Методическая разработка для проведения открытого урока по МДК.03.01 Технология сборки, ремонта, регулировки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики


Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум имени Евграфа Петровича Ковалевского»

Методическая разработка
для проведения открытого урока
по МДК.03.01
Технология сборки, ремонта, регулировки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики
Тема: Техника измерений постоянных и переменных токов и напряженийПрофессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Ютановка 2016 г.
Тема: Техника измерений постоянных и
переменных токов и напряжений.
Вид занятия: комбинированный урок
Дата проведения: 26.09.2016 г.
Время: 45 мин.
Цели и задачи урока:
Образовательная:
- усовершенствовать полученные знания;
- сформировать у обучающихся представление о технике измерений постоянных и
переменных токов и напряжений;
- обобщить и систематизировать знания, усвоить навыки и умения по теме урока.
Развивающая:
- продолжить формировать умение сравнивать и анализировать;
- способствовать формированию умений и навыков и развитию познавательных способностей у обучающихся;
- способствовать познавательной активности;
- развитие творческой деятельности.
Воспитывающая:
-продолжать выработку умения работать в группе (развитие коммуникабельности);
- добиваться осознания важности темы в будущем;
- формирование будущего специалиста;
- осмысление роли практики;
- формирование научного мировоззрения;
- сформировать самостоятельность в принятии решений.
Перечень формируемых на уроке у обучающихся общих и профессиональных компетенций ПК 3.1Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
ПК 3.2Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности.
ПК 3.3Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Методы контроля:
1) тестирование, фронтальный опрос
2) практическая деятельность студентов - работа в операционном модуле по алгоритму
Материально-техническое обеспечение занятия
1. Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор
2. Стенды по электротехнике (операционный модуль), электроизмерительные приборы
3. Раздаточный материал
4.Учебные места
Структура урока
1. Организационный этап
Цель – подготовка обучающихся к работе на уроке:
-взаимное приветствие;
-рапорт старосты группы, определение отсутствующих;
-запись числа;
-настрой обучающихся на работу, организация внимания;
-проверка готовности к уроку (рабочие место, внешний вид);
-сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний обучающихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях:
-тестирование.
3. Подготовка к активному усвоению новых знаний
Цель – организовать познавательную деятельность обучающихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы
-фронтальный опрос.
4. Изучение нового материала
Цель – дать обучающимся конкретное представление об изучаемом вопросе
-презентация
5. Применение знаний
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации
-работа в операционном модуле по алгоритму
6. Подведение итогов урока
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работала группа на уроке, отметить работу обучающихся, выяснить, что нового узнали обучающиеся на уроке.
-выводы;
-вопросы на понимание изученного материала;
-разбор и запись домашнего задания;
-оценка работы обучающихся.
ХОД УРОКА
Название и дидактическая задача этапа Деятельность преподавателя Деятельность
обучающихся Комментарии
1.Организационный этап
Подготовка обучающихся к началу урока. Приветствие, выявление отсутствующих.
Тема нашего урока:
« Техника измерений постоянных и
переменных токов и напряжений»
Сегодня на уроке мы познакомимся с амперметрами и вольтметрами и техникой измерений. Рассмотрим различные схемы включения электроизмерительных приборов, попытаемся самостоятельно собрать схему и произвести измерения Приветствуют преподавателя;
записывают дату,
тему и цели урока.  
2.Проверка домашнего задания.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, стимулирование учащихся к самообразованию. А начинаем мы с проверки домашнего задания. Каждый получил карту с тестом, поэтому проверка домашнего задания проводится в форме хорошо вам знакомого тестового контроля.
Работаем быстро, четко, по окончании работы сдаем работы своему соседу. обучающиеся отметили правильные ответы в тесте и сдали его консультанту. Они начинают проверять работы а затем идёт фронтальный опрос. количество набранных баллов (от 0 до 13)
Критерии оценки:
12-13-Отлично
10-11 Хорошо
8-9 Удовлетворительно
3.Подготовка к активному усвоению новых знаний Преподаватель проводит фронтальный опрос:
1.Назовите типы измерительной системы электроизмерительных приборов
2.Как определить на какое напряжение был испытан корпус прибора
3.Перечислите основные системы электроизмерительных приборов
4.Дайте краткую характеристику каждой из систем по принципу действия Обучающиеся отвечают на вопросы4. Изучение нового материала и первичное закрепление
Сформировать у обучающихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях. процессах. На основе новых знаний вырабатывать умения;
формировать у обучающихся умения применять знания по образцу Повторив основные вопросы прошлого материала мы с вами обращаемся к заданию № 2 нашей инструктивной карты, и, по алгоритму предложенному в задании, попытайтесь самостоятельно собрать схему и снять показания.
Давайте применим полученные нами знания на практике самостоятельно.  
РАБОТА ПО ОПЕРАЦИОННОМУ МОДУЛЮ
5. Применение знаний
Формирование у обучающихся умения применять знания в измененной ситуации. Прочтите цели всего занятия.
- Как вы их понимаете?
Далее, читая цели к каждому учебному элементу и выполняя задания, постарайтесь достичь этих целей. Результатом вашей работы будет правильно собранная цепь и проведённые измерения Обучающиеся работают с модулем  
6. Подведение итогов урока.
Дать оценку работе обучающихся.
Информация о домашнем задании.
дать домашнее задание. Хорошо. Все справились с работой. А теперь подведём итоги Обучающиеся оценивают работу и сосед по парте выставляет в ведомость оценку за урок.
Обучающиеся
записывают домашнее задание  
ТЕМА УРОКА «Техника измерений постоянных и переменных токов и напряжений»
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Усвоить знания по технике измерений постоянных и переменных токов и напряжений.
2. Получить умения по технике измерений постоянных и переменных токов и напряжений.
ЗАДАНИЕ 1.
Проверка домашнего задания.
КОММЕНТАРИИ
Проверьте ранее изученный материал с помощью такого теста. Правильных ответы передайте своему консультанту.
СОДЕРЖАНИЕ
1Нарисуйте условное обозначение приборов:
Электродинамической системы
Магнитоэлектрической системы
Электромагнитной системы
Индукционной системы
Ферродинамической системы
333375045720А
А
2.Нарисуйте условное обозначение:
Амперметра
3375660129540V
V

Вольтметра
336423039370W
W
Ваттметра
3336290112395

Омметра
3.Дайте расшифровку следующим условным обозначениям на шкалах приборов:

прибор трехфазного тока

прибор постоянного тока
прибор переменного тока
вертикальная установка прибора
1.5класс точности прибора
Критерии оценки:12-13-Отлично. 10-11 Хорошо. 8-9 Удовлетворительно
ЗАДАНИЕ 2.
Изучение нового материала.
Презентация
СОДЕРЖАНИЕ
Обучающиеся внимательно слушают преподавателя и при необходимости задают вопросы
ЗАДАНИЕ 3.
Практическая работа. Модуль практического задания. (Тип модуля: операционный)
ЦЕЛЬ СОДЕРЖАНИЕ УКАЗАНИЯ Преподавателя
Интегрирующая цель задания.
1. В процессе выполнения практического задания вы должны обобщить знания об измерительных приборах, способах их подключения.
2. Научится применять полученные знания при изменении заданий.
3. собрать на практике электрические схемы и измерить электрические величины предложенным прибором. Прочти внимательно цели заданий.
Закрепить полученные знания, собрать схему и измерить токи и напряжения Рис 1. Схемы включения измерительных приборов переменного тока:а — с трансформатором тока, б — с трансформатором напряжения.В цепи однофазного переменного тока мощность измеряют непосредственно с помощью электродинамического ваттметра или косвенно методом амперметра и вольтметра. Схема включения приборов показана на рис. 1.

Зная напряжение U, приложенное к нагрузке, силу тока I, проходящего по ней, и угол ϕ сдвига между током и напряжением, можно определить активную, реактивную и полную мощность:Р = UI cosϕ; Q = UI sinϕ; S = UI.Угол ϕ или cosϕ определяют с помощью фазометра. При отсутствии фазометра полную мощность находят по показаниям вольтметра и амперметра: S = UI. С помощью ваттметра измеряют активную мощность, отсюда: cosϕ = Р/S; ϕ = arccosP/S; Q = UI sinϕ .При включении вольтметра в измеряемую цепь учитывают полярность его выводов (начала токовой обмотки и обмотки напряжения). 
Рис. 2. Схема включения приборов для измерения мощности:Rн — резистор нагрузки, Rд — добавочный резистор к обмотке напряжения ваттметра.

1. Определить пределы измерения амперметра и вольтметра.
2. Рассчитать мощность тока
Порядок выполнения практического задания.
1. Рассмотрите выданные вам приборы.
2. По шкале приборов определите предел измерения амперметра и вольтметра.
Iа = ;Uв = ;3. Зная, необходимое вам, новое значение силы тока и напряжения определите значение мощности эл. тока.
1. Прочитай внимательно цели 2. Если затрудняешься, обратись к преподавателю.
Выставить оценки, полученные на уроке Учитывая баллы за проверку домашнего задания, выставить оценку за урок. Задание на дом:
Стр. 136-243 Зайцев С.А., Грибанов Д.Д., Толстов А.Н., Меркулов Р.В. Контрольно-измерительные приборы и инструменты запишите Дом./Зад.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Электротехника П.А.Бутырин, О.В.Толчеев,Ф.Н, Шакирзянов. -М.ИЦ «Академия», 2013-272с.
2. Контрольно-измерительные приборы и инструменты. Зайцев С.А., Грибанов Д.Д., Толстов А.Н., Меркулов Р.В.- М. ИЦ «Академия» , 2013.-464 с.
3. Электрорадиоизмерения Л.В. Журавлёва ИЦ «Академия»,2004г.