«Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Проект по формированию основ правового воспитания детей старшего дошкольного возраста


Шаг за шагом

«Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Проект по формированию основ
правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Воспитательница МБДОУ
«Балтасинский детский сад №1»
комбинированного вида РТ»
Валиуллина Фарида Нурзадовна
Моя 1 ступенька: Актуальность выбранной темы.
Работая в детском саду , я часто сталкиваюсь с проблемой правового воспитания детей, мнения детей никто не учитывает. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема до-машнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, наркома-ния. Многим взрослым трудно понять и принять ,что ребёнок тоже равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его право, как и право лю-бого человека, нужно уважать и не нарушать.
Моя 2 ступенька: Новизна проекта.
В моём проекте представлена работа по формированию основ правового воспитания детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с образовательными областями: «Познание», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Моя 3 ступенька: Причина нарушения прав ребёнка.
Я думаю, причина нарушения прав ребёнка состоит не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовритворительном использовании правовой базы. Детство – одно из самых незабываемых ,ярких периодов жизни, оставляющее неизгладимые впечатления, события которого могут наложить отпечаток на всю дальнейшую судьбу.

Моя 4 ступенька: Цель проекта.
- повысить эффективность работы по формированию основ правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить детей с Конвенцией по правам ребенка, содержанием ее статей;
- формировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права;
- учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и само-защиты в случае нарушения их прав;
- формировать умение анализировать различные социальные явления , сопоставлять их, обобщать и выражать в речи.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению прав ребенка;
-способствовать развитию активной речи;
- расширять кругозор детей;
- развивать коммуникативную компетентность детей;
- развивать познавательную активность, любознательность, творчество.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родным, своей малой родине;
- содействовать развитию положительного отношения детей к окружающим людям.
Моя 5 ступенька: Путь к победе - этапы проведения и реализации проекта
I. Информационно-накопительный:
Изучение интереса педагогов ДОУ по правовому воспитанию детей.
Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные бе-седы и анкетирование родителей) для определения цели задач проекта.
Уточнение представлений детей по правовому воспитанию (проведение диагностических тестов) .
Подбор и анализ художественной, методической литературы.
Подбор музыкальных произведений для старшего дошкольного возраста.
Подбор наглядного (иллюстрации, фотографии, плакаты, памятки, зарисовки) и дидактического материала.
Разработка перспективного планирования непосредственно образова-тельной деятельности с детьми.
2748915192405-470535192405
II. Организационно-практический

Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате.
Проведение непосредственно образовательной деятельности согласно перспективному планированию.
-6705601473202748915175895
III. Презентационно - завершающий
-Выступление на межрегиональном семинаре по правовому воспитанию с детьми старшей группы.

Презентация проекта на общем родительском собрании (выступление педагогов, родителей, детей).

94869069215
Выставка рисунков.

Моя 6 ступенька: Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты в работе с дошкольниками:
1. Имеют представление о Конвенции прав ребенка.
2. Усвоили ключевые понятия: «закон, право, правонарушение, национальные отношения, свобода, гуманизм, ответственность».
3. Имеют представления о родословной своей семьи. Знают родственников, родственные отношения.
4. Знают название родной страны, родного города, где живут.
Ожидаемые результаты в работе с родителями:
1. Повышение компетентности родителей по правовому воспитанию.
2. Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, акциях, экскурсиях.
3. Участие родителей в подборке и оформлении наглядного материала для детей.
Ожидаемые результаты в работе с педагогами:
1. Повышение компетентности педагогов по правовому воспитанию.
2. Активность педагогов в работе по проекту.
Моя 7 ступенька: Достигнутые результаты
В ходе работы по проекту я пришла к выводу , что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Я очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет детям сформировать у детей качества, которые пригодятся им для благополучной адаптации в школе, помогут решить проблемы , возникающие в общении с окружающими, противостоять отрицательному примеру в поведении.
Я уверена, что успех в правовом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам педагог будет знать и соблюдать права ребенка. Я старалась отобрать те знания, к0-торые будут доступны детям дошкольного возраста. А результатом работы можно счи-тать возросший уровень знаний детей о соблюдении прав ребенка.
Наши дети научились:
- понимать смысл сказок, пословиц, поговорок;
- отличать добро от зла, хорошие от плохих поступков;
- проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свои поступки;
- у детей сформированы гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в жизни конфликты правовыми способами.
А также: произошло взаимопонимание между родителями и педагогами, благодаря совместной работе детей и взрослых.
Таким образом , целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы получить теоретические знания. Затем родители заинтересованы к таким формам работы , где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, бесе-ды, совместное проведение праздников, непосредственно образовательные деятельности, оформление выставок и т. д.

Моя 8 ступенька: Моя достигнутая вершина – моя победа
Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, я всегда учитывала эти моменты. Желательно, чтобы родители тоже участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. Сегодня семья к сожалению перестаёт быть защитником, в ней утрачивается отношение к детям. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию.