опасение и страхи связанные с проблемой.
Примечание: иногда потребности сходятся.
Потребности №1
Потребности№2
проблема
Страхи
Опасения №1
Страхи
Опасения №2
Заключение контракта
1. Договор со взаимными обязательствами. Формулируются взаимные пожелания: пожелание одной стороны и пожелание второй стороны. Поведение взаимно подкрепляется на уровне договорённости.
Пример: я буду убирать в комнате, если ты …
001 А1 Б001 А1 Б если
2. Договор с независимыми обязательствами и взаимными поощрениями.
Пример: ты будешь учиться хорошо → получишь велосипед.
А
Неделя заботы
Техника из области взаимоположительного подкрепления.
Составляется список желаемого поведения т.е. перечисляется список позитивных дейтсвий. Вопрос консультанта, что бы вам доставило удовольствие в действиях сына (мамы)?
Примечание: во многих случаях сын, дочь (мама, папа) не знают или забыли действия желаемые для второй половины. Каждая из сторон заводят дневники и в течении недели помечают, удалось ли доставить положительные эмоции друг другу.
Интерактивное общение
Школьная интернет страница
Рубрика «Семейная академия»

Вы спрашивали? Мы отвечаем.
Вопрос родителей: как вести себя родителям после развода?
Ответ психолога.
Открытые раны развода могут вызывать страдания у детей и десять лет спустя после развода. К такому выводу пришла американский психолог Юдит Уолленстайн, проведя уникальное долговременное исследование. «Почти половина детей из разведённых семей, вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенных в своих способностях, а то и попросту озлобленными».
Основные причины:
половина детей росла в обстановке продолжающейся даже после развода войны между родителями;
накладывается запрет на встречу с ушедшим из семьи родителем.
Все психологи сходятся в том, что ребёнок должен встречаться с тем из родителей, с которым он не живёт, чтобы отношения между ними не прерывались. То как дети перенесут семейный кризис, зависит во многом от отношений между родителями. Можно ли этого достигнуть? Можно и нужно.
Вопрос родителей: что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания ребёнка?
Ответ психолога.
Чтобы воспитать ЧЕЛОВЕКА нужно:
Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
Стремится понять, о чём думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе.
Внушать ребёнку, что он всё может, если он поверит в себя и будет работать.
Понимать, что в любых проступках ребёнка следует прежде всего винить себя.
Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нём личность, а не объект воспитания.
Понимать, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя:
Относиться к ребёнку как к сбербанку, в который родители вкладывают свою любовь и заботу, а потом получат её обратно с процентами.
Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, бабушек, дедушек.
Вопрос родителей: что такое домашнее насилие?
Ответ психолога.
Домашнее насилие проявляется в различных формах:
это может быть физическое;
экономическое;
сексуальное;
эмоциональное.
Домашнее насилие включает в себя всё и даже больше. Ведь под термином домашнее насилие понимают систему поведения, целю которого является достижение власти и контроля со стороны одного человека над другим, данное поведение приводит к пограничным состояниям, возникающим под влиянием травмирующих ситуаций. Травмирующей ситуацией для ребёнка является жестокое обращение с ним со стороны его родителей, близких родственников.
Постоянные угрозы, крики, побои, запреты являются благоприятной почвой для развития детского невроза. Непомерное давление, которое испытывают дети, приводит к возникновению и дальнейшему развитию вредных привычек: грызение ногтей, заикание, тики.
Дети, испытывающие насилие имеют общие особенности поведения:
они отличаются заторможенной реакцией;
безразличным отношением ко всему происходящему;
агрессивностью;
лживостью;
склонностью к воровству.
У детей испытавших сексуальное насилие отмечаются:
желание скрыть своё тело;
отсутствие аппетита.
Наблюдаются и эмоциональные расстройства: ночные кошмары, боязнь спать в темноте, плач без причины, повышенная чувствительность к прикосновениям. В рисунках таких детей чаще всего присутствует тёмный фон, отсутствуют плавные линии при изображении себя, своих близких, друзей, что выражает тревожность и агрессию ребёнка.
В таких случаях необходимо обратиться к школьному социальному педагогу.