Урок литературного чтения 2 класс Тема: Стихи Ф.И. Тютчева о весне.


МБОУ «Емецкая средняя общеобразовательная
школа имени Н.М. Рубцова»
Учитель начальных классов
Полякова Светлана Дмитриевна

Урок литературного чтения
2 класс
Тема: Стихи Ф.И. Тютчева о весне.
Цели: 1. Познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева о весне.
2. Учить анализировать поэтические произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.
3. Развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание к слову.
4. Воспринимать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
читать стихотворения и загадки выразительно;
соотносить загадки и отгадки;
представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины;
объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Оборудование:
Портрет Ф.И. Тютчева
Выставка книг Ф.И. Тютчева
Аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года» «Весна».
Ход урока.
Организационный момент. Тема урока. Постановка целей.
Чтение стихотворения.
Речка голубая
Под небом голубым,
И туман растаял,
Голубой, как дым.
Будто бы кивая
Круглой головой,
Пьет сойка голубая
Из лужи голубой.
Почему урок начали с этого стихотворения?
Чем мы будем заниматься на уроке?
Учитель: На сегодняшнем уроке мы поговорим о весне. Вернее, о том, как отражают в своих произведениях весну поэты. Давайте послушаем стихи А. Пушкина, С. Маршака,
А. Блинова, М. Плецковского, Я. Акима в исполнении ребят.
Мы продолжим изучать тему «Люблю природу русскую. Весна». (Стр. 107) . Познакомимся с жизнью и творчеством Фёдора Ивановича Тютчева.
Проверка домашнего задания. Чтение учащимися стихов (загадок) о весне.
Знакомство с жизнью Ф.И. Тютчева. Доска – портрет.
Рассказ учителя: Родился в семье помещика и получил домашнее образование. С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения. 22 года прожил за границей, работал дипломатом. Написал много стихотворений о русской природе. Фёдор Иванович Тютчев – человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на четыре с половиной года. Однако Ф.И. Тютчев при жизни А.С. Пушкина как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным критикам. Только в 1836 году в журнале «Современник» были помещены «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т. «Весенние воды» - всего 24 стихотворения. Говорят, А.С. Пушкин пришёл в восторг и изумление, прочитав рукопись.
Работа с учебником. (стр.110)
Звучит музыка П.И. Чайковского
Чтение стихотворения учителем.
Понравилось ли стихотворение? Почему?
Грустное или веселое настроение вызывает стихотворение?
Чтение учащимися по строке.
Словарная работа:
«И всё засуетилось» - объяснение стр.2015
«Нудит» - гонит
«Пустила, убегая» - бросила
«Наперекор» - против его воли.
Ответы на вопросы 1 – 4 стр. 111.
Олицетворение – поэтический приём, когда предметы неживой природы изображены как живые существа.
Работа над выразительным чтением.
- чтение молча
- чтение по четверостишию
- чтение одним учащимся.
Физминутка.
Ветер клён качает.
Раз – наклон,
Два – наклон.
Зашумел листвою клён.
Продолжение работы по теме урока.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
Беседа по вопросам:
- О чём это стихотворение?
- Понравилось ли вам? Почему?
Чтение стихотворения по строке.
Словарная работа. Стр. 215.
Вопросы стр.112 (с [Ш] - [Щ] – использована звукопись).
Чтение молча.
Выразительное чтение стихотворения учащимся.
Составление рассказа «Я рад весне» (стр.111 задание5)
/Рабочая тетрадь или работа в группах 4-6 уч-ся/
Пришла весна. Стало тепло. Снег растаял. Побежали весёлые ручейки. Дети радуются весне. Я люблю весну за то, что день стал длинный.
Чтение учащихся.
Рефлексия.
Какова тема урока?
Какие цели ставили? Выполнили мы задание?
/Читали выразительно. Думали над значением слов/
Как можно применить это в жизни?
/Более внимательно относиться к окружающему миру.
Видеть и ценить красоту окружающей природы.
Вы уже много узнали о весне, прослушали музыкальное произведение, познакомились со стихотворением, а что вы можете сами рассказать об этом времени года. Какие весенние слова вы уже знаете?
Опорные слова на доске: сосульки, проталины, ручьи, ледоход, подснежники, первоцветы, скворечник.Посмотрите на иллюстрации, они помогут вам описать весенние изменения в природе. (Пригревает солнышко, дует тёплый ветер. Снег становится рыхлым, тает. На земле появляются проталины. С крыш свисают длинные сосульки. Бегут ручьи. На реках начался ледоход. Прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы. Пробивается первая травка, появляются первые весенние первоцветы: подснежники, тюльпаны. Животные просыпаются от зимней спячки. Природа радуется первым теплым дням.)Вы очень много знаете о весне, а интересно, сможете ли вы отгадать те весенние слова, которые я загадала. Я буду вам называть группу слов, а вы будете отгадывать, какое весеннее слово я загадала.
VI. Игра «Отгадайка».
Бегут – текут – мчатся. (Ручьи.)
Пробивается – вылезает – подрастает. (Трава.)
Освещает – сверкает – искрится. (Солнце.)
- Скажите слова, которые я называла, похожи по смыслу или противоположны? Как они называются? (Синонимы.)
Вы, конечно, знаете, что весной на полянах появляются первые цветы. У вас на партах тоже появились первоцветы. Они не простые. Эти цветочки хранят какое-то задание. А это задание тексты со словами-перевертышами.
VII. Чтение деформированных текстов.
(Чтение текста по одному предложению.)
У кого на парте выросли тюльпаны, возьмут задание из первого конверта, у кого подснежники – из второго.
1 вариант. Светит ЕНЕСЕНВЕ солнышко. Журчат ЧЬИРУ. На деревьях набухли КИПОЧ. В рощах ЧАТКРИ грачи.
2 вариант. Вот и пришла НАВЕС. Появились первые КИСНЕЖПОДНИ. Сошёл с ЛЕЙПО снег. ЧАТЖУР ручейки. Дети пускают ЛИКОБКИРА.
Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня выполнили много разных заданий, познакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева о весне. А как вы думаете, другие писатели и поэты писали о весне? Вот на этом плакате вы можете посмотреть, какие книги о весне и какими писателями написаны. На перемене вы можете изучить его.